Презентация - Николай Семёнович Лесков

Николай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович ЛесковНиколай Семёнович Лесков







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

4.2.1831 – 21.2.1895
Николай Семёнович Лесков
«Кудесником, волшебником слова остался в великой русской литературе Лесков». (Ю. Нагибин)

Слайд 2

Родился Николай Семенович Лесков в селе Горохове Орловской губернии. Дед его был священником, бабка происходила из купеческого сословия, была верующей, хорошо знала Священное Писание. Отец писателя окончил духовную семинарию, но священником стать не пожелал. Он поступил на службу следователем в Орловскую уголовную палату. Это был человек образованный, и его глубокий интерес к поэзии, к истории, к старинным книгам передался сыну. В годы учебы (1841-1846) юный Лесков много читал, книги стали главным его увлечением. Но в 1848 году умер от холеры отец, и Лесков вынужден был пойти служить в палату уголовного суда города Орла. Через год, переехав в Киев, он поступил на службу в казенную палату, слушал в университете лекции по литературе, государственному праву, криминалистике, анатомии, агрономии...
Одинокий путник, Лесков не раз повторял слова о том, что всякому человеку дан свет и нужно идти за ним, а спорить с кем-либо трудно, тяжело и, наверно, бесполезно. «Чего я никогда не умел делать, так это «держать нос по ветру», но я всегда и везде был прям и искренен».

Слайд 3

По делам службы Лескову приходилось разъезжать по уездам, соприкасаться с различными слоями населения. Свой жизненный жребий он осознал на 4-ом десятке лет. Словом, полжизни даже не помышлял о писательстве. А когда это произошло, стал записывать рассказы людей, случаи из их жизни, легенды. В результате появились повести, рассказы, романы и очерки: «Овцебык» – 1862 год «Житие одной бабы» - 1863 год «Некуда» - 1864 год «Леди Макбет Мценского уезда» - 1865 год «Воительница» - 1866 год «На ножах» - 1871 год «Соборяне» - 1872 го «Очарованный странник» - 1873 год «Запечатленный ангел» - 1873 год «Сказ о тульском Косом Левше и стальной блохе» - 1881 г.
«Печёрские антики» - 1883 год «Тупейный художник» - 1883 год «Загон» - 1893 год «Маленькая ошибка» - 1883 год «Человек на часах» - 1887 год «Грабёж» – 1887 год «Заметки неизвестного» – 1884 год «Продукт природы» – 1893 год «Однодум», «Белый орёл», «Островитяне», «Заячий ремиз», статьи в «Новом времени», «Петербургской газете» и «Русской речи», в «Отечественных записках».

Слайд 4

Взятая в качестве эпиграфа к статье «О рабочем классе» фраза «Чудище обло, огромно, стозевно и лаяй» неоднократно отзывалась в публицистике Лескова: он писал об «ужасающем пренебрежении» со стороны властей к «народному здоровью», рассуждал о детском холопстве, защищал «неотъемлемые права человеческой свободы», представлял «несколько слов о врачах», критиковал взяточничество…Это стало причиной отставки Н.С.Лескова, состоявшего в должности следователя по криминальным делам в Киеве. Власти Киева поставили себе целью заставить замолчать возмутителя общественного спокойствия. Писатель переезжает в Петербург. Столица встретила вчерашнего провинциала водоворотом политических событий, противоборством идеологических лагерей, взглядов, страстей. В петербургский период Лескова-журналиста по-прежнему волнуют злободневные вопросы, связанные с жизнью народа в условиях «общественных неправд», в журнально-литературных кругах он приобрёл репутацию хорошо осведомлённого в практических вопросах народной жизни человека. В своих статьях он полагал недостойным не озаботиться «беспомощностью русского народа», а лишь ругаться, призывал деятелей русской словесности «поучиться любить русский народ и служить его нуждам и страданиям»

Слайд 5

Н.С. Лесков пришел в литературу с огромным запасом жизненных наблюдений, со своими темами, с ярко выраженной, своеобразной манерой письма.
. завораживал своим причудливым языком, который при жизни писателя считался «вычурным». Не меньше впечатлял и родственный гоголевскому лесковский нравственный максимализм, проявившийся в своеобразном взгляде на Россию, её историческую судьбу, в способности писателя говорить горькую правду о русском человеке и при этом неотступно верить в него, жить надеждой на обретение им праведного пути, освящённого у Лескова единственно кротостью духа и чистотою сердца. Вообще в любом вопросе его преимущественно волновала сторона нравственная. Поэтому Лесков больше верил в «хороших людей», нежели в хорошие порядки.
«Человек живёт словами и надо знать, в какие моменты психологической жизни у кого из нас какие слова найдутся»,-говорил Лесков и -

