Презентация - Стихи о родной природе поэтов XIX века

Стихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX векаСтихи о родной природе поэтов XIX века







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Стихи о родной природе поэтов XIX века
Край ты мой, ро­ди­мый край!
Презентация Зайдель З.П., учителя литературы МБОУ «Лицей №35»

Слайд 2

При­ро­да – это неис­чер­па­е­мый бла­го­дат­ный ис­точ­ник по­э­зии, жи­во­пи­си, му­зы­ки, во­об­ще ис­кус­ства. Пей­заж часто со­зву­чен чув­ствам, на­стро­е­ни­ям че­ло­ве­ка. Род­ная при­ро­да при­выч­на для нас, но не каж­дый спо­со­бен раз­гля­деть её кра­со­ту. Люди ис­кус­ства могут уви­деть в при­выч­ном пре­крас­ное, новое, необыч­ное. Из­вест­ный рус­ский ком­по­зи­тор П.И.Чай­ков­ский на­пи­сал пре­крас­ную му­зы­ку «Вре­ме­на года», в ко­то­рой можно рас­слы­шать и звон бу­бен­чи­ков трой­ки, бе­гу­щей по мо­роз­ной до­ро­ге, и осен­нюю грусть, пе­ре­жить про­буж­де­ние при­ро­ды вес­ной и жар­кий лет­ний день.
Опуш­ка леса. Худ. И. Ле­ви­тан

Слайд 3

Ху­дож­ни­ки при по­мо­щи ки­сточ­ки и кра­сок пе­ре­да­ют кра­со­ту род­ной при­ро­ды. Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — стра­на, мест­ность) — жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства (а также от­дель­ные про­из­ве­де­ния этого жанра), в ко­то­ром ос­нов­ным пред­ме­том изоб­ра­же­ния яв­ля­ет­ся пер­во­здан­ная, либо в той или иной сте­пе­ни пре­об­ра­жён­ная че­ло­ве­ком при­ро­да. От слова «пей­заж» про­изо­шло на­зва­ние жанра ли­ри­ки – пей­заж­ная. Поэты, ис­поль­зуя раз­ные изоб­ра­зи­тель­ные сред­ства языка, опи­сы­ва­ют при­ро­ду в раз­ные вре­ме­на года. Од­на­ко в по­э­зии осень, зима, весна и лето все­гда озна­ча­ют боль­шее, чем обыч­ные вре­ме­на года. На­при­мер, весна свя­за­на с про­буж­де­ни­ем и рас­цве­том жиз­нен­ных сил.

Слайд 4

Федор Ива­но­вич Тют­чев (1803–1873) Его по праву счи­та­ют  пев­цом при­ро­ды. Он был тон­чай­шим ма­сте­ром сти­хо­твор­ных пей­за­жей. Но в его вдох­но­вен­ных сти­хах нет без­дум­но­го лю­бо­ва­ния при­ро­дой. Для него при­ро­да – такое же оду­шев­лён­ное, «ра­зум­ное» су­ще­ство, что и че­ло­век. «В ней есть душа, в ней есть сво­бо­да, В ней есть лю­бовь, в ней есть язык», – писал поэт. Н.А.Некрасов подчеркивал: «Главное достоинство стихотворений Федора Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её, и всё это превосходно отражается в его стихотворениях».

Слайд 5

В из­вест­ном сти­хо­тво­ре­нии «Ве­сен­ние воды» ручьи – пер­вые вест­ни­ки весны – опо­ве­ща­ют о при­хо­де празд­ни­ка про­буж­де­ния при­ро­ды. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят— Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.. Читая сти­хо­тво­ре­ние, мы слы­шим звуки при­ро­ды. Воды бегут, будят сон­ный брег, гла­сят: «Весна идёт, весна идёт!» В по­след­них строч­ках образ хо­ро­во­да вы­зы­ва­ет ас­со­ци­а­цию с на­род­ным празд­ни­ком. Стр.315-316, ВЛЭ. Найдите в стихотворении примеры ассонанса.
Боль­шая вода. Худ.  И. Ле­ви­тан

Слайд 6

Ал­ли­те­ра­ция — по­вто­ре­ние оди­на­ко­вых или од­но­род­ных со­глас­ных в сти­хо­тво­ре­нии, при­да­ю­щее ему осо­бую зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность. В пей­заж­ной ли­ри­ке ал­ли­те­ра­ция имеет огром­ное зна­че­ние, так как с  ее по­мо­щью можно пе­ре­дать звуки при­ро­ды. Вот, на­при­мер, как Тют­чев опи­сы­ва­ет грозу: Люблю грозу в на­ча­ле мая, Когда ве­сен­ний, пер­вый гром, Как бы рез­вя­ся и играя, Гро­хо­чет в небе го­лу­бом. Найдите примеры аллитерации. Стр. 313 (1-3) Какое настроение вызывают у вас стихотворения Тютчева?

