Презентация - Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»

Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»Что случилось на Круглянском мосту? - По повести В. Быкова «Круглянский мост»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Главная задача этого урока – на примере текста повести В. Быкова «Круглянский мост» ответить на вопрос: оправдывает ли высокая цель любые средства её достижения?

Слайд 2

Давайте прочитаем дневниковую запись Алексея от 3 февраля. В ней ставится вопрос об ответственности каждого человека за развязанные в мире войны, подчёркивается разрушительный характер любой войны. Алексей рассматривает в своих записях очень серьёзную проблему: существуют ли на войне какие-либо нравственные правила, моральные нормы? Оправдывает ли высокая цель любые средства её достижения? Почему повесть называется «Круглянский мост»? О каких событиях рассказывается в тексте?

Слайд 3

Что же случилось на Круглянском мосту?

Слайд 4

Почему, с вашей точки зрения, Василь Быков, чтобы изобразить войну, описывает не жаркий бой, а какой-то глухой угол леса, маленькую речку, узкий деревянный мост и пятерых человек: Стёпку, Маслакова, Бритвина, Данилу и мальчика Митю?

Слайд 5

Для писателя этого вполне достаточно. Его цель – не изобразить событие как таковое, а показать человека на войне. Он и всматривается в человека: не потеряет ли тот на войне своей человечности? Сделает ли правильный нравственный выбор? Не преступит ли те моральные нормы, которые нельзя преступать? А Круглянский мост – это то испытание, которое может быть послано на войне каждому в той или иной форме.

Слайд 6

Одним из двух главных действующих лиц повести был Стёпка. Именно за его душу, если можно так выразиться, будет вестись негласная борьба в этой повести. Как вели себя по отношению к Стёпке люди в отряде? О чём это говорит?

Слайд 7

Сначала Стёпку спутали с предателем, и он неделю просидел в запертой землянке. Затем при налёте полицаев ребята, бывшие со Стёпкой на задании, забыли о нём, спавшем после дежурства, и убежали – Стёпка чудом остался жив. Его снова стали подозревать в предательстве. После этого его замучил насмешками Грушецкий, впоследствии прозвавший Стёпку Психом. Попадало Стёпке и от начальства за разгильдяйство (правда, иной раз справедливо). Словом, никто Стёпку всерьёз и за человека не считал. В прежнем отряде, говорит Быков, жилось ему лучше, но и там его награждали достаточно обидными прозвищами. На войне люди становятся жёсткими и часто ищут слабого, чтобы посмеяться над ним.

Слайд 8

Можно ли было сказать о Стёпке, что неудачи озлобили его? Почему он так охотно согласился пойти с Маслаковым на опасное задание?
Стёпка рад был, что бывалый подрывник Маслаков зовёт его, того, которому не доверяли, над которым смеялись, с собой на опасное задание, называет его «подрывником с опытом» и ласково улыбается ему. Стёпкино сердце, видимо, истосковалось по человеческому теплу, и он охотно согласился пойти с Маслаковым.

Слайд 9

Докажите, что Стёпка сделал свой выбор между Маслаковым и Бритвиным.
Стёпка чувствовал в Бритвине скрытого противника Маслакова. И хотя он был согласен с Бритвиным, что поджечь мост будет очень трудно, молчал, не желая своим несогласием с Маслаковым поддерживать Бритвина. Когда Бритвин и Данила под разными предлогами отказались идти с Маслаковым на мост, Стёпка пошёл.

Слайд 10

Как повёл себя Стёпка, когда Маслакова ранили? В каком душевном состоянии он находился?
Слабосильный Стёпка, которого все презирали, вынес раненого Маслакова на себе. Он плакал от жалости к Маслакову, и даже старая неприязнь его к Бритвину и Даниле сходила на нет: «все его прошлые обиды на них теперь становились ничтожно малыми перед огромностью свалившегося на них несчастья».

Слайд 11

Возражал ли Стёпка, когда Бритвин отправил его искать подводу? Почему?
Стёпка не возражал, хотя он знал, что Данила опытнее его и лучше знал здешние места. Но Данила устал: он всю дорогу тащил Маслакова на себе (о том, что Стёпка вынес Маслакова, никто не вспоминал). Одна только мысль не приходила Стёпке в голову: почему сам Бритвин, который никого не нёс и не перевязывал и которого никто командиром не назначал, не идёт искать подводу сам, а распоряжается, к тому же таким бесцеремонным образом, им, Стёпкой. Жалея Маслакова и привыкнув выполнять распоряжения, отданные командным тоном, Стёпка отправился на поиски подводы.

Слайд 12

Попробуйте назвать главную черту характера Бритвина. Почему он никогда не смотрел Маслакову в глаза?
Бритвин был крайне властолюбив. Лишённый власти над людьми, он, видимо, завидует Маслакову и всячески хочет показать, что приказания того лишены какого-либо смысла. Как только Маслакова ранят, Бритвин начинает распоряжаться людьми, как ему хочется.
Какова была мораль Бритвина? Какую роль в понимании смысла повести играет рассказ Бритвина о Ляховиче? Почему именно Бритвин рассказывает о нём?

