Презентация - Пути обогащения словарного запаса и грамматического строя речи

Пути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речиПути обогащения словарного запаса и грамматического строя речи







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Пути и средства обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся второй ступени
Из опыта работы

Слайд 2

Актуальность
Задача сознательного овладения нормами устной и письменной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени как социальный заказ общества. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет ученик, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной так и в письменной форме. В связи с этим актуальной становиться проблема педагогической поддержки обучающихся среднего звена, позволяющей формировать культуру речи учеников, что становится неотъемлемым признаком полноценного члена общества.

Слайд 3

Противоречия
- между умением доносить до слушателей свои мысли и способностью последовательно и правильно их выражать; - между способностью детей наблюдать и умением воображать и фантазировать; - между теоретическим знанием грамматических форм и умением применять их в речи.

Слайд 4

Цели и Задачи
Цель: получить знания о сущности проблемы работы над словом, о путях эффективного ее совершенствования и реализовать модель словарной работы на уроках русского языка в общеобразовательной школе. Задачи: - обогащение словарного запаса; - обучение нормам литературного языка; - обогащение грамматического строя речи; - формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Слайд 5

Отличительные черты диалогической речи:
- эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами , интонацией тембром голоса; - ситуативность.

Слайд 6

Основные свойства монологической речи:
- односторонний и непрерывный характер высказывания, - произвольность, - развернутость, - логическая последовательность, - ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.

Слайд 7

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Слайд 8

критерии связности устного сообщения:
- смысловые связи между частями рассказа; - логические и грамматические связи между предложениями; - связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего.

Слайд 9

Методика формирования умения видеть незнакомые слова:
- при чтении упражнения выделите непонятные слова; - выяснить их значение; - значение слов уточнить в словаре.

Слайд 10

Методика формирования у детей восприятия слова как особого объекта действительности
- название изображаемых предметов и чтение слов, называющих эти предметы (делается вывод о том, что есть предметы – мы их видим – и есть слова для названия этих предметов – мы их слышим, читаем); - рисование по загадке предмета и подписывание под ним слова, его называющего; - запись слов, называющих предметы; - узнавание слова, пропущенного в загадке; - называние предмета разными словами; - называние одним словом разных предметов

Слайд 11

Словарная работа
Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова есть во всех учебниках русского языка. Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Перебрав различные формы словарной работы, я остановилась на ведении учащимися личного тематического словаря.

Слайд 12

Упражнения по тематическому словарю:
Словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; при работе с интерактивной доской - вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударения.

Слайд 13

Культуроведческий аспект в воспитании речевого развития обучающихся
Живопись, как особый вид искусства, знакомит учащихся с действительностью, воспитывает любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.

Слайд 14

Результаты моей работы
Что дают уроки развития речи, «приносят ли свои плоды»? Я думаю, что приносят… Именно на таких уроках у учащихся появляется возможность проявить свои творческие способности, применить полученные знания на практике. В результате чего ребята пишут неплохие сочинения, изложения с творческим заданием, сочинения-миниатюры, заметки, рефераты. Критерием успешной работы являются участия и призовые места в конкурсах творческих работ. Я думаю, что уроки развития языковой способности помогают ученикам овладеть эмоциональной стороной речи, увидеть нравственную силу родного слова, почувствовать себя творческой личностью, что особенно актуально в современных условиях.

Слайд 15

Путь к слову – трудный путь. Как быть с ошибками как сохранить доброе лицо, если в стопке тетрадей с сочинениями, которые я несу на урок, есть двойки? Научиться терпению… Научить ребят творчески мыслить, стараться сделать уроки развития речи эмоционально притягательными, заинтересовать их самим процессом работы над словом, найти стимул для движения вперед. И пусть сердце, знающее свою ответственность перед этим удивительным домом – школа, сердце учителя никогда не успокаивается. В руках учителя величайшие возможности открыть сознание моментально, одной фразой: «Ты все сможешь!» Разбудить ученика – вот главная задача учителя русского языка, разбудить так, чтобы рука писала, а сердце не молчало

Слайд 16

Спасибо за внимание!