Слайд 6

Левша
Он всегда прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях социального положения, собирал крупинки, поэтому служитель церкви говорит по-духовному, мужики по-мужицки, выскочки и скоморохи - с выкрутасами. А где непонятно было что-то для простых людей, начиналось словотворчество.«Мелкоскоп», «по дороге ноги рассыпали», «долбица умножения», «пубель», «тугамент», «дурасливый», «водопление», «верояции», «Аболон полведерский», «грандеву», «второродительница» и многое другое.
Нетрудно заметить, что в произведениях Лескова очень часто решающее значение приобретает фигура рассказчика «среднего человека», участника или свидетеля тех событий, о которых идёт, речь. Так было в «Запечатленном ангеле», «Тупейном художнике» и других. Рассказчиком у Лескова был или главный герой, или второстепенный персонаж. Важно одно - этот человек должен быть оригинальным, наделённым особым видением рассказываемых событий, обладающим своеобразной речевой манерой.

Слайд 7

Если слова «сказка» и «сказ» однокоренные, то логичнее будет искать в сказах Лескова те же художественные приемы речи, что и в сказках. Тем более, что некоторые произведения Лескова имеют подзаголовки, например:«Лев старца Герасима» - восточная легенда, «Левша» - сказ о тульском косом «Левше», а ниже автор говорит: «Я записал эту легенду в Сестрорецке». А в «Заячьем ремизе» автор говорит об истории, из которой подаст только любопытнейшие извлечения. Лесков придавал большое значение занимательности своих произведений. Влюблённый в жизнь, очарованный богатством и яркостью её красок, он хочет передать свою очарованнoсть читателю, заставляя его увидеть захватывающе интересное. . Слова «вдруг», «неожиданно», «сюрприз», «странный», «необыкновенный», «интересный», «удивительный» часто встречаются в рассказах и повестях Лескова. Как и в русских народных сказках, когда обычные вещи становятся вдруг волшебными, яркими, например, игла, гребешок, из которого вырастает лес, платок превращающийся в огненную реку, блюдечко, показывающее заморские города, так и у Лескова: «В расположении этого отряда опытными и наблюдательными крепостными очами было замечено нечто странное», «Бабушка, ведь это удивительные люди! - Праведные, мой друг», «Вдруг Левша затосковал - затосковал», «Дивно, дивно все это Севастьян изобразил», «Прелесть как интересно», «Все дело велось в страшном секрете».

Слайд 8

Сказы Лескова ещё отличительны и поэтическими зачинами. «Не охота бы говорить, а нельзя промолчать». «Думал Левша: утро ночи мудренее». Или: «Зовут меня Зовуткою, а величают уткою». Лесков очень любит мелодичную, на старинный манер заведённую строку с эпитетом в конце - стих, восходящий к старым русским песням: «И даны были мне слёзы, дивно обильные!», «Карету ему подали двyсестную».

Слайд 9

А каков герой Левша у Лескова? У него был дар, была тайна, он был искусник. И пусть он был невзрачен, «одна штанина в сапоге, другая мотается, озямчик старенький, крючочки не застёгивается, а шиворот разорван, сам косой, а не конфузится», но удивительным и невероятным делает его одухотворённая красота, великая телесная и духовная сила, его честность, прямота и патриотизм. Вот он: всеми унижен на родине, здесь никому не нужен его редкий талант, а он спешит из-за границы домой, чтобы передать государю, что нельзя ружье кирпичным порошком чистить .Случится война – ружья стрелять не будут. Родина встречает Левшу самым жестоким образом. Его, больного, свалили на пол, обыскали, деньги забрали и отправили умирать в больницу. Никем не был услышан смешной бедолага мастер-патриот. Своим отношением к общему делу, думами и помыслами о пользе и чести страны, а не о собственном благе, Левша похож на былинных богатырей и сказочных героев.

