Презентация - Антон Павлович Чехов

Антон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович ЧеховАнтон Павлович Чехов







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Антон Павлович Чехов
17.01.1860 – 02.07.1904

Слайд 2

Антон Павлович Чехов родился в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Учился в местной гимназии, где и начал писать свои первые небольшие рассказы, сценки, делал первые портретные зарисовки. Закончив курс гимназии, Чехов в 1879 году едет в Москву и поступает в университет на медицинский факультет. К студенческому периоду относятся выступления Чехова в печати с юмористическими рассказами, которые были собраны в сборник «Сказки Мельпомены», выпущенный в 1884 Большой старый вишнёвый сад вокруг родительского дома позже стал прообразом сада в одноимённом произведении.

Слайд 3

Когда А.П.Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства», - то под этим подразумевалось очень многое. Режим жизни детей Чеховых был почти каторжным : лавочка возлагалась целиком на детей, гимназия, репетиции в хоре отца, моления, учёба ремеслу, куда входило и почтительное обращение с покупателями, и знание приёмов «обмеривания, обвешивания и всякого торгового мелкого плутовства». Отец, Павел Егорович, хотел, чтобы его дети были счастливее его, поэтому отдал их всех в гимназию, нанял учителя музыки; старшие сыновья уже в детстве свободно говорили по-французски. Но и порол он их всех нещадно. Слева направо стоят - Иван, Антон, Николай, Александр и Митрофан Егорович; сидят - Михаил, Мария, Павел Егорович, Евгения Яковлевна, Людмила Павловна и ее сын Георгий. (1874)

Слайд 4

Слайд 5

Отец держал колониальную лавочку, продавал в ней чай, кофе.

Слайд 6

После окончания университета Чехов занялся врачебной практикой, чаще всего бесплатной.
Несколько лет он занимался медицинской практикой и стал прекрасным доктором. Чехов верил, что жизнь может быть светлой и счастливой, он призывал людей работать для этого. Сам Антон Павлович был удивительным человеком — его любили все. Эти качества души А.П. Чехова проявляются и в его произведениях, оттого читатель и не может от них оторваться. С 1886 года его известность стала быстро расти, и через короткое время Чехов сделался уже любимейшим писателем самых разных слоев населения. Его сочинения расходились в огромном количестве, пьесы ставились в театрах страны и имели особенный успех на сцене Московского Художественного театра.

Слайд 7

В 1890 году Чехов уехал на остров Сахалин. Вернее, сказать «уехал» – неправильно. Он шёл вместе с ссыльными через всю страну. Это путешествие длилось полгода .Жизнь ссыльных каторжников произвела на него страшное впечатление. Как мог, Чехов помогал несчастным в пути, оказывая им медицинскую помощь. Но чаще, не имея достаточно средств и необходимых препаратов, поддерживал морально, сочувствием. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин». Путешествие расстроило здоровье самого А.П.Чехова, и в 1892 году он купил небольшое имение в селе Мелихово московской губернии и уехал туда. Он построил там школу, провёл шоссейную дорогу, создал библиотеку. В Мелихове были написаны пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», рассказы «Дом с мезонином», «Учитель словесности», повесть «Мужики» В 1899 году Чехов переезжает в Ялту.

Слайд 8

В рассказах 80-х годов Чехов высмеивал обывателей, пошлость их жизни, убогий нравственный мир. В его рассказах действуют не люди, а чины и состояния – доктора, репортёры, чиновники и др. Комизм и ирония составляли главную особенность произведений этого периода. Смеясь над порядком, с тупой механической силой разъединяющим людей на разряды, ставящим одних в полурабскую зависимость от других…Чехов с грустью напоминает о забытом человеческом достоинстве.
«Радость» – 1883 год «Смерть чиновника» – 1883 год «Шведская спичка» – 1884 год «Толстый и тонкий» – 1883 год «Жалобная книга» - 1883 год «Хирургия» – 1884 год «Хамелеон» – 1884 год «Маска» – 1884 год «В бане» – 1885 год «Упразднили!» – 1885 год «Злоумышленник» – 1885 год «Отец семейства» – 1885 год «Унтер Пришибеев» – 1885 год «Ванька» – 1886 год «Беззащитное существо» – 1887 год «Свадьба» – 1887 год.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

