Презентация - Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Слайд 2

"Война и Мир"

Слайд 3

Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские образы, всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или красоте фигуры, а на богатом внутреннем мире своих героинь, который одухотворяет их внешний облик. Таковы, например, пушкинская Татьяна Ларина или тургеневская Лиза Калитина. Тот же художественный принцип положен в основу создания пленительных женских образов Толстого в романе «Война и мир» ,где показана жизнь русского общества периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей.
Введение

Слайд 4

Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Карагина и другие.

Слайд 5

Фотогалерея

Слайд 6

Произведение Л. Н. Толстого “Война и мир” было задумано как повествование о жизни некоторых вымышленных героев из высшего общества, но постепенно оно превращалось в эпопею, включающую не только описания реальных событий начала XIX века, но и целые главы, задача которых — донести до читателя философские воззрения автора. Обращаясь к изображению истории, Толстой был вынужден знакомиться с разнообразными материалами по интересующей его эпохе. Одной из первых проблем, с которой столкнулся писатель, стала оценка роли личности и масс в истории. И если в начале создания “Войны и мира” основное внимание уделялось отдельным героям, то по мере изучения войны 12-го года Толстой все больше убеждался в определяющей роли народа.
Об историзме романа

Слайд 7

Идея о том, что действия масс определяют историю, находит подтверждение во многих эпизодах романа. Так, победу в Шенграбенском сражении русским войскам приносят отнюдь не удачные распоряжения князя Багратиона, который “...только старался делать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле начальников ... делалось... согласно с его намерениями”, а действия “маленького” капитана Тушина, а также осознание всеми необходимости этого боя для спасения армии. По мнению Толстого, задача личности состоит в том, чтобы не Автор “Войны и мира” считал, что и предметом истории скорее должен быть один день из чьей-либо жизни, чем целые эпохи. Не только проблема роли личности поднимается в “Войне и мире”. В эпопее важное место отводится рассуждениям об общем характере развития жизни. Отрицательно относится Толстой и ко всем изображаемым войнам, кроме благородной освободительной народной борьбы с захватчиками в 1812 году. “Война и мир” развенчивает представления о существовании так называемой исторической целесообразности, о том, что цель может оправдывать средства, вообще традиционные взгляды на историю.

Слайд 8


Наталья Ростова

Слайд 9

Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок. Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где вяло течет пустая светская беседа. Вместе с Наташей в этот чинный, чопорный мир как бы врывается свежее дыхание жизни. Ей чужды притворство, лицемерие и кокетство. Возможно, развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, уважения и взаимопонимания.

Слайд 10

Наташа отличается от ищущих, умных и образованных героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно, как художественно одаренный человек. Чистая и высокая любовь к отечеству и ее защитникам проявляется в поступке Наташи Ростовой, когда она, нежная и почтительная дочь, ворвалась в комнату и гневно пристыдила своих родителей, отказавшихся отдать подводы для раненых. Под влиянием высокого патриотического чувства Наташа забывает не только все практические расчеты, но даже бережное и любовное отношение к матери. Наташа Ростова— это страстная, порывистая натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. Полюбив Андрея Болконского, она не способна думать о чем-то другом. Разлука становится для нее непосильным испытанием, потому что она живет каждым мгновением и не может откладывать счастье на какой-то установленный срок.

Слайд 11

Это качество характера Наташи толкает ее к измене, которая в свою очередь рождает в ней глубокое чувство вины перед женихом и раскаяния. Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной счастья. Из состояния мучительного кризиса Наташу выводит известие об угрозе французов, подступивших к Москве. Общая для всей страны беда заставляет героиню забыть о своих страданиях и горестях. Как и для других положительных героев романа, для Наташи главной становится мысль о спасении России. В эти трудные дни особенно сильной становится ее любовь к людям, желание сделать все возможное, чтобы помочь им.Эта самоотверженная любовь Наташи находит свое высшее выражение в материнстве.

