Презентация - Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языкуОпорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языку







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Автор: Иванова Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка Самарской области

Слайд 2

СПЕЦИФИКАЦИЯ Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. (Изложение) Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н-и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Осложнённое простое предложение. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные предложения с разными видами связи между ними. Текст как речевое произведение. (Сочинение) Всего заданий – 15, из них по уровню сложности

Слайд 3

3. Языковые средства выразительности

Слайд 4

Эпитет – золотая осень Метафора – пожар зари Сравнение – слово крошкой в руках улеглось Олицетворение – синий колокольчик спит в тени берёз Оксюморон – горячий снег Метонимия – съешь ещё тарелочку Синекдоха – все флаги в гости будут к нам Гипербола – в сто сорок солнц закат пылал Литота - крошки во рту не было Перифраз – царь зверей (вместо ЛЕВ) Фразеологизм – хранил колечко как зеницу ока
Анафора – Жди меня, и я вернусь… Жди, когда наводят грусть… Антитеза – Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь! Градация – Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени. Инверсия - белеет парус одинокий Многосоюзие – И блеск, и тень, и говор волн. Бессоюзие – Швед, русский рубит, колет, режет. Парцелляция - И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился? Синтаксический параллелизм – Ах, кабы на цветы не морозы… Ох, кабы на меня не кручина… Риторический вопрос – Кто не знает сказок Пушкина? Риторическое восклицание – О лес! О жизнь! О солнца свет! Парцелляция – В вагон ещё какой-то тип влазит. Не старый ещё. С усиками. В сапогах.
ТРОПЫ
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Слайд 5

Всегда одинаково: а-, до-, на-, пере-, по-, недо-, над-, об-, от-, пред-, под-, в-, с- и др.
НА -З- -С- перед звонк. глух. без- бес- воз- вос- из- ис- низ- нис- раз- рас- чрез- чрес- разбить, расписание
ПРИ- ПРЕ- -присоед-е прижать =очень -приближ-е премилый прикатить =пере- -близость прервать пригород -неполнота дей-я присесть Запомни: Преподавать, президент, премьера, прецедент, привилегия и др.
4. Правописание приставок
После русских приставок на согласную И → Ы Искл.: сверх-, меж- : Обыск, сверхинтересный, дезинформация
Ъ: после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я

Слайд 6

Непровер.гл. и согл.: ориентир асфальт
Провер.гл. и согл.: роскошный – роскошь; рабски – рабы горестный - горести
Корни с чередующейся безударной гласной
От послед.согл. раСТ – роС искл.: отрАсль, рОсток, Ростов, рОстовщик лаГ – лоЖ искл.: полОг скаК – скоЧ искл. скАчок
От суффикса –а-: бира – бер дира – дер мира – мер пира – пер тира – тер блиста – блест стила – стел жига – жег чита – чет -им - -А-/-Я- -ин - -А-/-Я-
От удар-я гАр – гОр клАн – клОн твАр – твОр наоборот: зАр – зОр -плАв- всегда с –А- искл.: плОвец, плОвчиха, плЫвун
От знач-я: мАк – «в жидкость погружаю» мОк – «напитаться жидкостью» рАвн – «равные части» рОвн – «ровный по поверхности»
4. Правописание корней

Слайд 7

-НН-
-Н-
имя прилагательное (отымённое)
-Н- + -Н- : старинный -ОНН- (-ЕНН-): внутренний, лекционный ИСКЛ.: ветреный
–ИН-: лебединый -АН- (-ЯН-): песчаный, ледяной ИСКЛ.: деревянный, стеклянный, оловянный
причастие ( от глагола)
1. есть ¬ (кроме НЕ-): связанные носки 2. есть завис. сл.: вязанные бабушкой носки 3. сов. вид: купленные носки ИСКЛ.: раненый 4. -ОВА- (-ЕВА-): маринованные огурцы 5. отглаг. прилаг. в кр. ф.: Их взгляды были ограниченны (= ограниченные, узкие)
нет ¬ нет завис. сл. несов. вид вязаные носки нет –ова- (-ева-) 5. причастие в краткой форме: Их интересы ограничены (чем?) узким кругом повседневных забот.
наречия на –О (-Е)
(думать) ограниченно ( ограниченный) (отвечать) путано ( путаный)
5. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

