Презентация - Тема «страшного мира» в лирике Александра Блока

Тема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра БлокаТема «страшного мира» в лирике Александра Блока







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «На железной дороге»
Тема «страшного мира» в лирике Александра Блока

Слайд 2

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912
«Ночь, улица, фонарь, аптека...»

Слайд 3

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» было написано 10 октября 1912 года, входит в цикл «Пляски смерти». Оно является одним из самых безнадёжных и трагических произведений Блока. Поэт глубоко переживал из-за отсутствия творческого начала, дисгармонии окружающей жизни, что побудило его назвать свой сборник «Страшный мир».

Слайд 4

Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, на его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности: "Бессмысленный и тусклый свет"          "Все будет так. Исхода нет"
Каким настроением проникнуто стихотворение?

Слайд 5

Первое слово –ночь дает нам сразу же время действия и задает характер освещения. Слово улица призвано обозначить собственно «сцену»: городское пространство, ограниченное домами. Фонарь оказывается единственным источником света (а вовсе не традиционная для лирики луна). Единственный освещенный объект – это аптека, еще один, и очень специфический, признак городского пейзажа.

Слайд 6

Стихотворение воспроизводит действительность. Образ мрачной улицы – это философская метафора трагичности жизни. Свет лишается своего ореола. Нет свободы движения, а только имитация. Даже смерть не может преодолеть унылого однообразия. Жизнь представляет собой череду повторяющихся событий, которые бессмысленны и скучны. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция, те же слова расположены в другой последовательности
Какова основная мысль стихотворения?

Слайд 7

 Все стихотворение представляет собой развернутую метафору: путь, дорога жизни-печальная, нескончаемая, безнадежная. Эпитеты: «бессмысленный и тусклый свет» «ледяная рябь канала» - страх, холод, смерть Гипербола: «умрешь - начнешь опять сначала»
Какие поэтические приёмы использует поэт?

Слайд 8

 Композиция этого стихотворения - зеркальная т.к.в начале и в конце стиха одинаковые строчки     "ночь, улица, фонарь, аптека..."     и     "Аптека, улица, фонарь..."все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется:     "И повторится все как встарь..."     и     "Умрешь-начнешь опять сначала..."
Какова композиция стихотворения?

Слайд 9

Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом. Три ярких глаза набегающих – Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон... Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.
«На железной дороге»
Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом... Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул - и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... Да что - давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов... Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - все больно. 14 июня 1910

Слайд 10

Символично название. Вспомним, что "железнодорожно-трамвайной" смертью погибают в русской литературе Анна Каренина, не в "своем" трамвае, то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай". Перечень можно было бы продолжить... В авторском примечании к этому стихотворению Блок свидетельствует: "Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса". Однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки "бессознательного подражания".
Прокомментируйте смысл названия. Как оно преломляется в композиции стихотворения?

Слайд 11

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая. Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.
Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия?
1 строфа

Слайд 12

Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье: В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом...
Каким представляете образ героини?
Шла спокойно, "чинно", но сколько, наверное, было в этом сдержанного напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма. Все это говорит о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина переживаний, постоянство чувств. Как на свидание, приходит она на платформу: "Нежней румянец, круче локон..." Приходит задолго до назначенного часа ("всю обойдя платформу длинную...").
2-3 строфы

Слайд 13

А вагоны "шли привычной линией", равнодушно и устало "подрагивали и скрипели". В вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела до одинокой молодой женщины на платформе. В первом и втором классах ("желтые и синие") были холодно немногословны, отгородившись броней равнодушия от остального мира. Ну, а в "зеленых" (вагоны III класса), не тая чувств и не стесняясь, "плакали и пели":
Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом...
4-5 строфы

Слайд 14

Лишь однажды мелькнуло молодой женщине манящее видение – гусар с "улыбкой нежною", но, наверное, только разбередило душу. Коль счастье невозможно, взаимопонимание в условиях "страшного мира" невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь.
6 строфа
Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало.

Слайд 15

Она заставляет нас подумать о юности - быстропроходящей, о мечтах - часто несбывшихся... Стало быть, не только у этой одной «красивой и молодой» мечты оказались пустыми и бесплодными. Так частный случай приобретает обобщающий характер.
Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая...
7 строфа

Слайд 16

Да что — давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов...
8 строфа
Единственное восклицательное предложение в стихотворении

Слайд 17

Как, должно быть, унизительны, невыносимы были для героини стихотворения эти "ровные взгляды". Неужели ее не заметят? Неужели она не заслуживает большего?! Но она воспринимается проезжающими в одном ряду с кустами и жандармом. Обычный пейзаж для едущих в поезде. Обычное равнодушие.
Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – все больно.
9 строфа

Слайд 18

Образ неуклонного пути, мчащейся беспощадной судьбы
Образ пути, дороги