Слайд 7

Афа­на­сий Афа­на­сье­вич Фет (1820–1892) Не менее вдох­но­вен­но, но опять же по-сво­е­му, пишет о весне Афа­на­сий Фет. Ос­нов­ное бо­гат­ство твор­че­ско­го на­сле­дия за­ме­ча­тель­но­го рус­ско­го поэта А.А. Фета со­став­ля­ет пей­заж­ная ли­ри­ка. При­ро­да, с ее по­сто­ян­ной из­мен­чи­во­стью, вдох­но­ви­ла Фета на со­зда­ние сотен сти­хов и целых цик­лов, по­свя­щен­ных вре­ме­нам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Прочитайте стихи Фета на стр.320-324. Какие чувства испытывает лирический герой в каждом из стихотворении? Какую роль играют метафоры в стихах Фета? Стр.326, ВЛЭ.

Слайд 8

В ос­но­ве этих пей­заж­ных кар­тин лежат впе­чат­ле­ния от Ор­лов­щи­ны, кра­со­та укра­ин­ских сте­пей и су­мрач­ный облик Бал­тий­ско­го по­бе­ре­жья, где про­хо­ди­ла его служ­ба, ланд­шаф­ты Кур­ской гу­бер­нии, где он про­вел по­след­ние годы жизни. Но глав­ное в сти­хах Фета не это. Глав­ное — то, как поэт вос­при­ни­ма­ет и вос­со­зда­ет окру­жа­ю­щий мир. Поэт, слов­но ху­дож­ник, раз­бра­сы­ва­ет на по­лотне сво­е­го сти­хо­тво­ре­ния яркие крас­ки, лю­бу­ет­ся эф­фек­том света и дви­же­ни­ем. 

Слайд 9

Это утро, ра­дость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и ве­ре­ни­цы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и бе­ре­зы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без за­тме­нья, Этот вздох ноч­ной се­ле­нья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар по­сте­ли, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна.
Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в тек­сте дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния нет ни од­но­го гла­го­ла. Од­на­ко это не ме­ша­ет ав­то­ру пе­ре­дать звуки, за­па­хи при­ро­ды, дви­же­ние весны. Мы видим стаи птиц, воз­вра­ща­ю­щи­е­ся с юга. Слы­шим их при­вет­ствен­ные крики. Мы видим бе­гу­щие ручьи и слы­шим их жур­ча­нье. Мы слы­шим жуж­жа­ние проснув­ших­ся мошек и пчел. Мир полон зву­ков и дви­же­ния.

Слайд 10

Для поэта весна – пора любви. И вся ночь про­хо­дит без сна в меч­тах о чем-то свет­лом, ра­дост­ном и пре­крас­ном. Пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нет ска­зу­е­мо­го, на­зы­ва­ют­ся на­зыв­ны­ми, и Фет ма­стер­ски ис­поль­зу­ет их в своей пей­заж­ной ли­ри­ке: Л.Н. Тол­стой ска­зал об этом сти­хо­тво­ре­нии так: «В нем нет ни од­но­го гла­го­ла. Каж­дое вы­ра­же­ние – кар­ти­на». На­зыв­ные пред­ло­же­ния де­ла­ют сти­хо­тво­ре­ние ме­ло­дич­ны­ми, кон­крет­но ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты, яв­ле­ния, ко­то­рые вол­ну­ют поэта. С их по­мо­щью пи­са­те­ли, поэты ла­ко­нич­но и точно ри­су­ют время и место дей­ствия, об­ста­нов­ку, пей­заж.

Слайд 11

Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой (1817–1875) А. К. Тол­стой (рис. 7) – поэт, про­за­ик, дра­ма­тург ХІХ века. Он ро­дил­ся под Пе­тер­бур­гом в по­ме­щи­чьей семье, дет­ские годы про­вёл в Крас­ном Роге (в Брян­ской об­ла­сти), в эти места, бо­га­тые ле­са­ми, неод­но­крат­но воз­вра­щал­ся в зре­лом воз­расте, здесь же и по­хо­ро­нен. Стр.317-318. Прочитай стихи поэта. Какие темы связаны в стихотворениях А.К.Толстого с темой природы? Можно ли назвать лирического героя сочувствующим и сопереживающим?

