Презентация - Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные и служебные части речиСамостоятельные и служебные части речиСамостоятельные и служебные части речиСамостоятельные и служебные части речиСамостоятельные и служебные части речиСамостоятельные и служебные части речиСамостоятельные и служебные части речиСамостоятельные и служебные части речиСамостоятельные и служебные части речиСамостоятельные и служебные части речи







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Бабушка грохнула дверью лифта, нажала другую кнопку, лифт завыл, медленно поднимаясь вверх. Вдруг он прыгнул, закашлял и заглох. (По Ю. Ковалю «Пять похищенных монахов»)

Слайд 2

Самостоятельные и служебные части речи

Слайд 3

Вспомните, на основании чего противопоставляются друг другу самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на ряд вопросов: Есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? (У самостоятельных есть, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет.) Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически? (Самостоятельные преимущественно изменяются, наречия, слова категории состояния, деепричастия не изменяются (наречия, слова категории состояния могут иметь формы сравнения); служебные части речи не изменяются.)

Слайд 4

Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи? (Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.) Назовите особую часть речи, которая не входит ни в разряд самостоятельных, ни в разряд служебных. (Междометие.)

Слайд 5

Слайд 6

Упр. 318
Ознакомьтесь со словами, помещёнными в упражнении. Что их все сближает? (Состоят из нескольких звуков, от 1 до 3, 4.) По какому принципу сгруппированы слова? (Добавления или изменения 1-го, 2-го, 3-го звука.) По каким основаниям их ещё можно сгруппировать? (Самостоятельные и служебные части речи, междометия; среди самостоятельных: существительные нарицательные и собственные, местоимения-существительные (личные) и местоимения-прилагательные (притяжательные: их, наш); среди служебных: предлоги, союзы, частицы.)

Слайд 7

Классифицируйте «выдуманные» слова по частям речи, объясните, по какому принципу вы действовали.
Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк? (Г. Остер «Задачник по математике»)

Слайд 8

Проверьте себя
Существительные: пляк, хамсик, на глын, гнусиков. Прилагательные: сурых. Глаголы (включая особые формы – причастие и деепричастие): отплякиваясь, шмыряет, шмырнут, отплякивающихся.

Слайд 9

Какие признаки помогли вам в определении частей речи? (Окончания, а также формообразующие суффиксы причастий и деепричастий -я, -ющ-, возвратный суффикс (постфикс) -ся глагола, а также предлоги, т.к. они употребляются вместе с существительными.) Обратите внимание на сочетаемость: с какими частями речи сочетаются существительные? (С прилагательными и глаголами.) Какой тип связи между ними? Какие части речи остались «невыдуманными»? Как вы думаете, почему? (Предлоги выражают связи между словами, а местоимения-прилагательные имеют такие же морфологические показатели, как прилагательные.)

Слайд 10

Что объединяет все служебные части речи, а что отличает от самостоятельных? Как вы думаете, какие из служебных частей речи преобладают в речи? Почему? (Предлоги, т.к. они связывают слова.) Подтвердите свои предположения примерами из упр. 319.