Презентация - Формирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностями

Формирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностямиФормирование ключевых компонентов учащихся с ограниченными возможностями







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья г. Балахна 2009
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

Слайд 2

Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
Одним из приоритетов региональной системы образования должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.
- готовность делать осознанный и ответственный выбор, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь), - информационная компетентность, - социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию), - коммуникативная компетентность.

Слайд 3

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей:
ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.

Слайд 4

В условиях модернизации российской системы образования проектирование является самым востребованным методом, самым актуальным на данный момент.
Метод проектов Образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.
Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность
Метод проектов Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний.
Метод проектов это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его любознательность, и тягу к непознанному.

Слайд 5

Что мы понимаем под методом проекта
критического и творческого мышления
познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Слайд 6

Основные требования к методу проектов
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Слайд 7

. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
Основные требования к методу проектов
выводы;
выдвижение новых проблем исследования.

Слайд 8

Типология проектов Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
Количество участников проекта (индивидуальный, групповой, коллективный);
Продолжительность проекта (мини-проект, краткосрочный, долгосрочный).

Слайд 9

Метод проектов в образовательном процессе. Описание технологии
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, пр.).
Защита проектов. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Слайд 10

Метод проектов в образовательном процессе. Роль учителя:
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:
консультирует: провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.
мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом
фасилитирует: помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был присвоить на уроках, предшествующих работе над проектом.
наблюдает: при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор.

Слайд 11

Метод проектов в образовательном процессе. Роль ученика:
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.
выстраивает систему взаимоотношений с людьми.
оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Слайд 12

Проблемная ситуация
Процедура работы над проектом
Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:

Слайд 13

Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

Слайд 14

Метод проектов в образовательном процессе. Этапы работы над проектом:

Слайд 15

Метод проектов в образовательном процессе. Этапы работы над проектом:

Слайд 16

Метод проектов в образовательном процессе. Этапы работы над проектом:

Слайд 17

Метод проектов в образовательном процессе. Этапы работы над проектом:

Слайд 18

Этапы работы над проектом
Поисковый этап
Включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.
Данный этап начинается с определения тематического поля проектов.
Следующим шагом является постановка проблемы.
Сформулированная в форме противоречия проблема легко преобразуется в цель.

Слайд 19

Поисковый этап
Например:
Проблема: Мне необходимо накрыть праздничный стол к 8 марта, но я не знаю, как это сделать правильно и красиво. Цель: Научиться проводить сервировку праздничного стола.
В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так: 7 сл

Слайд 20

Этапы работы над проектом
Аналитический этап
После постановки цели проекта в первую очередь на этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).
На этом этапе учащийся выполняет все основные шаги по разработке проекта.
Затем учащийся проводит анализ проблемы, выделяя (с помощью учителя) причины и последствия ее существования.
Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач.

Слайд 21

Аналитический этап
На данном этапе каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). С помощью учителя ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов.

Слайд 22

Этапы работы над проектом
Практический этап
На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.
Групповые обсуждения учеников, как правило, проходят под руководством учителя. Очень важно, чтобы дети освоили элементарные процедуры говорения, возражения, обращения.
Адекватной является позиция учителя, берущего в свои руки инициативу по устранению трудностей групповой коммуникации учащихся.
В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:

Слайд 23

Этапы работы над проектом
Презентационный этап
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом.
Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом.
По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. .
Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации

Слайд 24

Этапы работы над проектом
Контрольный этап
Проект – живой организм, поэтому при его выполнении возможно возникновение самых разных затруднений, тем более, что вместе с высокой степенью самостоятельности учащиеся получают и право на ошибку.
После проведения презентации учащимися проводится оценка, как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.
Важным шагом будет являться предложение и обсуждение прозрачных, то есть заранее известных и понятных для подростков критериев оценки качества продукта.
Инициатива по подготовке критериев должна исходить от учителя, а учащиеся, оценивая, должны получить опыт работы с корректно заданными критериями.

Слайд 25

Заключение:
Метод проектов – набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Слайд 26

Заключение:
Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку:

Слайд 27

Подготовила учитель профессионально-трудового обучения О.В.Фролова
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