Презентация - Биография М. Цветаевой

Биография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. ЦветаевойБиография М. Цветаевой







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Марина Цветаева
Выполнила: Сурина Александра

Слайд 2

Если душа родилась крылатой — Что ей хоромы — и что ей хаты! Что Чингис-Хан ей и о — Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных — и сытость сытых! 5 августа 1918

Слайд 3

Родилась 26 сентября 1892 года в Москве.

Слайд 4

Иван Владимирович Цветаев
Профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета
Мария Александровна Цветаева ( урожденная Мейн)
Пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна

Слайд 5

В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 – весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
Образование

Слайд 6

Начало творчества
Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет".
Л. Л. Кобылинский
В. Я. Брюсов

Слайд 7

В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи и на свои деньги, выпускает довольно объемный сборник “Вечерний альбом”, посвящённый памяти Марии Башкирцевой. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.
«Первая моя книга «Вечерний альбом», - вспоминала Марина Цветаева, - вышла, когда мне было 17 лет,- стихи 15-ти, 16-ти и 17 лет. Издала я ее по причинам, литературе посторонним, поэзии же родственным, взамен письма к человеку, с которым я была лишена возможности сноситься иначе».

Слайд 8

"Вечерний альбом"
Стихи Вечернего альбома отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками. Раздел Любовь составили стихотворения, обращенные к В.О.Нилендеру, которым тогда была увлечена Цветаева. Стихи сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой.

Слайд 9

Зимой 1910–1911 М.А.Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Слайд 10

В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой.
Я с вызовом ношу его кольцо — Да, в Вечности — жена, не на бумаге.— Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге.
Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья.

Слайд 11

В январе 1912 произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона.

Слайд 12

В сентябре этого же года у них родилась дочь Ариадна

Слайд 13

Сергею Эфрону Цветаева посвящает второй сборник своих стихов “Волшебный фонарь“(1912 г)
Спи, царевна! Уж в долине Колокол затих, Уж коснулся сумрак синий Башмачков твоих. Чуть колышутся березы, Ветерок свежей. Ты во сне увидишь слезы Брошенных пажей. Тронет землю легким взмахом Трепетный плюмаж. Обо всем шепнет со страхом Непокорный паж. Будут споры… и уступки, (Ах, нельзя без них!) И коснутся чьи-то губки Башмачков твоих. (Колыбельная песня Асе)

Слайд 14

Стихотворения 1916, отражают роман Цветаевой с О.Э.Мандельштамом (1915–начало 1916). Мандельштам посвятил Цветаевой несколько стихотворений.

Слайд 15

Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим — сон глубок.

Слайд 16

На протяжении 1913–1915 совершается постепенная смена цветаевской поэтической манеры. В поэтический мир Цветаевой проникают страшные и трагические темы, а лирическая героиня наделяется и чертами святости, сравнивается с Богородицей, и чертами демоническими, темными, именуется «чернокнижницей».
Собирая любимых в путь, Я им песни пою на память — Чтобы приняли как-нибудь, Что когда-то дарили сами. Зеленеющею тропой Довожу их до перекрестка. Ты без устали, ветер, пой, Ты, дорога, не будь им жесткой! Туча сизая, слез не лей,— Как на праздник они обуты! Ущеми себе жало, змей, Кинь, разбойничек, нож свой лютый. Ты, прохожая красота, Будь веселою им невестой. Потруди за меня уста,— Наградит тебя Царь Небесный! Разгорайтесь, костры, в лесах, Разгоняйте зверей берложьих. Богородица в небесах, Вспомяни о моих прохожих!

Слайд 17

Первую мировую войну Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Она откликнулась на войну стихами, резко диссонировавшими с патриотическими и шовинистическими настроениями конца 1914.
Ты миру отдана на травлю, И счета нет твоим врагам, Ну, как же я тебя оставлю? Ну, как же я тебя предам?

Слайд 18

Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма. Сергей Эфрон встал на сторону Временного правительства и участвовал в московских боях, обороняя Кремль от красногвардейцев. Известие об Октябрьской революции застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина. Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из Крыма в Москву, чтобы забрать детей – Алю и маленькую Ирину, родившуюся в апреле этого года.

Слайд 19

Фронты Гражданской войны разлучили Цветаеву с мужем и с Волошиным. С Волошиными она больше никогда не увиделась. Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, и оставшаяся в Москве Цветаева не имела о нем никаких известий. В голодной и нищей Москве в 1917–1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии.
Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу - грудь и висок. Божье да белое твое дело: Белое тело твое - в песок.
К концу 1921 эти стихотворения были объединены в сборник Лебединый стан, подготовленный к изданию. (При жизни Цветаевой сборник напечатан не был, впервые опубликован на Западе в1957).

