Презентация - Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»

Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»Работа по тексту В.П. Некрасова «Вася Конаков»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Работа по тексту В.П.Некрасова «Вася Конаков»
Работа учителя Кочановой В.В. МОУ «Зимстанская сош», п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми .

Слайд 2

Как правильно понять исходный текст?
Текст 1. О чем?( Ты увидишь тему.) 2. Какие вопросы рассматривает автор? ( Ты найдёшь проблемы.) 3.Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдёшь основную проблему текста.) 4. Зачем автор написал текст? ( Ты определишь цель.) 5.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы , проблемы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию.)

Слайд 3

Работа по тексту.
(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои. (3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. (9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго– погрелся у печки и под конец попросил немного толу– «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал». – (13)Ладно, – сказал я. – (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо. – (15)Солдат? – он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу.

Слайд 4

(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах– одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного– не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… (42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна– война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его– большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только«трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой! (45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна. (По В.П. Некрасову*) * Виктор Платонович Некрасов (1911–1987 гг.) – русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.

Слайд 5

(18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок. (19)На следующую ночь он опять пришёл, потом– его старшина, потом– опять он. (20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой. (22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа. (25)Мы с капитаном уселись у печки. – (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. – (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно… – (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать. (32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. – (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся? (35)Мы вышли.

Слайд 6

Задания
1. Выделите предложения, в которых наиболее полно выражаются проблематика текста и позиция автора по рассматриваемым проблемам. 2. Определите и сформулируйте основную (наиболее общую) проблему текста и позицию автора по этой проблеме. 3. Подумайте, почему автор не использует прямой способ постановки основной проблемы текста и выражения своей позиции по этой проблеме. 4. Укажите языковые средства, которые помогают автору выразить свою позицию образно и эмоционально. 5. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. 6. Напишите фрагмент сочинения-рассуждения, включающий определение позиции автора, определение собственной позиции и ее аргументацию.

Слайд 7

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником. 2) Василий Конаков был командиром взвода. 3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека. 4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день. 5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны. Ответ: ___________________________.

Слайд 8

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения4–5 содержат описание. 2) В предложениях22–23 содержится рассуждение. 3) Предложения24–25 содержат повествование. 4) Предложения37–41 содержат элементы описания. 5) В предложении43 присутствует элемент описания. Ответ: ___________________________.

Слайд 9

22. Из предложений25–34 выпишите синонимы(синонимическую пару).
Ответ ______________________________ 23. Среди предложений1–8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ _____________________________________

Слайд 10

24.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков(А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Слайд 11

24. «Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы«Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется и (А)_______ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп– (Б)________ («кровавые бои» в предложении2, «отвратительными подходами» в предложении3). Усиливает эффект от прочитанного(В)________ («даже в голову не могло прийти» в предложении36). Синтаксическое средство выразительности– (Г)________ (предложение37) – фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени». Список терминов: 1) эпитет 2) сравнительный оборот 3) восклицательные предложения 4) профессиональная лексика 5) фразеологизм 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) разговорная лексика 9) ряд однородных членов предложения Ответ:
А Б В Г

Слайд 12

25.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста(избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора(рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения– не менее150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст(не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 13

Ответы.
20 134<или>любая другая последовательность этих цифр
21 345<или>любая другая последовательность этих цифр
22 сложнотуго<или>тугосложно
23 2
24 8159

Слайд 14

Информация о тексте.
Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема значимости человеческой личности. (В чём заключается значимость человеческой личности?) 1. Значимость личности заключается в её влиянии на исторический ход событий, в том, что человек принимает на себя ответственность«за судьбу всего мира».
2. Проблема мужества и стойкости. (Что может помочь победить более сильного врага?) 2. Победа над превосходящими силами противника может быть одержана благодаря самоотверженности и отваге простых солдат, ежедневно выполнявших свой долг перед Родиной.
3. Проблема героизма. (В чём проявляется героизм человека на войне?) 3. Героизм человека на войне может проявляться в преодолении самых суровых обстоятельств.

Слайд 15

1. Проблема значимости человеческой личности. (В чём заключается значимость человеческой личности?)

Слайд 16

2. Проблема мужества и стойкости. (Что может помочь победить более сильного врага?)
Аргумент1. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка ... Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте.  Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.

Слайд 17

Аргумент 2.
Главный герой рассказа М.А.Шолохов «Судьба человека» герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом

Слайд 18

3. Проблема героизма. (В чём проявляется героизм человека на войне?)
 Аргумент 1. Главный герой рассказа М.А.Шолохов «Судьба человека» герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом

Слайд 19

Аргумент 2
Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка ... Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте. 

