Презентация - Направления в развитии русской музыки

Направления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыкиНаправления в развитии русской музыки







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Направления в развитии русской музыки.
Социальная тема. Проявление народности. Историческая тема.

Слайд 2

Русская музыка последней трети XIX века не осталась в стороне от веяний времени. Новую эру в развитии открыли композиторы кружка «Могучая кучка» - объединение, куда входили русские композиторы М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин.

Слайд 3

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881гг.)
Композитор создавал потрясающие по правдивости и меткости сцены из народной жизни, музыкальные портреты выходцев из крестьянской среды. «Сиротка» - пример вокального творчества, монолог одинокого, бездомного ребенка.

Слайд 4

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908 гг.)
Принцип народности, изображение крестьянского быта, обращение к древним обрядам и песням, связанным со славянскими мифологическими преданиями о природе. Опера-сказка «Снегурочка» любовно воспроизводит картины народного быта и календарных языческих праздников.

Слайд 5

Опера «Снегурочка»
Весенняя сказка Н. Римского-Корсакова в 4 действиях с прологом, либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского. Премьера состоялась в Петербурге, в Мариинском театре, 29 января 1882 г., под управлением Э. Направника. В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства.
Пролог оперы

Слайд 6

Образ Снегурочки
Образ Снегурочки раскрывается в прологе арией «С подружками по ягоду ходить» и ариеттой «Слыхала я, слыхала». В арии легкие, грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными, холодными напевами флейты, создавая пленительный облик юной девушки, такой земной, реальной, но холодной. Ариетта полна томления Снегурочки по людским песням.

Слайд 7

Обрядовая сцена «Проводы Масленицы»
Колоритная сцена состоит из ряда хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» — народного происхождения.

Слайд 8

Эскизы декораций к опере выполнял В. Васнецов

Слайд 9

Заречная слободка Берендеевка

Слайд 10

Палаты царя Берендея

Слайд 11

Эскизы костюмов Снегурочки и Леля

Слайд 12

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887 гг.)
Возросший интерес к русской истории, актуальность патриотической идеи единства и могущества страны нашли отзвук в опере «Князь Игорь».

Слайд 13

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В.В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Слайд 14

История создания оперы
В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести, исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни.

Слайд 15

К. Коровин Плач Ярославны. 1909 год. Эскиз декорации к опере

Слайд 16

Половецкий лагерь Эскиз декорации И. Билибина

Слайд 17

Эскизы костюмов половцев

Слайд 18

«Половецкие пляски» Ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаются хором.

Слайд 19

Лирико-психологическое начало в музыке
Петр Ильич Чайковский Балет «Щелкунчик»

Слайд 20

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве.

Слайд 21

Чайковский использовал традиции Глинки в раскрытии двух тем: лирической – как преодоление «злых чар» силой любви и человечности и трагической – как бессилие человека перед роковым стечением обстоятельств.

Слайд 22

Лирическая тема нашла отражение в балете «Щелкунчик».

Слайд 23

Балет «Щелкунчик» (1891-1892) написан по мотивам сказки немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Слайд 24

Сюжет рисует своеобразный мир детских образов, детских сказочных фантазий и игры. На рождественской ёлке дети Маша и Фриц получают в подарок чудесную куклу, которая может колоть орехи – Щелкунчика, но неожиданно мальчик ломает игрушку. После шумного детского бала Маша прокрадывается в гостиную, чтобы проведать своего любимца Щелкунчика, оставленного под ёлкой.

Слайд 25

Вдруг ёлка начинает расти, куклы на ней оживают, а из под пола вылезают мыши. Куклы перепуганы, часовой стреляет, зайцы-барабанщики бьют тревогу, пряничные солдатики строятся в ряды. Но мыши побеждают и жадно пожирают пряники.

Слайд 26

Тогда раненый Щелкунчик созывает старую гвардию – стройных оловянных солдатиков и сам становится во главе войска. Мышиный король вступает в единоборство с Щелкунчиком и уже готов убить его, но в этот момент Маша бросает в короля башмак.

Слайд 27

Щелкунчик, воспользовавшись замешательством врага, пронзает его шпагой. Мышиное войско разбегается.

Слайд 28

Щелкунчик превращается в прекрасного принца и увозит Машу в сказочное королевство сладостей – Конфетюренбург, где разворачивается грандиозная праздничная феерия.

Слайд 29

Слайд 30

Тема «Человек и рок» в музыке
Петр Ильич Чайковский Опера «Пиковая дама»

Слайд 31

Прослушайте оркестровое вступление к опере «Пиковая дама». В нем - основная идея оперы. Постарайтесь зафиксировать свои ощущения, и по ним определить, какие темы поднимает Чайковский.
Интродукция

Слайд 32

  Столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности. В опере слышится “и смятенная, тревожная эпоха, и столь же смятенная, встревоженная душа художника”. Противоречия внутри героя (в душе Германа) – основной конфликт оперы. Мрачная, жуткая тема роковой навязчивой идеи о трех картах и светлая, проникновенная тема любви.

Слайд 33

Прочитайте либретто оперы Чайковского “Пиковая дама” и заполните таблицу.

Слайд 34

Эскизы костюмов к опере
Герман стал воплощением искренности чувств; Лиза из бедной родственницы стала внучкой богатой графини; Граф Елецкий – жених Лизы, любящий свою невесту; Старуха-графиня воплощение мрака, удушливой атмосферы роковой тайны, смерти.

Слайд 35

Сцена в спальне графини
Герман тайно проникает в спальню к графине и, скрытый от взоров старухи, оказывается невольным свидетелем ее воспоминаний о молодости. Символом прошлого становится старинная песня на французском языке.

Слайд 36

Герман и призрак Графики
Больное воображение Германа рисует картину смерти графини, причиной которой он стал, требуя назвать три карты. Появляется призрак графини, произносящей названия трех заветных карт: «Тройка, семерка, туз». Музыкальная тема Пиковой дамы на нисходящей гамме у кларнетов вносит ощущение мертвенного оцепенения, застылости.

Слайд 37

Свидание Лизы и Германа на набережной Зимней канавки
Бред Германа о «грудах золота» открывает Лизе, кто убийца графини и от отчаяния она бросается в воду.
Ариозо Лизы

Слайд 38

Игорный дом. Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!»
Две карты, поставленные Германом по подсказке призрака графини выигрывают. Упоение победой и жестокая радость звучат в арии Германа. Однако, третья карта оказывается не тузом, а пиковой дамой. Обезумевший Герман видит призрак графини, ее издевательскую улыбку: он не составил счастья Лизы, а погубил ее. Он закалывается, проклиная старуху.

Слайд 39

Финал оперы
В просветлении последних минут Герман помнит только о Лизе, его богине, чистом ангеле. Он любит ее, как любил прежде... Занавес медленно падает. На органном пункте тромбонов и контрабасов скрипки широко запевают тему любви. Мягкое звучание всего оркестра мало-помалу затихает в просветленной печали.