Презентация - Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»

Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова - Особенности сюжета повести «Очарованный странник»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Обзор жизни и творчества Н.С.Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873).

Слайд 2

Николай Семёнович Лесков 1831 – 1895
Всё, что желаете, чтобы делали для вас люди, то делайте им.

Слайд 3

… глаза жгут, безупречное, до жути острое сходство потрясает…
Из чёрной рамы смотрит мне в глаза Глазами жадными лицо Лескова, Как затаённая гроза, В изображенье умного Серого. Вл. Гиппиус

Слайд 4

Одинокая звезда на небосклоне русской литературы второй половины ХIХ века (Л.А.Капитонова)
Даты Жизненный путь Творчество
1831 Рождение в семье выходца из духовного сословия
1841-46 Учёба в Орловской гимназии
1847 Поступление на службу в Орловскую палату уголовного суда
1849 Перевод в Киевскую казённую палату; посещает лекции в Киевском университете, овладел украинским и польским языками. Много читает, близко познакомился с украинской и польской литературой
1865 Вступление в гражданский брак с Е.С.Бубновой, после неудачного брака с О.В. Смирновой (1853 г.)

Слайд 5

1857 Переход на частную службу в коммерческую компанию А.Я. Шкотта.
1860 По делам торгового дома Шкотта «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях» Напечатал свои первые статьи экономического и социально-бытового характера
1861 Переезд в Петербург, а затем в Москву Становится сотрудником газеты «Русская речь».
1862-64 Переезд в Петербург (декабрь 1861) Сотрудничество с либеральной газетой «Северная пчела»: заведование отделом внутренней жизни.
1862 Первая поездка за границу (в Париж корреспондентом «Северной пчелы») Художественные очерки: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе».
1864 Попытка доказать трагическую бесперспективность революционного движения в России 60-х годов. Роман «Некуда».(Резко выступил Д.И.Писарев в статье «Прогулка по садам российской словесности»).

Слайд 6

1860-ые В основе мировоззрения писателя – демократ. просветительство. Л. остро чувствует эконом., социал. и культурн. отсталость России по срав-ю с западноевроп. странами. Роман «Обойдённые», повесть «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), пьеса «Расточитель» (1867), хроника «Старые годы в селе Плодомасове» (1869).
1870-ые Тема нац-ной самокритики, начатая Гоголем. Л. не боится говорить о своей стране и о своём народе самую горькую правду, п.ч. верит в возможность их изменения к лучшему. Сатирическая п-ть «Смех и горе» (1871), хроника «Соборяне» (1872), повесть «Очарованный странник», р-зы «Запечатлённый ангел» (1873), «Однодум» (1879).
1874 Поступление на гос.службу (Учёный комитет мин.образ-ия народного просвещения) Сотрудничество в газетах «Русский мир», «Гражданин»
1875 Вторая поездка за границу. «Более всего разладил с церковностью». Углубляется критическое отношение к русской действительности. Весь творческий путь отличается непрерывными жанровыми поисками
1880-ые Осмеяние – главное средство борьбы с неустроенностью русской жизни Р-з «Несмертельный Голован» (1880), сказ «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), святочные р-зы («Христос в гостях у мужика» и др.), сказка «Маланья – голова баранья» (1888)

Слайд 7

1890-ые Через всё тв-во Л. проходит мысль о личной нравственной ответ-ственности каждого человека п/д своей страной и др.людьми. Усиление сатир. линии творчества Роман «Чёртовы куклы» (1890), «Заячий ремиз» (1894)
1895 21 февраля (5 марта) в Петербурге Н.С. Лесков умер. Накануне смерти его посетил А.П. Чехов.
«Мне кажется, после славы Чехова, облетевшей все страны мира, следующий русский классик ХIХ века, которого ожидает едва ли не повсеместное посмертное призвание, будет Лесков» (К.Ф. Федин).