Слайд 12

Мы видим в финале романа Толстого уже не очаровательную тоненькую и подвижную девушку, а зрелую сильную женщину, любящую жену и мать. С прежней страстью Наташа отдается заботам о муже и детях. Вся жизнь сосредотачивается для нее в здоровье детей, их кормлении, росте, воспитании. Удивительно гармоничны и чисты их отношения с Пьером. Наташина непосредственность и обостренная интуиция прекрасно дополняя интеллигентную, ищущую, анализирующую натуру Пьера. Судьба Наташи Ростовой раскрывает взгляды Толстого на роль женщины в обществе. Высшее ее призвание и назначение писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте.

Слайд 13

Эмоциональной и живой Наташе противопоставляется в романе кроткая и нежная княжна Марья, в которой смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Княжна Марья безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная Болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. В портрете Марьи Болконской, как всегда у Толстого, предельно лаконичном, запоминаются ее лучистые глаза, которые делали некрасивое лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема.
Марья Болконская

Слайд 14

Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства. С особой мощью, твердость и сила характера этой скромной, застенчивой девушки, обнаруживается в годы Отечественной войны 1812 года. Когда компаньонка-француженка пообещала княжне Марье, оказавшейся в трудном положении, покровительство своих соотечественников, она перестала общаться с ней и выехала из Богучарова, так как ее патриотическое чувство было оскорблено.Толстой все время подчеркивает ее душевную красоту и стремление делать людям добро. Именно духовность привлекает Николая к ней. Она делается привлекательной. Очень важное качество Марьи — естественность, безыскусственность.

Слайд 15

Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда у Толстого, окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: “и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным”. Брак княжны Марьи и Николая Ростова оказывается счастливым, потому что они обогащают друг друга. Марья — прекрасная мать. Марья Болконская удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании.

Слайд 16

В Соне нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития. В образе Сони сгруппированы те черты, которые составляют тип “женщины в полном смысле”. Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь “так, как она есть”. Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом.
Соня

Слайд 17

Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье «всем готова была пожертвовать для своих благодетелей». «Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью… Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастье зависело от этой любви». Все то, что говорила Соня, была правда, и была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Широта, независимость, смелость, страстное отношение ко всем явлениям жизни - таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял современников и пленяет нас.

Слайд 18

Она верила, что это могла быть, но воспитание в семье закладывает основу человека, оно создает его совесть, способность к самокритике и самооценке. Благодаря этому Соня выросла добрым и отзывчивым человеком, в ней много простоты и наивности. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет свою верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит безропотно, но отказаться от своей любви она не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его.

Слайд 19

Элен — воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, словно окаменелости. Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Она цинично следует законам светского общества и поэтому пользуется его уважением. Для великосветской красавицы брак — путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. “Я не такая дура, чтобы иметь детей”, — произносит она кощунственные слова.
Элен Курагина

Слайд 20

Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Война проверяет Элен, как и остальных героев. Во время патриотического подъема всего общества она занята только собой и пытается выйти замуж при живом муже, приняв веру врага. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, таково ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого это самое важное. Это один из самых отталкивающих образов в романе.

Слайд 21

На самых первых страницах мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой героиней. Когда заговорили об императоре, лицо Анны Павловны «представляло глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью». Вот это «представляло» сразу ассоциируется с игрой, с поведением искусственным, а не естественным. Несмотря на свои 40 лет, она «преисполнена оживления и порывов». Представляя героиню, Толстой сразу же выделяет свою нелюбовь к ней.
Анна Павловна Шерер

Слайд 22

Характерная примета Анны Павловны – постоянство дел, статичность слов, жестов, даже мыслей: «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться». За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Слайд 23

Жюли— такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась, разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.
Жюли Карагина

Слайд 24

  Маленькая княгиня Болконская одна из самых очаровательных женщин в Петербурге; когда она говорит, беличья губка ее так грациозно притрагивается к нижней, глазки ее так светлы, детски капризные выходки так милы, кокетство так игриво. Она один из тех прелестных цветков, назначение которых украшать жизнь, одна из тех милых детей-куколок, для которых жизнь — сегодня бал у одной княгини, завтра раут у другой, толпы поклонников, наряды. Никогда ни одна серьезная мысль не мелькнула в этих светлых глазках. Этот прелестный цветок украшает собою жизнь князя Андрея Болконского, это дитя-куколка — жена и готовится быть матерью.
Лиза Болконская

Слайд 25

Муж обращается с нею с холодной вежливостью, как с посторонней женщиной. Избалованная светом, привыкшая к поклонению и обожанию, она ожидала того же от мужа, она оскорблена его холодностью и пренебрежением. Л.Толстой показывает свое отношение к таким женщинам в словах князя Андрея: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие,— вот женщины, когда они показываются, как они есть». Маленькая княгиня не заразилась нравственною распущенностью своего круга. Ее кукольное сердечко не могло увлечься сильным чувством к человеку, способному внушить его. Князь Андрей, презирая на словах этот мир гостиных, балов и сплетен, на самом деле преклонялся перед его законами.

