Презентация - «Лирическая дерзость» А.А. Фета

«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета«Лирическая дерзость» А.А. Фета







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Лирическая дерзость» А.А.Фета
Как беден наш язык! – Хочу и не могу. – Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною…

Слайд 2

Взгляд на сущность искусства
Писатель-реалист И.С. Тургенев считал, что к поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения «разума».
Поэт-романтик А.А.Фет противопоставлял «разуму» «бессознательный инстинкт» (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты.

Слайд 3

Импрессионизм поэтики А.Фета
Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создавали настроение, как картины импрессионистов. Основной прием - психологический параллелизм.

Слайд 4

« …до судороги не понимаю», - писал И.С. Тургенев об импрессионистской манере письма А.А.Фета. А что такое «ИМПРЕССИОНИЗМ»?

Слайд 5

Всё началось в 60-е годы XIX в. В Париже. В Салоне (знаменитая выставка) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, французская пресса – «бандой сумасшедших». Критика их работы назвала «мазнёй».
Клод Моне
Эдуард Мане
Эдгар Дега
Огюст Ренуар

Слайд 6

О.Ренуар. Скалы в Гернсее.1883 г.

Слайд 7

Э. Мане. Молодая девушка в саду. 1880 г.

Слайд 8

 Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Слайд 9

С появлением в 1872 году картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» всем стало понятно , что эти художники стремились передать впечатления о жизни. От французского слова «impression» - «впечатление» направление получило название в искусстве XIX в. – первой половины XX в. – «ИМПРЕССИОНИЗМ».
К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872)

Слайд 10

Импрессионизм (характерные особенности)
зафиксирован момент, впечатление от увиденного; необычная композиция, расположение фигур; нечёткие, размытые линии; внесён пленэр, т.е. воздух, прозрачность, лёгкость; запечатлена вибрация воздуха и света; использованы чистые, яркие цвета.

Слайд 11

В литературе импрессионизм не сложился в направление. В литературе можно говорить о нём как о явлении или стиле того или иного поэта, писателя. Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Он первым уловил это новое веяние в искусстве и в своих стихах предвосхитил XX век удивительной игрой со словом, которой ещё не знала поэзия. А.Фет внёс в поэзию своё самоценное слово, «непонятную лирическую дерзость». (Л.Толстой)

Слайд 12

Как проявилась «лирическая дерзость» в стихотворении «Над озером лебедь в тростник протянул…»?
Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре утонул, Меж двух изгибаясь небес. И воздухом чистым усталая грудь Дышала отрадно. Легли Вечерние тени. – Вечерний мой путь Краснел меж деревьев вдали. А мы – мы на лодке сидели вдвоём Я смело налёг на весло,
Ты молча покорным владела рулём, Нас в лодке как в люльке несло. И детская чёлн направляла рука Туда, где, блестя чешуёй, Вдоль сонного озера быстро река Бежала змеёй золотой. Уж начали звёзды мелькать в небесах… Не помню, как бросил весло, Не помню, что пёстрый нашёптывал флаг, Куда нас потоком несло!

Слайд 13

Своеобразие пейзажных зарисовок
Необычный ракурс предметов («лебедь в тростник протянул», «в воде опрокинулся лес»); Нет чёткости изображения («в заре потонул», «меж двух изгибаясь небес»); Яркие краски, передающие вечерний колорит. Вибрация цвета («путь краснел», «блестя чешуёй», «пёстрый флаг»); Игра света и теней («вечерние тени», «начали звёзды мелькать в небесах»); вибрация воздуха ( эпитет «чуткий воздух»). Пейзажи Фета воздушны, в них много света. В литературоведении есть термин - фетовский пленэр

Слайд 14

Стремление зафиксировать «трепет жизни»
Тождество состояния природы и внутреннего мира человека («вечерние тени – «вечерний мой путь», «нас в лодке как в люльке несло», «сонное озеро» - «не помню, как бросил весло», «нас потоком несло», «воздухом чистым» «грудь дышала отрадно»); Психологический параллелизм («а мы – мы на лодке сидели…») помогает почувствовать состояние двух влюблённых как единое целое; Метафора – «быстро река бежала» напоминает о быстротечности жизни; Метафоричные эпитеты («усталая грудь», «покорный руль»); Анафора(«не помню…») придаёт напряжённость стихотворению; Безличный глагол «несло», употреблённый дважды, подчёркивает динамику; Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает кульминации.

Слайд 15

Что роднит лирику Фета с импрессионизмом в живописи?
Стремление передать впечатление от мимолётных явлений жизни;
Зафиксировать «трепет жизни», показать мир в его подвижности, изменчивости;
Передать тождество состояния природы и внутреннего мира человека;
Способность передать красочную прелесть природы и богатство человеческой души;
Поиск новых способов поэтической выразительности:
О, если б без слова Сказаться душой было можно!

Слайд 16

Три поэтических предмета: природа, любовь песня — тесно связаны между собой, проникая друг в друга и образуя фетовскую Вселенную красоты.

Слайд 17