В этом доме в Москве был написан рассказ “Толстый и тонкий”
Мемориальная доска у входа в дом

Слайд 14

Рассказ “Толстый и тонкий” Впервые был опубликован в журнале “Осколки” в 1883 году
Название рассказа “Толстый и тонкий”построено на противопоставлении. Это слова – антонимы. Уже по названию рассказа понятно , что в тексте будут сравниваться два героя , и не просто сравниваться , а противопоставляться. Такой приём называется антитезой. Антитеза строится на сопоставлении контрастных или противоположных образов , понятий , ситуаций . Можно сказать, что весь рассказ Чехова построен на антитезе.

Слайд 15

Тест
Какой орден был у Тонкого?
1)орден Станислава 2)орден Александра 3)орден Андрея
Кем являются друг другу Тонкий и Толстый?
1)сотрудниками по работе 2)родственниками 3)друзьями детства Толстый сказал Тонкому, что Имена Толстого и Тонкого 1)три звезды имею 1)Миша и Гриша 2)к чему тут это чинопочитание 2)Миша и Порфирий 3)ты как тут оказался 3)Порфирий и Нафаня

Слайд 16

Маленькая трилогия
Рассказы «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Футляр защищает от жизни, Футляр – усадьба - идеал Футляр для чувства, это символ духовной покоя, бездумного су- для любви. Этот футляр инертности. ществования, крыжовник - до неба. Он символ символ плотского, страха жить не как все, физиологического счастья. гибели любви личности. Нет, так больше жить нельзя. Должна быть широкая, своеобразная, более отвечающая назначению человека жизнь!

Слайд 17

Мемориальная доска у входа в дом
В этом доме в Москве был написан рассказ ”Человек в футляре”

Слайд 18

Музейная экспозиция “Человек в футляре”

Слайд 19

ПОДГОТОВЬТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ ПО РАССКАЗАМ ТРИЛОГИИ.
Дайте ответы на вопросы: 1. Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называют маленькой трилогией? 2. Есть ли что-то общее в образах Беликова, Николая Ивановича, Алёхина? 3. Кто выступает в роли рассказчиков в «маленькой трилогии», как помогают образы рассказчиков понять смысл «маленькой трилогии»? 4. В чём вы видите связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении и современной жизнью России? Проанализируйте «маленькую трилогию» с точки зрения её художественной формы по плану: - роль пейзажа; - роль портрета; - роль деталей; - особенности речи; - изобразительно-выразительные средства; - особенности композиции.

Слайд 20

Редакция журнала “Русская мысль”,в котором впервые был напечатан рассказ”Человек в “футляре”

Слайд 21

В чём обвиняли А.П.Чехова? В безыдейности, отсутствии идеалов (Н.Михайловский). В бесчувственности по отношению к бедам человека, в равнодушии. В аморализме. В клевете на народ (после публикации «Мужиков») В поверхности сюжетов, легкомыслии, развлекательности. В пошлости самих произведений. В начале 20 века причислили к «певцам безнадёжной тоски»… Прочитайте рассказы А.П.Чехова и подготовьте «МОНОЛОГ В ЗАЩИТУ ЧЕХОВА»

Слайд 22

К концу 80-х – началу 90-х годов Чехов обращается к сложным социально-психологическим и философским проблемам жизни. Например, в повести «Скучная история» показана драма интеллигента, осознающего своё бессилие перед сложностью человеческого бытия. Ему пришлось признать ошибочность самих основ, на которых он строил свою жизнь, лишённую общей идеи – того главного, что служит объединению людей. В 90-е годы Чехов приобретает европейскую известность такими шедеврами, как «Палата №6», «Попрыгунья», «Студент», «Дама с собачкой», «Ионыч». В них показано многообразие жизни, типы и характеры русских людей с их нравственными поисками

