Презентация - Приёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. Гаршина

Приёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. ГаршинаПриёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. Гаршина







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Приёмы авторского самораскрытия как основной способ выражения лиризма творчества В.М. Гаршина

Слайд 2

Всеволод Михайлович Гаршин (1855 – 1888)

Слайд 3

Слайд 4

Лиризм Лирический характер, лирическое содержание чего-нибудь. 2. Чувствительность в переживаниях, в настроениях.

Слайд 5

Цель работы
На примере рассказов «Четыре дня», «Сигнал» и сказки «Attalea princeps» выявить и проанализировать приёмы авторского самораскрытия, дающие нам право говорить о своеобразии гаршинского лиризма.

Слайд 6

Задачи
√ рассмотреть способы выражения авторской позиции в конкретных произведениях; √ определить их роль в создании художественной картины мира на уровне читательского восприятия; √ выстроить систему способов выражения авторской позиции с целью углубления исследовательского представления об индивидуальном стиле автора.

Слайд 7

Методы исследования
√ анализ √ формирование гипотезы √ обобщение √ умозаключение

Слайд 8

Актуальность
Выявление авторской точки зрения, заключающей в себе общую художественную идею текста, - основная задача лингвистического анализа, которым должен владеть выпускник при сдаче ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе. Знания о способах воплощения мыслей автора помогут ученикам не только определить авторскую позицию, но и грамотно её сформулировать.

Слайд 9

Лиризм творчества В. Гаршина непосредственно связан с романтической традицией, где поднимаются свойственные романтическому искусству темы борьбы добра и зла, больной совести, борьбы за свободу.
Гипотеза

Слайд 10

Объект изучения
Художественные произведения, созданные в разные периоды творчества писателя
Предмет изучения
Своеобразие авторской позиции Всеволода Гаршина, а также способы ее реализации в художественном творчестве

Слайд 11

Основная часть
Обзор критической литературы по заявленной теме. К творчеству В.М. Гаршина обращались следующие литературоведы: Г.А. Бялый, В.Б. Шкловский, С.А. Андреевский и др. По проблемам авторской позиции, автора и героя существуют фундаментальные труды русских ученых: М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г. А. Гуковского, Л. Я. Гинзбург, В.В. Кожинова, Ю.М. Лотмана и др. Анализу ритмической организации прозаического текста посвящены работы М. М. Гиршмана, Е. Г. Эткинда и др.

Слайд 12

2. Теоретические знания. Разграничение понятий: √ автор — создатель произведения литературы, его представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им текста. √ образ автора — персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей. Он обладает чертами лирического героя или героя-рассказчика, может быть предельно сближен с биографическим автором или намеренно отдален от него.  √ авторская характеристика – представление автором своего героя. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации. √ авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описа­нии природы, а также непосредственно в оценках повествователя.
Основная часть

Слайд 13

3. Специфика гаршинской прозы. 1) всю гаршинскую прозу пронизывает трагическое начало. 2) его рассказы принято называть психологическими новеллами. 3) герой Гаршина - единомышленник автора, потрясенный сознанием неправды, внезапно раскрывшейся перед ним, мучительно разбирается в своем положении. 4) описывая субъективные переживания героев, автор вкладывает и своё эмоциональное отношение.
Основная часть

Слайд 14

Исследовательская часть
Исследование авторского самораскрытия в произведениях В.Гаршина осуществлялось в двух направлениях:
I. Анализ художественных особенностей произведений, говорящих о присутствии автора
II. Анализ ритмической организации текстов, показывающей творческие установки писателя