Слайд 10

В произведениях Н.С.Лескова представлены все типы и разновидности, все слои населения, разные сцены для их жизни: Москва, Петербург, губернские города, небольшие уездные, глухие деревни, монастыри, заграница, тундра, степи.... Всё это родина, и герои любили её по-разному, по-своему, а о любви и её красоте надо петь, надо сказывать. Не поэтому ли герои Лескова часто декламируют стихи, поют песни, и даже речь их становится рифмованной, много поговорок, присказок, метких замечаний, необычных слов. Прозу Лескова читаешь как плавное продолжение героических летописей, древних хроник и бытовых сказаний древнерусской литературы.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

План анализа текста художественного произведения
История создания произведения, сведения об авторе. Тема текста, идея. Стиль текста. Тип речи. Какова роль первого и последнего предложений? Лирический герой, его характеристика (портретная, психологический анализ, речь, действия, текст, мимика, отношение к нему автора). Каков лексический состав текста (лексическое значение отдельных слов, группы слов по происхождению и употреблению, цветовая лексика, эмоционально окрашенные слова, синонимы (прямые и контекстуальные), антонимы, художественно-выразительные средства). Морфологический уровень анализа текста (части речи, частотность их употребления). Синтаксические конструкции (количество, вид, средства связи).

Слайд 19

Лесков – бытописатель, благодаря ему мы можем увидеть вблизи повседневную жизнь той далёкой эпохи, история которой создавалась сложением и пересечением жизней, дел и судеб героев: чиновников из рассказов «Белый орёл» и «Однодум», раскольников из «Печёрских антиков», крепостных артистов, офицеров, купцов и представителей старинного барства , духовных людей и крестьян…

Слайд 20

Россия Лескова – бедная страна. Ужасающе низок уровень жизни основной массы её населения – крестьян. «Теснится народушко на просторной Руси, и трудно ему рассмотреть в волоковое окно свои нечисти» («Житие одной бабы»). В рассказе«Путимец» путники хотели достать из колодца воды, но «насилу в третьем или четвёртом доме только достали нужное «ведерце»». В повести «Юдоль» - страшные картины голода среди крестьян, которых помещики бросили на произвол судьбы. А мучительная процедура переселения крестьян на новые земли («Продукт природы»)? А страшная эпидемия в Орле? НО! Над всем этим – необычные ситуации, очарованность героев, анекдотические эпизоды, фольклорная призма, которая смягчает изображение «идиотизма деревенской жизни» (Горький) и помогает приоткрыть завесу над таинственным миром народной души.

Слайд 21

Очарованный странник (1837)
Николай Семенович Лесков

Слайд 22

В 1837 году Н.С.Лесков создает одно из лучших своих произведений – повесть «Очарованный странник», главным героем которой оказывается крепостной крестьянин Иван Северьяныч Флягин. Характер главного героя начинает раскрываться с первых строк – в его отношении к лошадям. Его восхищают дикие кони, а не смиренные. И характер Ивана – удалой, безудержный, залихватский, без сдерживающей струны.

Слайд 23

И вот случилось, что в азарте нагнал Иван воз, на котором спал старичок-послушник, и изо всей мочи ударил старика вдоль спины кнутом. С тех пор стал приходить к нему во сне тот старичок и плакать, что умер без покаяния. И предсказал Ивану его судьбу, что много раз будет погибать, но не погибнет, пока не придет настоящая погибель, и пойдет Иван в чеченцы. Так все и вышло…

Слайд 24

Обрушивается на Ивана жизнь. И слишком часто не выдерживает он ее давления. Не умеет отделить добро от зла, в нем сказывается отсутствие крепкого нравственного стержня, как будто его околдовали злые чародейские силы. Но в этом ли причина? Главная причина его горькой судьбы – гордыня! Ивану легче стать разбойником и убийцей, чем служить в графском доме. Герой идет против своей судьбы, но по темной стороне. Творит неправду и зло. И не чувствует себя виноватым ни в воровстве, ни в убийствах, ни в обмане!

Слайд 25

Но и для Флягина судьба уготовила любовь. Он влюбился в цыганку Грушу. Сначала опьяненный только ее красотой готов был все отдать за обладание ее. Но затем к Ивану пришло другое глубокое чувство – жертвенная любовь.

Слайд 26

Глубокое чувство к цыганке пробудило желание не только разделить с любимой ее боль и страдание, но и сохранить ее душу неоскверненной. Жертвенная любовь к Груше становится моментом осознания истины жизни, своеобразным итогом трудного странничества, за которым уже начинается путь праведника – человека «беззаботного к себе».

Слайд 27

В главном герои пробудилась потребность высшего жертвенного подвига во имя народа. «Мне за народ очень помереть хочется», - говорит Флягин.

Слайд 28

В финале Иван предстает личностью сильной, нравственно стойкой, обретшей смысл жизни в простой истине – жить для других.