Слайд 23

Своим творчеством А.П.Чехов завершал развитие критического реализма в русской литературе 19 века. Никто не мог передать драматизм жизни в её повседневном течении так, как это делал Чехов. Он выступил новатором прозаических жанров. Его рассказы, повести часто строятся не на событиях, а на состоянии души героев, за которым угадываются их жизненные судьбы. У зрелого Чехова выделяются два типа рассказов, которые можно назвать собственно рассказами и микророманами. Человек Чехова – несвершившийся человек. И за каждым рассказом (микророманом) прочитывается так и не написанный им роман на главную тему – о неслучившейся жизни. Новаторской была не только проза Чехова, но и его драматургия. Произведения этого жанра отражают ту же атмосферу всеобщего неблагополучия. Зло в пьесах Чехова не персонифицировано, отсутствует его прямой носитель, конкретный источник, уничтожив который можно было бы обрести счастье. Причиной всех несчастий становится сама жизнь, с её нелепостями и неурядицей. Поэтому в пьесах Чехова нет типичных для драм Островского конфликтов, выраженных в столкновении персонажей. Всё приглушено, но от этого не менее трагично. Персонаж в его пьесах раскрывается через переживания и повседневное поведение. Большую нагрузку в пьесах Чехова несёт подтекст.

Слайд 24

В 1901 году А.П.Чехов женится на актрисе О.Л.Книппер. Их семейная жизнь была нелёгкой. Супруги жили врозь: Чехов в Ялте из-за своей болезни, Книппер – в Москве, играя на сцене Художественного театра.

Слайд 25

26 октября 1899 года в Художественном театре состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня» В роли Елены Андреевны выступала О.Л.Книппер. Пьесы Чехова второй сезон шли на сцене Художественного театра с огромным успехом, но он не видел их: болезнь держала его в Ялте. В апреле 1900 года артисты театра в полном составе приехали на гастроли в Крым, чтобы показать любимому писателю его пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» Встречи доставляли много радости актёрам. Чтобы выразить свою любовь к нему, они особенно торжественно отметили день его рождения- 17 (по старому стилю) января 1904 года, совпавший с 25-летием литературной деятельности Чехова. В этот день состоялась премьера пьесы «Вишнёвый сад». Во время чествования писателя было сказано много тёплых, искренних слов.

Слайд 26

Речь от Художественного театра произнёс В.И. Немирович-Данченко: «Милый Антон Павлович! Наш театр в такой степени обязан твоему таланту, твоему нежному сердцу, твоей чистой душе, что ты по праву можешь сказать: это мой театр». Надо сказать, что новаторство пьес Чехова не сразу было понято и оценено по достоинству, чем, в частности, объясняется провал премьеры «Чайки» на сцене Александринского театра в Петербурге в 1896 году. Лишь Московский Художественный театр, основанный К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, сумел постичь тайну чеховской драматургии и донести её до зрителя.

Слайд 27

Слайд 28

В 1901 году Чехов ежедневно справлялся по телефону о здоровье тяжелобольного Л.Н.Толстого , жившего а Гаспре. В те дни тревога о нём охватила всю Россию. Чехов писал : « Я боюсь смерти Толстого. Если бы он умер, то у меня в жизни образовалось бы большое пустое место. Во–первых , я ни одного человека не люблю так, как его.. Во – вторых, когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором; даже сознавать, что ничего не сделал и не делаешь, не сташно, так как Толстой делает за всех… В–третьих, Толстой крепко стоит, авторитет у него громадный, и, пока он жив, дурные вкусы в литературе, всякое пошлячество , наглое и слезливое,… будут далеко и глубоко в тени».

