Презентация - Буквы И - Ы после Ц

Буквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после ЦБуквы И - Ы после Ц







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе
Буквы И – Ы после Ц

Слайд 2

Вы все талантливы!

Слайд 3

Разминка. Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что. В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения
И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На Дровосека больно было глядеть (1).

Слайд 4

Текст-оригинал
И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.

Слайд 5

Повторение – мать учения. Поднимите зелёную карточку, если в слове пишется А, жёлтую – если в слове пишется О, красную – если в слове пишется Ё
Ч_рный,
ё
р_сти,
р_сток,
о
ш_рох,
о
а
изл_гать,
а
ш_лк,
ё
ш_в,
о
предл_жение
о
прич_ска,
ё

Слайд 6

Отгадайте звук по «паспорту»: согласный глухой непарный, твердый непарный
[ц]

Слайд 7

Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ци, где цы. Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей. Цилиндр-1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2.головной убор джентльмена

Слайд 8

Происшествие в стране Орфографии
Ц
и
ы

Слайд 9

Исторические (этимологические) сведения о букве Ц
Буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (XIVв.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами.

Слайд 10

Самостоятельная работа в группах
Познакомьтесь с правилом в учебнике на странице 182 и выполните задания: Первая группа: составьте кластер «Буквы И-Ы после Ц» Вторая и третья группы: заполните предложенную таблицу

Слайд 11

Слайд 12

Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок
В существительных на -ция Мы всегда напишем -ия. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву и. А в концовке -цын, -цый, -цы Пишем только букву ы.

Слайд 13

Слова - исключения
Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»

Слайд 14

Алгоритм написания букв И-Ы после Ц

Слайд 15

Рефлексия
Применяя алгоритм, устно выполните упражнение 446 : ц…нга, куц…й, овц… , синиц…н, у гостиниц…, ц…новка*(значение слова под «звездочкой» найдите в школьном толковом словаре), белолиц…й, панц…рь.

Слайд 16

Игра «Шпион»
Выпишите из каждого ряда лишнее слово : 1. с улицы, белгородцы, сестрицын, цыкнуть. 2. циркуль, секция, белолицый, дикция. 3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

Слайд 17

Отгадайте загадку:
Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая группа: Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! Третья группа: Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.

Слайд 18

Выполните задание
Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци- Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…я

Слайд 19

Итоги урока
Что узнали нового? Чему научились? Я оцениваю свою работу на уроке как … Я недоволен уроком, потому что …

Слайд 20

Домашнее задание
Напишите небольшой текст, используя слова на изученные орфограммы (в т. ч. слова-исключения)

Слайд 21

Автор разработки:
Учитель русского языка и литературы МОУ Берёзовской СОШ Богородского района Нижегородской области Ботова Наталья Евгеньевна