Презентация - Путь Старцева к Ионычу

Путь Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к ИонычуПуть Старцева к Ионычу







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Путь Старцева к Ионычу».

Слайд 2

Антон Павлович Чехов
«Чехов – несравненный художник… Именно несравненный… Художник жизни… И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человек вообще.» Л. Н. Толстой

Слайд 3

Рассказ «Ионыч»
Этот рассказ был написан Чеховым в мелеховский период, в 1898 году. В нем писатель продолжает тему «футляра», обывательщины, мещанства и показывает историю «обратного развития» человека. Главный герой рассказа – молодой врач Старцев, впоследствии превратившийся в Ионыча. В своем «духовном росте» Старцев пережил 4 этапа.

Слайд 4

«Весна жизни».
Главный герой, доктор Старцев, приехал в город С. Он предстает перед нами еще молодым, полным сил и энергии. Молодой врач увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература и искусство. Но он чувствует одиночество и раздражение среди обывателей. И тут он знакомится с семьей Туркиных, «с самой образованной и талантливой в городе».

Слайд 5

Семья Туркиных
Эта семья состоит из трех человек: Ивана Петровича, Веры Иосифовны и их дочери, Котика. Чехов, описывая их, избегает прямых оценок. Но по мере прочтения рассказа мы убеждаемся в том, что они бездарны и скучны. Весь талант Ивана Петровича заключается в «его необыкновенном языке», упражнениях в остроумии. Его жена пишет романы, которые изображают то , чего нет и никогда не будет в действительности. Котик не играет на рояле, а «бьет» по клавишам. Автор несколько раз подчеркивает это слово «бьет». Разве это искусство ?

Слайд 6

Любовь
Спустя год с небольшим, Старцев сильно увлекается Котиком. Теперь девушка даже «восхищала его своей свежестью, наивным выражением глаз и щек», хотя он прекрасно осознает избалованность и ограниченность своей избранницы. Именно во время «любви» он переживает свой эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, Екатерину Ивановну наделяет лучшими качествами. Конечно, читателям понятно, что Старцев заблуждается, надумывает образ девушки. Однако именно влюбленность сильно отличает Старцева от томительно ординарных людей.

Слайд 7

Высшая точка
Взлет чувств молодого человека достигает своего апогея в течение почти 2-х суток: день в семье Туркиных, ночь в ожидании свидания, следующий день – вечер у Туркиных, позже в клубе. За этот краткий период мучительно долго тянется для него время, отсчитываясь не годами, а минутами. «Старцев думал так, и в то же время ему хотелось кричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало <…>» С провинциальным мирком, где все не знают, чем себя занять, такое «летящее» состояние несовместимо. А однообразный фон, на котором оно возникает, усиливает ощущение этой несовместимости.

Слайд 8

Начало падения
После памятного свидания на кладбище начинается превращение Старцева в Ионыча. И ранее всего этот процесс проявляется в любви. У него уже в начале возникают мысли: «К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?». В этих опасениях слышится беликовский страх перед жизнью. Это уже указывает на бедность сей любви, отсутствие глубины. Но только эта любовь удерживала Старцева от духовной деградации.

Слайд 9

Предложение
Вскоре после свидания доктор делает предложение Котику, но получает отказ. После этого Старцев страдал … ровно три дня. Что ж, положено начало бега по наклонной… Чехов показал начало падения Старцева не только через эту «любовь». Какие еще детали указывают на данное обстоятельство? 1) Появление своей пары лошадей. Это очень емкая и характерная деталь. 2) Появление таких мыслей, как эти: «А приданого они дадут, должно быть, немало…»; «Дадут приданое, заведем обстановку…» Подобные мысли обличают стремление героя к сытости и покою. Это начало подмены высоких стремлений низкими потребностями.

Слайд 10

«Поляк надутый»
Прошло четыре года. Старцев сильно изменился. У него уже большая практика, тройка с бубенчиками. Он пополнел, ходит с трудом, страдает одышкой. Доктор ни с кем не сходится близко, так как обыватели раздражают его своим видом. «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением.» У Туркиных за все это время он побывал всего 2 раза. Теперь его любимое развлечение - разглядывать бумажки, добытые практикой. Обыватели дали ему прозвище – «поляк надутый». Дальше, дальше по наклонной…

Слайд 11

Встреча. Последний визит.
Главный герой за 4 года совершил всего 2 визита к Туркиным. Что произошло во время последнего? Старцев снова увиделся с Котиком. За это время она сильно изменилась. Рассталась с прежними иллюзиями(«Я такая же пианистка, как мама писательница…»), стала более зрелой, серьезной. Теперь ее последняя надежда – любовь Ионыча. Но и с ней ей придется расстаться.

Слайд 12

Огонек погас
Мрачна обстановка их последнего свидания. «Они пошли в сад и сели там на скамью под старым кленом, как и 4 года назад. Было темно». Темно и в душе Ионыча. Лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья, и, словно при свете этого огонька, вдруг раскрылась пошлость его бессмысленной жизни. «Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?»- жалуется он. Но тут же «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас». Ему уже не жаль молодости, несбывшихся надежд. « А хорошо, что я тогда не женился», - думает он.

Слайд 13

Конец. «Языческий бог».
Прошло еще несколько лет… Старцев еще больше ожирел и уже ходит , откинув назад голову. Ему некогда вздохнуть: громадная практика в городе мешает. У него уже есть имение и 2 дома, а он присматривает 3-ий. У него много хлопот, но он не бросает земского места: жадность одолела. Все его зовут уже просто Ионычем. Из-за того что горло заплыло жиром, голос изменился, стал тонким и резким. Характер тоже поменялся: стал тяжелым, раздражительным. С больными резок, нетерпелив, груб. Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует. Когда он обедает в самом дорогом ресторане, ему прислуживают самые вышколенные слуги. Когда речь заходит о Туркиных, он притворяется, что не знает их.

Слайд 14

Почему?
Почему молодой, полный сил врач, ненавидящий обывательщину, так опустился? Причин несколько : 1) Он предал идеалы молодости 2) Он не сопротивлялся среде, просто плыл по течению. 3) Сыграла свою роль страсть к наживе. Произошла замена истинных желаний грубыми, низкими потребностями к покою, сытости, деньгам. Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которая давно изучала русская литература – духовной деградации, ренегатства. В гоголевском Плюшкине человека съела страсть приобретательства. Но это был помещик, основа его болезни – душевладение. И он не понимает, что с ним происходит. Старцев всю жизнь работает. Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз - разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей. Здесь четко звучит призыв Чехова не предавать идеалов молодости, не поддаваться силам обстоятельств. А вырабатывать в себе силу для сопротивления уродливой среде и беречь в себе человека.

Слайд 15

Литература.
1.Коровин В.И. Литература.10 класс. Ч.2. – Просвещение, 2011. 2.Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. – Просвещение, 1987. 3.Чехов А.П. Ионыч. – Советская Россия, 1985. 4.Смирнова Л.А. Русская Литература. Советская литература. Справочные материалы. – Просвещение, 1988.

Слайд 16

Презентация
подготовлена ученицей 10 класса МОУ «Зимстанская сош», Республика Коми, Усть – Куломский район, Юдиной Дарьей. 2012 год. Руководитель – Кочанова В.В., учитель русского языка и литературы.