Слайд 8

И С К Л Ю Ч Е Н И Я
всегда -НН-
всегда -Н-
НевидаННый, неслыхаННый, неждаННый, негадаННый, нечаяННый, неожидаННый, свящеННый, желаННый, читаННый, слышаННый, жемаННый, венчаННый, ставлеННый, обещаННый, боронёННый, медлеННый, считаННый, лелеяННый, черпаННый, нетлеННый, чваННый, мыслеННый, делаННый, штукатуреННый, чекаННый
СмышлёНый, придаНое, жёваНый, коваНый, клёваНый, бешеНый, гостиНая, гостиНица, тружеНик, румяНый, юНый.
В устойчивых сочетаниях: посажёНый отец, назваНый брат, прощёНое воскресенье, кончеНый человек

Слайд 9

7. Типы подчинительной связи в словосочетании
СОГЛАСОВАНИЕ Какой? Чей? гл.сл. зав.сл. сущ. прил. мест. прич. пор.числ. мест. Новое платье; о хорошем плане; с моим другом.
УПРАВЛЕНИЕ падежные ? гл.сл. зав.сл. сущ. сущ. глагол кол.числ. мест. Письмо сестре; писать письмо; думая о тебе; пять книг.
ПРИМЫКАНИЕ Где?...как? гл.сл. зав.сл. глагол нар. прил. деепр. нар. г.н.ф. сущ. Петь громко; петь улыбаясь; пошёл поговорить.

Слайд 10

8, 11. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
подлежащее пр-т; кто? что? сущ., мест. в ИМ. пад. н.ф.г. им.числ. сл/соч. др.ч.р. в роли сущ. Иван Петрович сидел рядом. Кто стучит в окно? Читать – моё любимое занятие. Девять – нечётное число. Все три всадника ехали молча. Окружающие молчали.
сказуемое
прост.гл. Что делает предмет? глагол Он пел, поёт и споёт. Дубы будут попадаться вам на пути.
сост.гл. всп.гл.(грам.знач.)+г.н.ф.(лекс.знач.) (-ть,-ти,-чь) Я перестал плакать. Я хотел уехать сегодня. Я боялся говорить об этом. Мы были рады принять вас.
сост.именное гл.-св.+ имен.часть Он знаток живописи. Моя сестра – человек смелый. Он был добрый человек. Слышен колокольный звон. Окна занавешены. Татьяне стало страшно. А город всё тот же. Всё осталось по-прежнему.

Слайд 11

9. Простое осложнённое предложение (с обособленными членами предложения)
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ 1.Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова: На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Ландыш, майский цветок, любит тень. Ночь, облачная и туманная, окутала землю. 2. Если относятся к личному местоимению: Он, мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все. 3. Если имеет добавочное обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви ломались. Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе. 4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. 5. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК: Отец, как человек осторожный, пока молчал. 6. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогами) при имени собственном, или если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение: Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась. Человек этот, с мешком на голове, подошёл к лошади.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами: Грохот, не умолкая, катился дальше. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Обстоятельства с предлогами НЕСМОТРЯ НА (всегда!), БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО (если очень распространены или стоят перед сказуемыми) : Несмотря на сильный ветер, путники отправились дальше. Благодаря сильным дождям, почва напиталась влагой. ВНИМАНИЕ! Не обособляются устойчивые сочетания: спустя рукава, сломя голову, не смыкая глаз, невзирая на лица, затаив дыхание, не покладая рук и др.