Слайд 20

В мае – июле 1921 она написала цикл Разлука, обращенный к мужу. Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы 1919–1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении Две руки, легко опущенные… (1920) и в лирическом цикле Разлука (1921).

Слайд 21

Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были - по одной на каждую - Две головки мне дарованы. Но обеими - зажатыми - Яростными - как могла! - Старшую у тьмы выхватывая - Младшей не уберегла. Две руки - ласкать - разглаживать Нежные головки пышные. Две руки - и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая - на шейке тоненькой - Одуванчик на стебле! Мной еще совсем непонято, Что дитя мое в земле.

Слайд 22

Наступивший НЭП Цветаева, как и многие ее литераторы-современники, восприняла резко отрицательно, как торжество буржуазной «сытости», самодовольного и эгоистического меркантилизма.

Слайд 23

11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину. 15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин.
«…я не эмигрант… я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»

Слайд 24

В Берлине она отдает в печать новый сборник стихотворений – Ремесло (опубл. в 1923) – и поэму Царь-Девица. Сергей Эфрон приехал к жене и дочери в Берлин, но вскоре вернулся в Чехию, в Прагу. Цветаева с дочерью приехала к мужу в Прагу в августе 1922. В Чехии она провела более четырех лет. В феврале 1925 у нее родился долгожданный сын, названный Георгием (домашнее имя – Мур).

Слайд 25

Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Муром отчужденно и эгоистично; вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери.

Слайд 26

Слайд 27

В Праге у Цветаевой впервые устанавливаются постоянные отношения с литературными кругами, с издательствами и редакциями журналов. Ее произведения печатались на страницах журналов «Воля России» и «Своими путями», Цветаева выполняла редакторскую работу для альманаха «Ковчег». В 1928 в Париже выходит последний сборник— «После России»

Слайд 28

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому»
Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ - Здорово, в веках Владимир! Он возчик и он же конь, Он прихоть и он же право. Вздохнул, поплевал в ладонь: - Держись, ломовая слава! Певец площадных чудес - Здорово, гордец чумазый, Что камнем — тяжеловес Избрал, не прельщась алмазом. Здорово, булыжный гром! Зевнул, козырнул и снова Оглоблей гребет — крылом Архангела ломового.

Слайд 29

В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к убийству советскими агентами И.Рейсса – также бывшего агента советских спецслужб, попытавшегося выйти из игры. Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном, но Мур также хотел ехать в СССР. Не было денег на жизнь и обучение сына, Европе грозила война, и Цветаева боялась за Мура, который был уже почти взрослым. Она опасалась и за судьбу мужа в СССР. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью.

Слайд 30

12 июня 1939 на пароходе из французского города Гавра Цветаева с Муром отплыли в СССР, 18 июня вернулись на родину. На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД в подмосковном Болшеве, предоставленной С.Эфрону. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы .

Слайд 31

16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке. Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

Слайд 32

С этого времени ее постоянно посещали мысли о самоубийстве. После этого Цветаева была вынуждена скитаться. Полгода, прежде чем получить временное (сроком на два года) жилье в Москве, она поселилась вместе с сыном в доме писателей в подмосковном поселке Голицыне.

Слайд 33

Встречи с А.Ахматовой и Б.Пастернаком не оправдали ожиданий Цветаевой. Функционеры Союза писателей отворачивались от нее, как от жены и матери «врагов народа». Подготовленный ею в 1940 сборник стихов напечатан не был. Денег катастрофически не хватало (малые средства Цветаева зарабатывала переводами). Она была вынуждена принимать помощь немногих друзей. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге.

Слайд 34

Вскоре у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. На следующий день, 31 августа 1941, Цветаева повесилась.

Слайд 35

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

Слайд 36

Темы и мотивы лирики
Образ родины Материн-ская доля Образ души Тема любви
03.02.16
36
Москва, воспомина-ния о детстве, которые всегда будут жить в сердце. Безмерная любовь к Родине
Душевное воздействие на детей; добрые воспомина-ния.
Душа – птица, которая не может жить в клетке. Она должна парить. В неволе душа умирает.
Любовь – трагедия, всегда рядом с разлукой. Любовь – поединок роковой, за которым чаще всего следует разрыв.

Слайд 37

В истории отечественной литературы поэзия Марины Цветаевой всегда будет занимать свое особое место. Ее лирика уникальна, поэтому она так влечет читателя своей неповторимостью, мятущейся, вечно ищущей истины, беспокойной душой.