Слайд 29

Л.Н.Толстой, хваля рассказы Чехова, говорил, «что у него каждая деталь либо нужна, либо прекрасна». А сам Чехов говорил, что нужное и прекрасное не разделено, между ними – тождество.

Слайд 30

В 1904 году из-за резкого ухудшения здоровья Чехов с женой поехали в Германию для лечения на курорте в Баденвейлере. Там 2 июля 1904 года он умер. Похоронен в Москве.

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

"Чайка"
«комедия в четырёх действиях» А.П.Чехова впервые опубликована в «Русской мысли» в 1896 г. - №12

Слайд 34

Пожалуй, ни одна из пьес Чехова не вызывала столько споров как у современников писателя, так и у более поздних исследователей его творчества. Это не случайно, так как именно с “Чайкой” связывают становление Чехова-драматурга, его новаторство в этой области литературы.

Слайд 35

Слайд 36

В Мелихово, несмотря на бесконечный хоровод гостей, кстати говоря, не всегда желанных и тактичных, Чехов постоянно пишет. В 1894 году он выстроил небольшой деревянный флигель, о котором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг. Именно здесь была написана «Чайка». В 1896 году на сцене петербургского Александрийского театра состоялась премьера пьесы, но спектакль не имел успеха. Чехов очень тяжело переживал неудачную постановку. В 1898 году "Чайка" была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.
В зарубежном театре «Чайка» стала известна ещё при жизни Чехова благодаря переводам Р.М.Рильке. Её сценическая жизнь в Англии и во Франции началась в 1910 году. «Чайка» стала основой балета на музыку Р.К.Щедрина, поставленного на сцене большого театра с М.М.Плисецкой в главной партии (1980г.), несколько раз экранизировалась: отечественный фильм Ю.Карасика в 1970 г. И зарубежная киноверсия С.Люмета в 1968 году.

Слайд 37

Как вы понимаете следующее высказывание В.И. Немировича-Данченко: «Чехов оттачивал свой реализм до символа»?
Из письма А.С.Суворину 21 октября 1895 года: «Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро),много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». «Пишу комедию вопреки всем правилам драматического искусства», - это чуть позже, в ноябре. Зато какой подтекст, какие символы, как глубок мотив подстреленной птицы!!! Символ чайки можно отнести не только к юной Нине Заречной с её мечтами о сцене, но и к Треплеву – как трагическое предсказание его «прерванного полёта».

Слайд 38

Слайд 39

Как важно понимание чеховского подтекста? Станиславский писал: «...Люди редко распахивают и показывают свою душу такой, какова она есть на самом деле. В большинстве случаев они прячут свои переживания, и тогда внешняя личина обманывает, не помогает наблюдателю...» Так ведут себя и чеховские герои. «...Когда внутренний мир наблюдаемого вами человека вскрывается через его поступки, мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизнью обстоятельств, - следите внимательно за этими поступками и изучайте обстоятельства... спрашивайте себя: «Почему человек поступил так или иначе, что было у него в мыслях?» (...) Но бывает так, что внутренняя жизнь наблюдаемого человека не поддаётся нашему сознанию, а доступна лишь интуиции. В этом случае приходится проникать в глубокие тайники чужих душ и искать там материал для творчества с помощью, так сказать, щупальцев собственного чувства.» Это можно отнести и к наблюдению за литературным героем.

Слайд 40

Слайд 41

Так, мотивы поведения выходят за рамки событийного уровня, беря начало в нескольких лейтмотивах, проходящих через всю пьесу и создающих систему ценностных ориентаций, формирующих сознание героев. Можно выделить четыре основных лейтмотива: 1. Быт. 2. Деньги. 3. Любовь. 4.Искусство.