Слайд 12

отн-ние говор-го = чл.пр-я на письме выдел-ся ЗАПЯТЫМИ
Разл.чувства: к счастью, к сожалению, к удивлению, к досаде, неровен час и др.
Степ. уверенности: конечно, безусловно, видимо, верно, может быть, бесспорно и др.
Источник сообщ-я: по словам…, по-моему, как известно, по сообщению…, на мой взгляд и др.
Связь мыслей: итак, так, например, таким образом, во-первых, в общем и др.
Оформл-е мыслей: одним словом, между прочим, так сказать и др.
Привлеч-е вним-я: пожалуйста, извини(те), видите ли, предположим и др.
Откров-сть разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др.
Вставн. констр. Содержат добав. замеч-я, разъяснения, поправки; не могут стоять в начале пр-ния; выдел-ся скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного.
Вводные пр-ния те же знач-я, что и вводн. слова; вносят дополнит. инф-цию: я думаю, я уверен, я считаю, как сообщают газеты и др. Вам, я думаю, скучно.
10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Слайд 13

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. Декабрь (1) по словам старожилов (2) был в тот год очень снежный. Судить обо всём только (3) по словам старожилов (4) не надо. 1) 1, 3 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2
2. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила своё существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2
3. Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания учёных, заинтриговав (3) якобы (4) Бехтерева и Циолковского. Например (5) даже издавал журнал, в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) учёные оказались в плену оккультных страстей. 1) 1, 2, 5 2) 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 5, 6 4) 1, 3, 4, 5
НЕ являются вводными словами и НЕ выделяются запятыми: буквально, будто, как будто, как бы, ведь, даже, примерно, притом, причём, всё-таки, вряд ли, вот, между тем, наверняка, приблизительно, прежде всего, авось, якобы, исключительно, по решению, по распоряжению, по постановлению, по традиции, по совету, бишь, небось, вдобавок, в довершение, вдруг, именно, поистине: Я пришёл примерно в семь часов вечера. По решению администрации школы каникулы начинаются уже завтра.

Слайд 14

12. Предложение (продолжение). Сложносочинённое предложение.
С соед. союзами И, ДА (=и), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…,НО И; КАК…, ТАК И Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след. НО: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
С разд. союзами ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.
С против. союзами А, НО, ДА (=но), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.

Слайд 15

12. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
завис-ть (гл. + придат.) подчин. союзы, союзные слова (отн.мест., нар.)
типы прид.пр-ний
Опр-ные Какой? (то, тот, союзн.сл. такой) + сущ. , который, чей, какой, что, где, куда, откуда, когда, кои С улицы доносился шум, какой бывает только днём.
Мест-но-опр-ные кто (что, каково) именно? какой? тот, всякий, кто мест. каждый, все, что, чей любой, те , какой Что с воза упало, то пропало.
Изъяснительные падежные вопросы речь союзы что, как, мысль чтобы, будто, ли чувство , с.сл. кто, куда, когда, сколько Узнать, что это было, поручили мне.
Обст-ные Обр.дей-я: как? каким образом? Меры и степ.: в какой степени (мере)? (на) сколько? Места: где? куда? откуда? Врем.: когда? как долго? с (до) каких пор? 5. Условия: при каком условии? 6. Цели: зачем? для чего? с какой целью? Причины: почему? отчего? по какой причине? Уступит.: несмотря на что? Следствия: что из этого следует? Закулисные помещения не были оборудованы, так что приходилось гримироваться стоя.
Присоед.- сообщ. те или иные свед-я по поводу ситуации, выраж. в гл. пр-нии: Я решил вернуться домой, о чём и сообщил в письме. Отец привёз с войны трофейный патефон, благодаря чему сестра и выучилась петь.

Слайд 16

13. Сложное предложение (продолжение) СПП с несколькими придаточными
однор.подчинение , ( как…) и (как…). Слышу, как дубы ведут беседу и как лесной ручей бежит в овраг.
парал. (неодн.) подч. (Коль…), , (как…). Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
послед. подчинение , (если…), (чтобы…). Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.
комбинированное , (чтоб…), (кто…), (кто…). Тут собрался народ, чтоб узнать, кто ревёт, кто всё время плачет.