Презентация - Урок истории в 10 классе «Отмена крепостного права»

Урок истории в 10 классе «Отмена крепостного права»Урок истории в 10 классе «Отмена крепостного права»Урок истории в 10 классе «Отмена крепостного права»Урок истории в 10 классе «Отмена крепостного права»Урок истории в 10 классе «Отмена крепостного права»Урок истории в 10 классе «Отмена крепостного права»Урок истории в 10 классе «Отмена крепостного права»Урок истории в 10 классе «Отмена крепостного права»Урок истории в 10 классе «Отмена крепостного права»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Зубаиров Г.С., учитель истории и обществознания ФГКОУ СОШ №16
Урок истории в 10 классе Тема: Отмена крепостного права.

Слайд 2

Цель урока: сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права; развивать умения учащихся работать в группах, излагать, доносить до аудитории информацию, работать с историческими документами; воспитывать у учащихся чувство патриотизма. Задача урока состоит в том, чтобы выяснить какой казалась реформа начальству и в целом обществу до 1861 года, и потом сравнить с тем, что получилось.

Слайд 3


«Положение освободившихся крестьян, их будущие земельные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились, в конце концов» (Н.Я.Эйдельман).
.

Слайд 4

1. «Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли При освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что, во всяком случае, при появлении указа, чем у нас будет меньше крестьян, тем будет для нас покойнее»   2. «Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится… Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор»  
Задание № 1

Слайд 5

Губернии % оброч. Крест. % барщ. Крест. Губернии % оброч. Крест. % барщ. Крест.
Костромская Ярославская Вологодская Олонецкая Владимирская Московская Нижегородская Воронежская 87, 5 87,4 84 72 70 68 68 45 12,5 12,6 16 28 30 32 32 55 Тверская Рязанская Орловская Смоленская Тульская Пензенская Курская Псковская 41 38 28 27 25 25 24,5 23 59 62 72 73 75 75 74,5 77
Задание № 2

Слайд 6

Работа в группах

Слайд 7

Стоимость одной десятины земли – 62 р. 50 коп. (настоящая цена 38 руб.) Из общей стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной государством за крестьянина и какова настоящая цена этой земли?
Задание №4

Слайд 8

Ответы: А-1, 5, 6, 7, 8; Б-2, 3, 4 ,9, 10
Закрепление знаний учащихся: Сгруппируйте положения проектов отмены крепостного права, единодушно признанные всеми авторами проектов (А) и вызывавшие споры (Б): 1) цель реформы - предотвратить крестьянскую революцию; 2) необходимо освободить крестьян без земли; 3) следует дать крестьянам землю без выкупа; 4) нужно освободить крестьян и дать им землю за выкуп; 5) можно провести освобождение крестьян за счёт самого крестьянства; 6) необходимо сохранить помещичье землевладение; 7) необходимо политическое господство крестьянства; 8) основой развития сельского хозяйства должно стать помещичье хозяйство; 9) желательно максимально сохранить существующие порядки; 10) нужно дать крестьянам землю, но не освобождать их.

Слайд 9

Тест. Отметьте права, приобретённые крестьянами по Положению 19 февраля 1861 года: 1. Помещик не имел права распоряжаться крестьянами; 2. Крестьяне получили право собственности на землю; 3. Крестьянские общества могли создавать собственную полицию; 4. Крестьяне могли переходить в другие сословия; 5. Крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика; 6. Крестьяне могли избирать земства; 7. Крестьяне могли избираться в земства; 8. Крестьяне получили право поступать в учебные заведения; 9. Крестьяне получили право поступать на службу; 10. Крестьяне получили право избирать присяжных заседателей.
Ответы:1, 4, 5, 8, 9.