Слайд 20

Аргумент3.
Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по заснеженным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом. 

Слайд 21

Проблема мужества и стойкости солдат на войне. (По тексту Проекта демоверсии 2015 года.)
Мужество и стойкость солдат на войне - вот вопрос, над которым рассуждает писатель В.П.Некрасов.  Данную проблему автор раскрывает на конкретном примере из Великой Отечественной войны. В.П.Некрасов,   рассказывая о буднях военной жизни, о мужестве и смелости, смекалке и скромности командира роты Василия Конакова, не скрывает своего восторга перед подвигом человека, который «вдвоем со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было». Писатель с гордостью  говорит, что с такими людьми, как Василий Конаков, «не страшен враг. Никакой!». Позицию В.П.Некрасова понять не сложно: победа над превосходя-щими силами противника может быть одержана благодаря самоот-верженности и отваге простых солдат, ежедневно выполняющих свой долг перед Родиной.  Я разделяю точку зрения автора: стойкость и мужество  помогают выстоять до конца и не сломиться каждому воину. Об этом писали не раз классики и публицисты.

Слайд 22

Вспоминаю роман Л.Н.Толстого «Война и мир», события на батарее Тушина во время Шенграбенского сражения,  где  ярко описано мужество русских солдат. Во время боя артиллеристы не замечают даже того, что у батареи нет прикрытия и что их могут захватить в любой момент. Капитана Тушина и других бойцов не берет страх, они сражаются отчаянно,  поджигают Шенграбен и отбивают нападающих на батарею французов.  Ярким примером мужества и стойкости русского солдата может стать подвиг псковских десантников, рота  которых сражалась, удерживая высоту, 20 часов. К боевикам подтянулись два батальона «Белых ангелов» – Хаттаба и Басаева. 90 русских солдат удерживали 2500 бандитов. Атаки шли волнами. Используя горную местность, боевики подбирались почти вплотную. И тогда схватка переходила  врукопашную. В ход шли саперные лопатки, металлические приклады . Командир разведывательного взвода гвардии старший лейтенант Алексей Воробьев в жестокой схватке лично уничтожил полевого командира Идриса, обезглавив банду. Командиру самоходной артиллерийской батареи гвардии капитану Виктору Романову взрывом мины оторвало обе ноги. Но он до последней минуты жизни корректировал огонь артиллерии. Таким образом,  могу сделать вывод, что именно такие солдаты и офицеры, мужественно сражавшиеся с врагами,  достойны победы.

Слайд 23

Мужество и незаметный героизм солдат на войне по тексту Некрасова «Вася Конаков».
Никому доподлинно неизвестно, насколько он патриот своей Родины и как поведёт себя в критической ситуации. Вот и Виктор Платонович Некрасов поднимает проблему героизма человека на войне. В его произведении «Вася Конаков» протагонист рассказа вдвоём со старшиной успешно отбивали по несколько атак немцев и держали оборону даже после гибели всей остальной роты. Автор считает, что героизм заключается в преодолении самых суровых обстоятельств. Я с ним полностью согласен. Примером такого же героизма служит батарея капитана Тушина в романе- эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Перед боем солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, они считают: «Что себя жалеть- то теперь». Во время боя не нужно было даже отдавать приказы, всё происходило само собой.

Слайд 24

Убитых оттаскивают за фронт, раненых уносят на медицинский пункт, ряды вновь смыкаются. Конечно солдатам не хочется умирать. Однако они преодолевают страх и сохраняют бодрость духа под пулями и ядрами, отрезанные от остальной армии, они успешно обороняют весь фронт, в этом проявляется их мужество, их героизм. Ещё один пример самоотверженного героизма смог показать нам Александр Трифонович Твардовский в поеме «Василий Теркин». В главе «Переправа», где солдаты, на понтонах, в тиши, переправляясь на другой берег реки были обстреляны немцами. На следующий день, когда с пункта назначения пришли солдаты собирать трупы, они увидели одиноко плывущего бойца, которым оказался Василий Теркин. Он в одиночку переправился вплавь на другой берег, для того чтобы доставить информацию о состоянии сил союзников на левом берегу. Вот пример настоящего, самоотвер-женного героизма одного простого солдата. Таким образом, не только количество солдат важно на войне, но и их моральный настрой, их боевой дух, их желание идти в бой за свою страну.