Слайд 15

I. Анализ художественных особенностей
ключевые слова
«Четыре дня» «Attalea princeps» «Сигнал» «Сигнал»
Выстрелы, ужас, боль, труп, жара, помню, счастье, вода, виноват, убийца Оранжерея, пальма, родина, свобода, небо, солнце, ветер, тюрьма, растения, ссоры, гордо, борьба. Семён Иванов, работа, талан-судьба, Бог; сосед Василий Спиридов, человек – волк, тварь, правда, поезд, красный флаг. Семён Иванов, работа, талан-судьба, Бог; сосед Василий Спиридов, человек – волк, тварь, правда, поезд, красный флаг.
Общее смысловое значение Общее смысловое значение Общее смысловое значение Общее смысловое значение
Человек на войне даже с самыми благородными и добрыми намерениями неизбежно становится носи-телем зла, убийцей других людей. Война полностью меняет все ценности человеческой жизни: добро и зло, жизнь и смерть меняются местами. Цель борьбы — свобода и сама борьба — прекрасны, результаты ее — пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо. Цель борьбы — свобода и сама борьба — прекрасны, результаты ее — пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо. Для Гаршина в законах жизни, борьбы за неё есть своя суровая правда: озлобившийся, утративший веру в людей человек может стать причиной гибели невинных людей даже в своем справедливом гневе против виновников зла.

Слайд 16

символическое значение слова
Название произведения Номинативное значение Символическое значение
«Четыре дня» Четыре дня – отрезок времени Война – вооружённая борьба между государствами. За это время герой лёжа на поле брани пересмотрел смысл всей своей жизни: война – это не геройство и жертвенность (как раз такой она представлялась добровольцу Иванову и, видимо, самому Гаршину до войны), а ужас, убийство, насилие. «Скелет в мундире с светлыми пуговицами»
«Attalea princeps» Оранжерея – тёплое застеклённое помещение для выращивания растений. Пальма – дерево южных стран. Растения – организм, питающийся неорганическими и органическими веществами почвы. Директор оранжереи – руководитель учреждения. Бразилия, бразильянец - государство в Южной Америке, житель страны. Тюрьма, несвобода, царизм в жандармском мундире. Смельчак, взявший разрушить «старый порядок» Заключённые Надсмотрщик, символ зла, несправедливости Символ недостижимого счастья, родина, родной дом, солнце, тепло, свобода.

Слайд 17

символическое значение слова
«Сигнал» Кровавое знамя – широкое полотнище на древке. Символ жертвенности, опасности, сигнал на запрет движения
смысл названий «Четыре дня». На глазах читателя проходят четыре дня из жизни умирающего дворянина Иванова, и ясно видно, что смерть выражается не только в гниении тела толстого турка, которого убил Иванов, но и в потере смысла жизни, в потере смысла времени, в исчезновении мира. Гаршин показал не цельный мир, а мир распадающийся, так как любая война – это страшная людская трагедия. «Attalea princeps». Так назвал по-латыни пальму директор оранжереи. Это имя не было родным для пальмы, его придумали ботаники.  Латинский язык - мёртвый язык, который является предком современных романских языков. Возможно, пальма обречена с того самого момента, как попала в оранжерею, поэтому ей и дано было "мёртвое" имя. Ведь, говорят, что имя определяет судьбу.  «Сигнал». Для злого, горячего, непримиримого к несправедливости Василия Спиридова ситуация с разбором полотна стала неким толчком, сигналом к началу нового отношения к жизни, смирения, раскаяния в том, что от его действий страдают невинные люди.