Слайд 26

Ради этого, уезжая в армию, он поступает с женой совершенным деспотом: отвозит беременную женщину к отцу своему, которого та страшно боится, разлучает ее с друзьями, привычками, чтобы избавить ее от ухаживания Ипполита. Лиза, насильственно вырванная из родного ей мирка, скучает невыносимо в деревне. Даже в минуту разрешения, в которой она могла бы приготовиться, она остается тем же жалким ребенком: она пугается и плачет детски-капризными и даже несколько притворными слезами, умоляя всех разуверить ее, что это не то, «нестрашное, неизбежное то». Она умирает в родах. Муж возвращается с воскресшим чувством любви к куколке-жене.

Слайд 27


Под влиянием этого чувства и князь Андрей захотел жить для своей жены, этой пустой, ничтожной женщины, которой не хотел поручить воспитание сына (для дочери — эта пустая, ничтожная женщина была вполне прекрасной воспитательницей), и его собственная холодность и пренебрежение к куколке-жене показались жестокими и несправедливыми. Она любила своего мужа; но балы, наряды и успехи в свете столько же; и если б ей пришлось выбирать между мужем и всем этим, она была бы еще несчастнее, лишившись всего этого, чем любви мужа.

Слайд 28


Лиза Болконская была натурой не глубокой, но, тем не менее, ее крик души, которого маленькая княгиня не умела в жизни высказать сознательно – «Зачем вы выбрали меня, когда не могли любить такой женщины, как я? Я не обещала вам ничего, я ничего не знала, а вы, вы умный человек, вы, у которого есть и опыт и знание жизни и людей, зачем же вообразили, что я могу быть той женой, которая нужна вам, обещали мне любовь и счастье для того, чтобы потом с презрением оттолкнуть меня» - отразившийся на лице умирающей женщины, абсолютно справедлив. Останься в живых маленькая княгиня,— после первых радостей свидания жизнь их пошла бы прежним порядком. Но маленькая княгиня умерла, оставив по себе репутацию отлетевшего ангела, какую всегда оставляет для чувствительных душ каждая умершая молоденькая и хорошенькая женщина.

Слайд 29

В романе рассмотрены два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона и противостояние прогрессивного дворянства консервативным силам. Роман представляет собой широкий социально-исторический и семейно-бытовой срез эпохи. Главный прием композиции романа - антитеза. При раскрытии образов романа используется психологический анализ («диалектика души»). Автор иногда сам рассуждает о своем герое, иногда использует внутренний монолог и сны, помогающие раскрыть подсознательные стремления героя; внешние события передаются через восприятие их героем. Для отражения душевного состояния героя Толстой часто использует пейзаж. Язык романа содержит просторечия, галлицизмы. Сложный синтаксический строй романа является инструментом психологического анализа и объясняется сложными задачами романа-эпопеи.
Художественное своеобразие романа

Слайд 30

   Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Это произведение — полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины. По-моему, этот идеал можно свести к формуле: естественность, чуткость, любовь. Для Толстого дороги в женщине чувства жены и матери, и образ Наташи Ростовой выражает тот идеал женщины, которому поклонялся писатель.
Заключение

Слайд 31

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Роман Л. Н. Толстого «Война и Мир» в русской критике», сост. И. Н. Сухих, изд-во Ленинградского университета 1989г. 2. Бочаров С. «Роман Л. Толстого «Война и Мир» М. , «Художественная литература» 1978 г. 3. Толстой Л. Н. «Война и мир» М. , «Советская Россия» , 1991 г. ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ http://litera.claw.ru/ http://www.kostyor.ru/