Презентация - Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звукиГласные и согласные звуки







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Гласные и согласные звуки»

Слайд 2

Синтаксическая разминка.
В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса. Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше. Отзвенит ручьями весна, и наступит лето. Тут ее тоска взяла, и царица умерла. В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь. Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать. Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва. Весело, радостно играют у высокой сосны белки. Красив, наряден русский лес. Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат.

Слайд 3

Беседа.
С каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом уроке? Что изучает фонетика? Как ученые называют звуки речи? Чем отличаются звуки речи от звуков природы? С какими другими разделами науки о языке связана фонетика? Что изучают эти разделы науки о языке?

Слайд 4

Работа над темой урока
Сегодня мы продолжим наш разговор о звуках речи. На какие две группы делятся звуки речи? Звуки речи гласные согласные

Слайд 5

Слайд 6

Гласные звуки
В сложном мире звуков речи гласным «живется» легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот. Гласные можно легко  тянуть, петь.    Гласных звуков 6 : [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Задание. Произнесите каждый гласный звук в отдельности.

Слайд 7

В русском языке гласных букв десять: а,   о,   э,   и,   у,   ы,   е,   ё,   ю, я.          Гласных звуков шесть: [и],   [ы],   [у],   [э],   [о],   [а].        Чтобы отличить их от букв, мы ставим их в квадратные скобки.      Гласные звуки бывают ударными и безударными:   во́ды -  вода́.   

Слайд 8

Согласные звуки
В отличие от гласных, при образовании на своем пути встречают препятствия : губы, зубы, язык. При произношении согласного нужно хоть чуть-чуть приоткрыть рот, из-за чего получается шум. Задание. В лесу, если вы заблудились, кричите «Ау». Попробуйте прокричать, используя только согласные звуки [ф], [п], [р], [к]. Почему не получилось? Чтобы кричать, нужен голос, а у согласных его почти нет, один шум.

Слайд 9

Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.  Согласные, которые состоят только из шума, называются глухими.  Согласные, которые состоят из шума и голоса, называются звонкими.          Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, например:                          [ б ] был – [ б` ] бил;       [ т ] ток – [ т` ] тёк.          Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные бывают  парными и непарными:                [ б ] - [ б` ]       (парные по твёрдости/мягкости);              [ з ] - [ с ]         (парные по звонкости/глухости);              [ ш ]     (непарные твёрдые согласные);              [ ч` ]         (непарные мягкие согласные).   

Слайд 10

Твёрдые:   [б],   [в],   [г],   [д],   [з],   [к],   [л],   [м],   [н],   [п],   [р],   [с],   [т],   [ф],   [х].
Мягкие:   [б`],   [в`],   [г`],   [д`],   [з`],   [к`],   [л`],   [м`],   [н`],   [п`],   [р`],   [с`],   [т`],   [ф`],   [х`].
Согласные парные по твёрдости / мягкости            Согласные непарные твёрдые: [Ж], [Ш], [Ц].            Согласные непарные мягкие: [Ч`], [Щ`], [Й`]. 

Слайд 11

Звонкие:   [б],   [б`],     [в],   [в`],     [г],   [г`],   [д],   [д`],     [ж],   [з],   [з`].
Глухие:     [п],   [п`],     [ф],   [ф`],   [к`],   [к],   [т],     [т`],   [ш],   [с],   [с`].
          Согласные парные по звонкости / глухости              Согласные звонкие непарные: [й], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`].            Согласные глухие непарные: [х], [х`], [ц], [ч`], [ш`]. 

Слайд 12

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным  заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением:                      плуг [к],     сыроежка [ш],       сказка [с].            Глухой согласный перед звонким согласным ( кроме л, м, н, р, в, й )  заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением:                    косьба [з`],   молотьба [д`].              Сильной позицией для согласных звуков является позиция пред  гласными, а также перед согласными   ( л, м, н, р, в, й ).            Перед звонкими и глухими — позиция слабая.                    ловкость [ф] – ловок [в],     косьба [з`] – косить [с`].   

Слайд 13

Задание . Прочитайте текст. Вслушайтесь в его звуковое оформление. Найдите гласные и согласные, которые автор использовал как средство выразительности.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)

Слайд 14


Если гласные «даны для пенья» (С.Маршак), то согласные – «шелестят, шипят, скрипят, жужжат». Это свойство согласных звуков: передавать звуки окружающего мира – используют поэты и писатели для образной передачи явлений природы: шума леса, плеска воды, раскатов грома…

Слайд 15

Подведение итогов.
Над какой темой мы сегодня работали? Чем отличается образование гласных и согласных звуков? Какое значение имеют повторы гласных и согласных в тексте? Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?