Слайд 18

особенности речи повествователя «Четыре дня»
Особенности речи автора Пример Роль в тексте
1. Исповедь героя, т.е. повествование ведётся от первого лица. 2. Обилие глаголов. 3. Оценочная лексика 4. Вопросно-ответная форма 5. Восклицания. 6. Сравнения. 7. Негативная лексика, связанная со смертью. 1. Я помню…мне показалось…я побежал…я не слышал…я лежу… 2. Бежали, хлопнуло, зазвенело, прижался, вышиб, кричали, падали, проснулся, хватаюсь… 3. Как хорошо теперь дома!.. В тот день я был счастлив. Глупец, глупец! …несчастный феллах, страшные люди, в ужасные жары, нестерпимая боль. 4. Так кончать или ждать? Чего? Избавления? Смерти?..Нет, не нужно падать духом… 5. Ах, если бы кто-нибудь пришёл!.. Ты спасаешь меня, моя жертва!.. 6. Что-то острое и быстрое, как молния…Она (собачка) умирала, вот как теперь я… Горло горит, жжёт, как огнём… 7. Труп, черви, лопнувшая кожа, раздувшиеся ноги. 1. Придаёт достоверность событиям, представляет детальное описание поступков, душевное состояние и переживание героя. 2. Придаёт речи большой динамизм. 3. Передаёт отношение автора к изображаемому. 4. Способ показать ход размышлений, приглашение к раздумьям о сути войны вместе с автором. 5. Придают речи повышенную эмоциональность, взволнованность. 6. Помогают конкретизировать описание состояния героя, а читателю яснее представить описываемое. 7. Усиливает отрицательное отношение читателей к войне.

Слайд 19

особенности речи повествователя «Attalea princeps»
Особенности речи автора Пример Роль в тексте
1. Экспрессивно-оценочные эпитеты. 2. Антитеза. 3. Внутренние монологи. 4. Тщательно выписанная деталь. 5. Несобственно-прямая речь. 6. Иносказательность повествования. 1. Роскошные создания, чудные звери и птицы, настоящее голубое небо, заключённые растения, жалкое существование. 2. Одинокая пальма – другие растения. «Я и одна найду себе дорогу…» - «Глупости! Несбыточная мечта!» Высокая, знающая себе цену пальма - жалкая и презренная травка. 3. Пальма: «Только-то? – думала она. – И это всё…» Маленькая травка: «Если я… так страдаю без своего серенького неба…» 4. Оранжерея, воздух, небо. 5. «И Attalea поняла, что для неё всё было кончено…» 6. См. выше (символическое значение слова) 1. Форма выражения авторского отношения к героям, побуждение читателя к сопереживанию. 2. Служит для обозначения конфликта произведения. 3. Придают повествованию лиризм. 4.  Служит для наглядно образного представления героев, места их обитания. 5. Авторский приём способствует проникновению в сознание персонажа и слиянию с его мыслями, чувствами, состоянием. 6. Придает не только политическую остроту, но и затрагивает социальные и нравственные глубины человеческого бытия.

Слайд 20

особенности речи повествователя «Сигнал»
Особенности речи автора Пример Роль в тексте
1. Лексика военной тематики. 2. Профессиональная лексика железнодорожника. 3. Просторечные слова. 4. Архаизмы. 5. Поговорки, фразеологизмы. 1. Офицер, поход, первая линия, полк. 2. Станция, дорожная будка, рожок, молот, костыли, рельсы, балласт. 3. Помер, жена – сам-друг, невтерпёж, покудова, талан судьба, жесточе, коли, зашиб. 4. Денщик, полтина, целковый, верста. 5. Не дал Бог счастья. Зельё, не человек. Много жил, мало нажил, много смотрел, мало увидел. Сок выжимают. Напился нашей крови. Уйду куда глаза глядят. Чтоб духу не было. Лица на нём нету. 1. Обозначает конкретные боевые действия, придаёт повествованию реальность происходящего. 2. Позволяет наиболее полно раскрыть художественный замысел произведения, создавая неповторимую обстановку и атмосферу. 3. Создают речевую характеристику персонажа, эмоционально воздействуют на читателя. 4. Воссоздают колорит эпохи XIX века, используются автором в качестве средства стилизации. 5. Придают большую выразительность авторской речи, создают неповторимые образы героев, выражают отношение к ситуации.

