Презентация - Как написать сжатое изложение?

Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?Как написать сжатое изложение?







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок - консультация по русскому языку учителя русского языка и литературы МКОУ «ООШ №12» Свистуновой Натальи Анатольевны
ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: КАК НАПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ?

Слайд 2

В первом задании ОГЭ по русскому языку нужно написать сжатое изложение объёмом не менее 70 слов. 
Сжатое изложение представляет собой не пересказ, а новый, созданный текст на основе звучащего. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, оно должно передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли. 

Слайд 3

Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?
Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу.

Слайд 4

Критерий 1. Содержание.

Слайд 5

От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста, и выставляет соответствующий балл.

Слайд 6

Что такое микротема?
Предложения текста объединяются одной общей темой . Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца.

Слайд 7

Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения.

Слайд 8

Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.

Слайд 9

Критерий 2. Сжатие текста.

Слайд 10

При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.

Слайд 11

Что такое приёмы сжатия текста?
При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.

Слайд 12

Слайд 13

Основные приёмы сжатия текста:
1. Исключение. Исключаем повторы. Можно исключить синонимы (один или несколько) Исключаем уточнения, пояснения: 

Слайд 14

Основные приёмы сжатия текста:
2. Обобщение. Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. 

Слайд 15

Основные приёмы сжатия текста:
3. Упрощение. Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Возможна замена сложноподчинённого предложения простым:  Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной

Слайд 16

Комплексное применение приёмов сжатия. 
Все приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе

Слайд 17

Слайд 18

Советы по написанию сжатого изложения
При первом прослушивании текста не записывайте всё подряд. Сначала важно понять, какая информация главная, а какая – второстепенная; определить основную тему и микротемы; выписать ключевые слова.  • Оставляйте интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.  • Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия. 

Слайд 19

Советы по написанию сжатого изложения
 Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.  • При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания. 

Слайд 20

Слайд 21

Текст для написания сжатого изложения ( из открытого банка заданий ФИПИ)
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Слайд 22

Микротемы
1. Любимая игрушка – самое яркое воспоминание из детства каждого человека
2. В век компьютерных технологий игрушка все – таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребенка, помогает ему приобретать жизненный опыт
3. Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Необходимо тщательно выбирать игрушку для формирования положительных качеств ребенка.

Слайд 23

Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.

Слайд 24

Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.

Слайд 25

Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.

Слайд 26

Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).

Слайд 27

Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова.  – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

Слайд 28

 Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).

Слайд 29

Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.

Слайд 30

Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.

Слайд 31

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.  ↓↓↓  Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом. 

Слайд 32

Интернет – ресурсы:
http://егэша.рф/news/izl_oge/2015-02-06-200 http://bacenko.ru/szhatoe-izlozhenie-na-oge-po-russkomu-yazyiku/ https://yandex.ru/images/search?text=ик3%20изложение%20картинки&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz http://nsportal.ru/sites/default//lusana.ru/files/2015/06/27/izlozheniya_fipi.docx

Слайд 33

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Слайд 34

Интернет – ресурсы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png фон http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png перо, чернильница, тетрадь http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL http://www.ailona.ru/_ph/97/250733085.png перья http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png свиток http://s3.uploads.ru/5o8gm.png рамка