Слайд 42

По подсчётам исследователей творчества Чехова, самая распространённая ремарка в его драматических произведениях -«пауза». В «Чайке», например, 32 паузы, в «Трёх сёстрах» – 60, в «Дяде Ване» – 43, в «Вишнёвом саде» – 32. Какова выразительная роль паузы в произведениях Чехова? Какова её смысловая нагрузка? Наиболее употребительные при характеристике пьес Чехова понятия – «настроение», «подтекст», «подводное течение», «музыкальность».На какие особенности художественной организации пьесы (характер действия и диалогов, структура, символические образы) указывают эти определения? Как бы вы объяснили значение каждого понятия?
Подтекст – художественный приём, при котором явление, событие, чувство не называется прямо, но автор лишь намекает на них, рассчитывая, что читатель сам домыслит недостающее.

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

«Вишнёвый сад»
Комедия в 4-х действиях, впервые напечатана в сб. товарищества «Знание» в 1903 г. Замысел относится к 1901 г., когда в записных книжках Чехова появляется «либеральная старуха», которая «одевается, как молодая, и курит», образ недотёпы, который всё делает не так, и др. «Вишнёвому саду» суждено было стать «лебединой песней» Чехова – драматурга.

Слайд 46

Типы помещиков и помещиц, бездумно проживающих свои состояния, закладывающих имения, Чехов наблюдал многократно. Здесь же речь идёт о новой исторической силе, скупавшей дворянские гнёзда, в атмосферу которых врываются плебейские запахи и звуки, и никто не может оградить «чистую» публику от бесцеремонного вторжения, например, Лопахина.

Слайд 47

Что является лейтмотивом пьесы «Вишнёвый сад»? Что говорят о вишнёвом саде персонажи пьесы? Ваши впечатления от первых страниц пьесы?

Слайд 48

Беседа по следующим вопросам: 1. История создания пьесы. 2. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»,- говорил А.Чехов. Какое содержание вкладывал писатель в понятие «комедия»? 3. Вокруг какого события разворачивается 1 действие пьесы? Почему оно так важно для автора? 4. Найдите в 1 действии стилистические элементы, характерные для чеховского изображения (лиризм, символика, монологи – воспоминания, лексические повторы, паузы, обрывы фраз, авторские ремарки). 5.Почему Чехов отмечает возраст только 3–х действующих лиц? 6. Что поражает вас в делах и поступках Раневской и Гаева? 7. Дайте развёрнутый ответ – характеристику «Старые владельцы сада». 8.Расскажите о судьбе Лопахина. Как его развенчивает автор? 9. Какова роль юных персонажей в пьесе? 10. Почему, сближая образы Пети Трофимова и Вари, автор противопоставляет их друг другу? 11. В ком автор видит свой идеал, и кто становится подлинным героем пьесы? 12. В чём двойственность образа Пети Трофимова? 13. По какому принципу сгруппированы персонажи в пьесе? 14. Найдите в пьесе указания на временную протяженность действия. 15. Какова художественная значимость чеховских ремарок?

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Предлагаемые темы сочинений: Приёмы создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова. Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова. Способы выражения внутреннего мира персонажей в рассказах А.П.Чехова. Как человек превращается в обывателя (по рассказам Чехова А.П.) Истинные и мнимые ценности в мире А.П.Чехова. Проблема человеческого счастья в произведениях А.П.Чехова. Жизнь и сад ( по пьесе «Вишнёвый сад») Если бы сад не продали7…(По пьесе «Вишнёвый сад) Будущее в представлении чеховских героев («Вишнёвый сад») Комические персонажи в пьесе «Вишнёвый сад». Что мне кажется главным в драматургическом таланте А.П.Чехова. Русская провинция в изображении Н.В.Гоголя и А.П.Чехова Образ «маленького человека» в русской литературе (по произведениям Гоголя, Достоевского и Чехова) Драма или комедия? (Проблема жанра пьесы «Вишнёвый сад») Чеховские размышления о любви. Мир природы и человека а рассказах А.П.Чехова. Прекрасное и пошлое в героях А.п.Чехова. Лирический подтекст в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад».