Презентация - Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Рассказ о человеке и его судьбе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»? Почему не «Судьба Андрея Соколова»?

Слайд 2

Что необычного в Андрее Соколове и его судьбе?
Расскажите о жизни Соколова до войны. Почему Шолохов делает его столь «обыкновенным», «заурядным»? Каково было представление Андрея о счастье?

Слайд 3

Писатель подчёркивает, что Андрей ничем не выделяется, он обычный человек. И представление его о счастье самое простое: «За десять лет скопили мы немножко деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатках, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке».

Слайд 4

Воевал Андрей недолго – неполный год. Был два раза легко ранен. Затем попал в плен. В 1944 году бежал к своим. Закончил войну, как начал, – рядовым. Никакого внешнего блеска, никаких наград.
Как сложился путь Андрея во время войны? Совершил ли он какой-нибудь героический подвиг, о котором бы долго говорили или писали в газетах? Был ли награждён? Может быть, Шолохов увлёкся ярким, героическим образом?

Слайд 5

На первый взгляд, всё очень просто: малый эпический жанр избран писателем для изображения судьбы обыкновенного человека. Жанр соответствует теме.
Чем можно объяснить тот факт, что для повествования о судьбе такого человека Шолохов избирает жанр рассказа?
Чем же такой человек мог привлечь автора? Почему Андрей Соколов стал одним из любимейших литературных героев нашего народа? Каков был подвиг, совершённый им?
Андрей совершил подвиг нравственный: он морально не сдался врагу, хотя много раз смотрел смерти в лицо.

Слайд 6

Соколов осуждает тех солдат, которые писали домой жалостные письма. Он считает, что такие письма лишают последних сил женщин и детей, а на их плечи и так «вся держава… оперлась». Соколов уверенно говорит: «Нет! На то ты и мущина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала».
Перечитайте рассуждение Андрея о письмах домой. Что оно говорит о его характере?

Слайд 7

«Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! – отвечаю ему. – Я должен проскочить, и баста!» – «Ну, – говорит, – дуй! Жми на всю железку!» Я и подул. В жизни так не ездил, как на этот раз! Знал, что не картошку везу, что с этим грузом осторожность в езде нужна, но какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся насквозь артогнём простреливается».
Что сказал Андрей командиру автороты перед тем, как повёз снаряды на батарею? Можно ли назвать Андрея надёжным товарищем?

Слайд 8

Андрею очень нелегко осознать, что он попал в окружение. «Тошно мне на них глядеть, – говорит он о немцах, – и на сердце тошно». Но когда немецкие автоматчики подошли к нему вплотную, он сел, потом встал («…неохота лежа помирать…»), и вдруг страх ушёл куда-то. И когда немец приказывает Соколову снять сапоги и жадно выхватывает их у него из рук, презрение к врагу, желание поиздеваться над ним заполняют душу Андрея, и он протягивает фашисту свои портянки.
Андрей, контуженный, попадает на территорию, занятую немцами. Ему грозит смерть. Объясните поступок Андрея, когда он, сняв с себя по требованию немецкого солдата сапоги, протягивает ему и портянки.

Слайд 9

Андрей добровольно берёт на себя такую ношу: он убивает человека во имя спасения другого человека или других людей, потому что Крыжнев, вероятно, предал бы ещё многих. На душе у Андрея тяжело: «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Война – событие, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе», по словам Л.Н. Толстого, и она заставляет Андрея сделать этот трудный выбор.
Как себя ведёт Андрей, нечаянно подслушав в церкви разговор некоего Крыжнева с молодым взводным? Просил ли взводный Андрея о помощи? Оцените поступок Андрея, первый раз убившего человека, да и то «своего». В каком душевном состоянии находился после этого сам Андрей?

Слайд 10

Расскажите о том, как Андрей бежал из плена и как он был за это наказан. Уничтожило ли наказание в нём стремление бежать?

Слайд 11

Что было главным в поведении Андрея в истории с Мюллером? Почему Мюллер пощадил его? Какая мысль терзала Андрея, когда он повернулся к Мюллеру спиной? Как распорядился Андрей хлебом, полученным от немца?

Слайд 12

Независимость, чувство собственного достоинства и мужество Андрея, даже его чувство юмора, видимо, понравились Мюллеру. Интересно то, что Андрей, отпущенный им обратно в барак, думает не о том, как бы ему выбраться отсюда поскорее и остаться живым, а о том, что, если его сейчас убьют в спину, не донесёт он «ребятам этих харчей». Потом, когда Андрей очнулся в бараке, еду поделили всем поровну. Ничья рука не протянулась к ней, пока Андрей был без памяти, и ему в голову не пришло взять себе больше, чем достанется товарищам.

Слайд 13

Андрей Соколов ответил для себя на все три вопроса, заданные Алексеем. Сила характера, умение взять на себя ответственность, любовь к товарищам, умение твёрдо смотреть врагам в лицо, сохраняя чувство собственного достоинства, – вот что таилось под «обычностью», «заурядностью» Андрея Соколова, ставшего на многие годы олицетворением солдата Великой Отечественной войны. Именно это привлекает в нем читателя. Образ Андрея Соколова собирательный, поэтому автор назвал рассказ не «Судьба Андрея Соколова», а просто «Судьба человека».
Можно ли сказать, что у Андрея в душе был тот самый нравственный стержень, о котором говорит Алексей в своём дневнике? Что в данном случае входит в это понятие? Были ли для Андрея ценности более дорогие, чем его жизнь?

Слайд 14

Домашнее задание
Письменно ответить на вопросы 7, 8, 9, 10 (с. 153 учебника).