Слайд 13

Когда Стёпка слушал рассказы о Ляховиче, тот показался ему «симпатичным», не вызвал того отвращения, какое он вызывал у Бритвина. Но вместе с тем резкость Бритвина в осуждении Ляховича «чем-то понравилась Стёпке», который «тоже не терпел всяких там условностей по отношению к немцам». Стёпка делает для себя вполне естественные выводы: «Он подумал, что Бритвин, кажется, не добряк Маслаков, этот войну понимает правильно. Видно, пойдёт сам и погонит их всех на мост. Митю тоже, но что ж, надо – так надо. Вполне возможно, что им ещё предстоит хлебнуть лиха, но пусть! Только бы удалось». Оправдана ли мораль Бритвина?

Слайд 14

Какую ошибку допустил Стёпка относительно морали и поведения Бритвина? О чём говорит тот факт, что Бритвин отказался идти с Маслаковым, чтобы поджечь мост? Какое чувство вызвало у Бритвина в своё время ранение Маслакова? Принял ли он какое-либо участие в судьбе раненого товарища? Почему оба раза, когда есть выбор, кого послать (и за повозкой, и к мосту, чтобы прикрыть огнём своих), Бритвин посылает Стёпку?  

Слайд 15

Расскажите о Мите и его судьбе. Покажите, как постепенно Бритвин завладел воображением мальчика, подчинил его своей воле, пообещав принять его в партизанский отряд.
В чём был уверен Стёпка, отправляясь в одиночку к Круглянскому мосту? Какие мысли приходят ему в голову, когда он видит Митю без Данилы и Бритвина? Какая сцена разыгрывается на глазах у потрясённого Стёпки? В каком душевном состоянии находится в эти минуты он сам?

Слайд 16

Стёпка уверен в том, что Бритвин и Данила отправятся вместе с Митей. Ему даже в голову не может прийти, что они пошлют мальчика одного, и, когда Стёпка видит Митю, он начинает волноваться: ему кажется, что с товарищами что-то случилось. Сам он теряется, нервничает, стреляет из автомата, с ужасом видит, что Митя бросается за конём на мост. «Что ты делаешь?» – хотелось крикнуть Стёпке. Он был уже готов стрелять в полицаев, бежавших Мите наперерез, но тут произошёл взрыв. Стёпка выжил, ему удалось уйти, но самое страшное для него было впереди.

Слайд 17

Какое выражение видит Стёпка на лицах Бритвина и Данилы? Думают ли они в эту минуту о погибшем Мите? Зачем Бритвин в этот момент опять поминает Маслакова? Почему, по мнению Стёпки, хоть Бритвин и выполнил задание, «до Маслакова ему далеко»? Что в доводах Бритвина вызвало несогласие и возмущение Стёпки? Почему известие о том, что Бритвин стрелял в коня, стало той искрой, которая разожгла тлевший в Стёпке гнев?

Слайд 18

Закономерен или случаен был поступок Бритвина с Митей? Какая судьба, с вашей точки зрения, ожидает Стёпку? Что такое гуманизм? Уместен ли он на войне? Только ли о войне повесть В. Быкова? Вспомним, что он писал: «…Меня интересует, в первую очередь, не сама война, даже не её быт и технология боя, хотя всё это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа». Увидели ли вы подтверждение этой мысли в повести «Круглянский мост»?

Слайд 19

Созвучны ли в чём-то повесть В. Быкова «Круглянский мост» и рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»?
Повесть В. Быкова, как и рассказ М.А. Шолохова, не только о самой войне, хотя её жестокие будни показаны в обоих произведениях. Оба писателя в первую очередь интересуются нравственными вопросами, связанными с поведением человека в такой ситуации, когда в нём способны развиться как худшие, так и лучшие стороны его натуры. «Вечное» – доброта и человечность – должно торжествовать над «преходящим» – войнами и прочими историческими катастрофами.

Слайд 20

Для автора эпизоды с Ляховичем – выражение собственной точки зрения на «вечное» и «преходящее», на представленные в повести проблемы: на войне так же, как и в мирное время, если не в большей степени, необходимо соблюдать нравственные нормы и правила, не терять человечности, отстаивать свои принципы, своё достоинство. Иначе можно совершить то, что совершает Бритвин.

Слайд 21

В. Быков в повести «Круглянский мост» описывает нравственную сторону войны. Он опасается нравственной слепоты своих героев и хочет, чтобы люди прозрели духовно, сделали правильный нравственный выбор. Иначе они потеряют человеческое обличие – и что же тогда станется с Землёй, со всем человечеством? И в его повести слепец Бритвин ведёт за собой слепца Данилу, а Стёпка мучительно колеблется между «слепыми» (Бритвиным) и «зрячими» (Маслаковым, Ляховичем). Благо Стёпке, что он «прозрел». Как бы теперь ни сложилась Стёпкина судьба (а исход её может быть и трагическим), он останется человеком. Повесть В. Быкова – повесть о нравственном выборе.

Слайд 22

Слайд 23

Домашнее задание
Подумать над вопросами 3, 5, 8, 11, 12, 13 (с. 174 учебника). Ответы на 12 и 13 вопросы записать в тетрадь. Стихотворение Ю.Д. Левитанского «Ну что с того, что я там был...» прочитать выразительно или выучить наизусть.