Слайд 21

II. Анализ ритмической организации текстов
Средства ритмического интонирования Выполняемая функция
1. Чередование статических и динамических описаний действий с использованием глаголов прошедшего и настоящего времени. 2. Множественные повторы. 3. Анафора, эпифора 4. Синтаксические параллельные конструкции. 5. Градация 6. Вопросно-ответная форма, восклицания, многоточия. 1. Создаёт впечатление ускорения и замедления движения. 2. Активное нагнетание местоимений 1 лица отражает лирический характер повествования, позволяет создавать необходимые произведению ритмический рисунок, динамику развития действия. 3. Создаётся интонация напряженного характера, выделяются ключевые слова. 4. Создают ритм повествования и держат в напряжении читательское восприятие, усиливая экспрессию. 5,6. Темп повествования задается следующим интонационным рисунком построения высказываний: понижение интонации – вопрос –восклицание – вопрос – понижение интонации, что придаёт ускорение или замедление развертыванию изобразительного ряда.
«Четыре дня»

Слайд 22

II. Анализ ритмической организации текстов
«Attalea princeps»
Средства ритмического интонирования Выполняемая функция
1. Сказочный зачин. 2. Синтаксическое «неравенство» частей сложной синтаксической структуры. 3. Синтаксический параллелизм. 1. Неспешность, замедленность повествования, его напевность. 2. Ритм таких сложных предложений строится по принципу контраста, несоответствия динамичного развертывания начала и изобилующего деталями финала предложения. 3. Усиливает драматизм изображаемых событий.

Слайд 23

II. Анализ ритмической организации текстов
«Сигнал»
Средства ритмического интонирования Выполняемая функция
1. Бессоюзие. 2. Бессоюзные сложные предложения со значением следствия и пояснения. 3. Инверсия. 4. Восклицательные, вопросительные интонации. 5. 30 абзацев из 48 начинаются с глагола, где ударение в основном падает на второй или третий слог (рассказ'ал, посмотр'ел, ост'ался, прош'ло, поверн'улся, помолч'ал, проезж'ал и т.д.) 1. Придаёт впечатление стремительности, быстрой смены картин. 2. Придают ускорение и замедление развертыванию изобразительного ряда. 3. Используется с целью смещения интонации с одного слова на другое. Это приводит к изменению ритмического рисунка текста. 4. Придаёт ускорение или замедление развертыванию изобразительного ряда. 5. Ассоциативная связь с поэтическим текстом.

Слайд 24

Система способов выявления авторской позиции
Художественные особенности
Ритмическая организация
√ ключевые слова √ символическое значение слова √ смысл названия √ особенности речи автора-повествователя: - повествование от 1 лица; - несобственно-прямая речь; - сравнения; - экспрессивно-оценочные эпитеты; - антитеза; - внутренний монолог; - иносказательность; - деталь и др.
√ лексические повторы √ анафоры, эпифоры √ синтаксический параллелизм √ градация √ вопросы-ответы √ восклицания √ многоточие √ бессоюзие √ инверсия √ сказочный зачин √ синтаксическое «неравенство» частей сложной синтаксической структуры и др.

Слайд 25

Выводы
1. Выявленные нами приёмы авторского самораскрытия (художественные особенности и ритмическая организация текстов) дают нам право говорить о своеобразии гаршинского лиризма. 2. Авторская позиция в произведениях Гаршина заявляет о себе на разных уровнях организации художественного текста. Различные способы её представления дополняют друг друга, способствуют раскрытию внутреннего мира самого писателя и своеобразия его произведений. 3. Трагизм гаршинских героев обусловлен борьбой и поражением революционного народничества, то есть явлением конкретно-историческим. Отсюда и романтические черты его героев: стремление к идеалу, совершенству, трагическому поединку с судьбой, - что доказывает нашу гипотезу. 4. Ритм прозы воспроизводит синтаксис. Ритмизованная проза В.М. Гаршина отличается повышенной эмоциональностью, лиризмом, употреблением вопросов, восклицаний, повторений и других элементов, создающих ритм произведения.

Слайд 26

Практическая значимость работы
Результаты исследования могут быть использованы на уроках по русской литературе XIX века, посвященных творчеству Гаршина, а также данный материал может быть включен в элективный курс для классов гуманитарного профиля в средней общеобразовательной школе.

Слайд 27

Спасибо за внимание!