Слайд 8

Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпачке. … Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрез-вычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого… Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности…

Слайд 9

«Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873)
…всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и вокруг себя. Н.С.Лесков П о р а з м ы ш л я е м… Странник – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье (устар.). (Словарь С.И. Ожегова, с. 670). Странствовать – 1. Путешествовать. 2. Постоянно менять место пребывания. Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-что-н., пленить. (С.418). Очарование – чарующая сила, прелесть кого-чего-н. Очаровательный – способный очаровывать, прекрасный, восхитительный. __________________________________________________________ Очарованный – это человек …

Слайд 10

В с п о м н и м !
Роды литературы

Слайд 11

В с п о м н и м !
Жанры эпоса

Слайд 12

В с п о м н и м !
Повесть – эпическое произведение с большим, чем в рассказе, числом сюжетных линий, эпизодов, персонажей; более сложно построенное, чем рассказ, но менее развёрнутое, чем роман. Рассказ – небольшое по объёму изображаемых явлений повествовательное произведение.
Сюжет – система событий, составляющая содержание литературного произведения. Э л е м е н т ы с ю ж е т а: Пролог; Экспозиция; Завязка; Развитие действия; Кульминация; Развязка; Эпилог.

Слайд 13

П о д у м а е м ?
Почему Ивана Северьяныча Флягина писатель называет «Чернозёмным Телемаком»? Почему Н.С. Лесков называл своё произведение рассказом?

Слайд 14

Рассказ Ивана Северьяныча Флягина о своей жизни: 1. Крепостной форейтор. Побег. 2. В няньках. 3. Поединок и плен. 4. Конэсер (руководитель отбора и объезда лошадей). 5. Любовь. 6. Без имени. 7. Монастырь. Призвание.
Рождённый крепостным, Иван Северьяныч был кучером у своего барина и беглым крепостным, был конокрадом и нянькой «девочки-воспитомки», десять лет жил среди татар, подчиняясь их обычаям, но когда попал на родину, был наказан за побег из крепостной неволи и выпущен на свободу; был конэсером, убил любимую женщину, служил под чужим именем в солдатах; награжденный за храбрость Георгиевским крестом и произведённый в офицеры, вынужден был служить в театре «демоном», и, наконец, «оставшись совсем без крова и пищи», пошёл в монастырь.

Слайд 15

Вся жизнь Флягина прошла в пути, он странник, и странствия его ещё далеко не закончены. Его жизненный путь – путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне за народ очень помереть хочется». -Что стало переломным моментом в судьбе Флягина? - Когда начинается его путь к вере?

Слайд 16

Обобщение изученного
Повесть «Очарованный странник» – это рассказ героя о своей жизни. Особенности композиции: 20 глав без названий; развёрнутое авторское предисловие; исповедальный монолог Флягина в форме сказа (рассказ в рассказе). лаконичная концовка («распахнутый» финал).
Авторский замысел: «Очарованный странник» - «очарованный богатырь», который, подобно древнему витязю из русских былин, погружён в мёртвый сон, обессилен вражьими чарами. Герой оказывается в конфликте не только с внешними обстоятельствами, но и с самим собой, собственной натурой. 3. Флягина ведут по дороге жизни чувство прекрасного, очарованность миром как доминанта характера лесковского странника.

Слайд 17

Домашнее задание
1) Краткий пересказ событий жизни И. Флягина: 2 – 8 гл. (1-ая группа); 9 – 14 гл. (2-ая группа); 15 – 20 гл. (3-я группа). 2) Выписать ключевые слова повести, раскрывающие образ главного героя; 3) Составить таблицу «Сюжет и композиция повести» (инд. задания в каждой группе).
Задания по выбору: - Выразительное чтение яркого эпизода (задание в паре каждой группе). - Сообщения о «Левше», «Тупейном художнике», «Леди Макбет Мценского уезда» (индивидуально на пятницу).

Слайд 18

Источники информации
Барулина Л.Б. Очарованный странник Н.С.Лескова. «ЛвШ», 2007, №10, с.23 – 25. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие; М., «ВАКО», 2004. Лесков Н.С. Очарованный странник. Николаева Е.В. Композиция повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Журнал «Литература в школе», 2006 г., №9, с. 2 – 5. Новикова А.А. Урок - заочная экскурсия по следам лесковских героев. Журнал «ЛвШ», 2007, №1, с. 32 – 37. Телегин С.М. Национальное и мифологическое у Лескова. «ЛвШ», 1996, №1, с. 16 – 19. Чередникова М.П. Открытие Лескова. «ЛвШ», 1991, №2, с.94 – 100.