Слайд 12

Автор ис­поль­зу­ет фо­не­ти­че­ский прием – ас­со­нанс. Ас­со­нанс [фр. assonance букв. со­зву­чие] – Прием зву­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти: по­втор глас­ных или групп глас­ных в ху­до­же­ствен­ном (обыч­но по­э­ти­че­ском) тек­сте. С по­мо­щью глас­ных Тол­стой со­зда­ет ощу­ще­ние, будто сто­ишь среди этих про­сто­ров и ды­шишь всей гру­дью, и ра­дост­но кри­чишь вдаль: «Гой, ты, ро­ди­на моя!»

Слайд 13

А.К. Тол­сто­му при­хо­ди­лось часто бы­вать вдали от род­ных мест. Чув­ства, ко­то­рые он ис­пы­ты­вал, легли в ос­но­ву сти­хо­тво­ре­ния «Бла­го­вест». Пре­жде чем при­сту­пить к чте­нию, по­яс­ним зна­че­ния неко­то­рых слов: Бла­го­вест – от слов бла­гая (доб­рая) весть – ко­ло­коль­ный звон перед цер­ков­ной служ­бой. Бла­гост­ный – уми­ро­тво­ря­ю­щий, несу­щий благо. Ка­ять­ся – ис­по­ве­до­вать­ся в гре­хах. От­ре­ка­юсь – от­ка­зы­ва­юсь.

Слайд 14

Бла­го­вест Среди дуб­ра­вы Бле­стит кре­ста­ми Храм пя­ти­гла­вый С ко­ло­ко­ла­ми. Их звон при­зыв­ный Через мо­ги­лы Гудит так дивно И так уныло! К себе он тянет Неодо­ли­мо, Зовёт и манит Он в край ро­ди­мый,
Мо­люсь и каюсь я, И плачу снова, И от­ре­ка­юсь я, От дела злого; Да­ле­ко стран­ствуя Меч­той чу­дес­ною, Через про­стран­ства я, Лечу небес­ные, И серд­це ра­дост­но Дро­жит и тает, Пока звон бла­гост­ный Не за­ми­ра­ет…
Ко­ло­коль­ный звон про­буж­да­ет у ли­ри­че­ско­го героя образ род­но­го края. Где бы ни был герой, когда он слы­шит этот звон, он все­гда вспо­ми­на­ет ро­ди­ну.

Слайд 15

Аполлон Майков родился в семье живописца и писательницы. Детское и юношеское увлечение рисованием отразилось в лирике поэта, посвященной русской деревне, истории, природе. Образы Майкова очень живописны: он отдаёт предпочтение пейзажу и изображает его мастерски, выписывая каждую деталь.

Слайд 16

Майков особенно любил изображать солнечный день, и солнце играет в его картинах и метафорах. Образы Майкова очень живописны: он отдает предпочтение пейзажу и изображает его мастерски, выписывая каждую деталь.

Слайд 17

Слайд 18

Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес… Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой И, как безумный пою! Живописные картины, нарисованные поэтом, смягчают грусть, навеянную поэтическими строками.

Слайд 19

Итак, и ху­дож­ни­ки, и ком­по­зи­то­ры, и поэты стре­ми­лись в своём твор­че­стве по­ка­зать кра­со­ту род­ной при­ро­ды, пе­ре­дать глу­бо­кое чув­ство любви к Ро­дине. В нашей рус­ской при­ро­де нет по­каз­ной кра­со­ты, она скром­на и про­ста, но полна спо­кой­ствия и раз­до­лья, сте­пен­но­сти и ве­ли­чия. Имен­но по­это­му Ф.И. Тют­чев так писал о Рос­сии, о любви к ней:

Слайд 20

На дом: Вспом­ни­те, какие сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти вы зна­е­те. Дайте опре­де­ле­ние по­ня­ти­ям: ме­та­фо­ра, срав­не­ние, эпи­тет, оли­це­тво­ре­ние (в слу­чае за­труд­не­ния см. сло­варь ли­те­ра­тур­ных тер­ми­нов). Най­ди­те в сти­хо­тво­ре­ни­ях, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­лись на уроке, при­ме­ры оли­це­тво­ре­ния. Какую роль оли­це­тво­ре­ние иг­ра­ет в пей­заж­ной ли­ри­ке? Найдите примеры метафор, сравнений в лирике поэтов. Выпишите их в тетрадь.