Слайд 29

В своих произведениях Н.С. Лесков часто развивал тему судьбы сильной, неординарной личности в условиях «тесной русской жизни», давящего воздействия жизненных обстоятельств. Лескова привлекали характеры сложные, противоречивые, не способные противостоять пагубному влиянию и власти над ними окружающей действительности, и отсюда подверженные нравственному саморазрушению.

Слайд 30

К числу таких произведений относится «Леди Макбет Мценского уезда», написанное в 1865 году. Главная героиня этого произведения – Катерина Львовна Измайлова.

Слайд 31

Впервые повесть опубликована в журнале «Эпоха (1865 г., №1) под заглавием « Леди Макбет нашего уезда». В повести нашли отражения детские впечатления писателя. « Раз одному соседу старику, который «зажился» за семьдесят годов и пошёл в летний день отдохнуть под куст чёрной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч… Я помню, как его хоронили… Потом её на Ильинке (на площади) «палач терзал». Она была молода, и все удивлялись ,какая она белая…», - вспоминал писатель.

Слайд 32

Катерина Львовна за содеянные преступления была прозвана «с чьего-то легкого слова» Леди Макбет Мценского уезда. Но сам Лесков видит в своей героине не преступника, а женщину, «совершающую драму любви», и поэтому представляет ее трагической личностью.

Слайд 33

Катерина Львовна была купеческой женой, жила в купеческом тереме с высокими заборами и спущенными собаками, где тихо и пусто… ни звука живого, ни голоса человеческого. Скука и тоска, доходящая до одури.

Слайд 34

И в этих условиях у нее родилась любовь к молодому приказчику Сергею. С самого начала история любви героини приобретает бытовой оттенок. Она обезумела от своего «счастья». Любовь, взорвавшая пустоту существования героини, приобретает характер разрушительной силы, сметающей все на своем пути. Она теперь была готова на все ради возлюбленного: и в огонь, и в воду, и в темницу, и на крест.

Слайд 35

Катерина, слушая любовные речи Сергея, отуманенная ими, не ощущала затаившейся лжи, не увидела в поступках возлюбленного фальши. Для Катерины любовь становится единственно возможной жизнью, кажется ей раем. И в этом раю земном героине открывается дотоле не видимая ею красота: и яблоневый цвет, и чистое синее небо, и лунный блеск, и золотая ночь…

Слайд 36

Но любовь Катерины полна ярко выраженного эгоистического начала: «Ежели ты, Сережа, мне да изменишь, ежели меня да на кого да нибудь, на какую ни на есть иную променяешь, я с тобою, друг мой сердечный, извини меня, - живая не расстанусь»… Эти слова стали предсказанием грозы…

Слайд 37

Катерина твердо решила, что не отступится от своей любви. Она выступает яркой и неистовой на фоне бесцветного возлюбленного. Перед читателем вырастает невероятный по силе и смыслу характер героини, заключавшей в себе самой причину и следствие любви-катастрофы.

Слайд 38

Однако у этого невероятного женского характера оказывается и невероятный страшный итог: душевный тупик, ведущий к смерти без раскаяния, когда Катерина увлекает за собой ненавистную соперницу в водные валы, из которых глядят на нее убиенные ее же люди…

Слайд 39

Так сложилось, что Николаю Семеновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосводе русской литературы второй половины XIX века. Нелюбимый, затравленный, неоценённый и непризнанный современниками, он прошёл большой, сложный, временами мучительный жизненный и литературный путь.
В детстве мама называла его «сурьёзным человечком». В его характере сошлись все крайности человеческой натуры: крутость и простосердечие, усидчивость и невоздержанность, упрямство и великодушие. Он был трудным, но вместе с тем и необыкновенно оригинальным человеком.

Слайд 40

Н.С.Лесков был дважды женат, от второго брака родился сын Андрей, в детстве – Дрон, а в старости, как он сам о себе писал,- «летописец дней Лескова». Отношения между отцом и сыном складывались нелегко, но Лесков-младший всегда ощущал в отце незаурядную личность и постарался рассказать о нём в своей книге со всей объективностью и непреодолимой сыновьей любовью. Книга эта имела трудную судьбу. Её рукопись погибла под бомбами в блокадном Ленинграде, но восьмидесятилетний автор – Андрей Николаевич Лесков – начал работу заново. При своей жизни он не увидел книгу напечатанной. «Жизнь Николая Лескова» вышла посмертно.