Презентация - Активные интерактивные методы в преподавании истории и обществознания

Активные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознанияАктивные интерактивные методы в преподавании истории и обществознания







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Активные интерактивные методы в преподавании истории и обществознания.

Слайд 2

Цели:
стимулирование учебно-познавательной мотивации; • развитие самостоятельности и активности; • воспитание аналитического и критического мышления; • формирование коммуникативных навыков и • саморазвитие учащихся. • В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность

Слайд 3

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»
Целесообразность применения методов активного и интерактивного обучения
Учение становится полноценным только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Необходимо научить школьников ориентироваться в современном обществе, анализировать события, формулировать собственное мнение, оценивать и отвечать за свои действия, распределять ответственность. Важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы.
не правильно
правильно

Слайд 4

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств. Умение работать с командой и в команде. Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Слайд 5

Методические приёмы интерактивного обучения. (пассивный метод)

Слайд 6

Активные методы : ученик – субъект обучения выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания, вопросы от учащегося к учителю и от учителя к ученику.

Слайд 7

Интерактивные методы – методы, построенные на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Основные методы: групповая работа, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения.

Слайд 8

Пирамида обучения. (как усваивается информация при различных видах учебной деятельности.)

Слайд 9

Таксономия Блума — вариант классификации педагогических целей. Предложена группой учёных под руководством Бенджамина Блума в 1956 году, написавшего в том же году книгу «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания».
Уровни учебных целей Конкретные действия, необходимые для достижения данного уровня
1. Знание воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
2. Понимание — объясняет факты, правила, принципы; — преобразует словесный материал в математические выражения; — предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
3. Применение — применяет законы, теории в конкретных ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях.
4. Анализ — вычленяет части целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — определяет принципы организации целого; — видит ошибки и упущения в логике рассуждения; — проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значимость данных.
5. Синтез — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий; — составляет схемы задачи.
6. Оценка — оценивает логику построения письменного текста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Слайд 10

При использовании интерактивных методов учитель лишь регулирует учебно-воспитательный процесс, занимается его общей организацией, определяет его общее направление:
готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения в группах, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины, помогает в случае затруднений

Слайд 11

Возрастает роль самостоятельной работы. У обучающихся появляются дополнительные источники информации - книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они обращаются к социальному опыту – своему и своих товарищей, для этого учащиеся: вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы.

Слайд 12

Принципы эффективного взаимодействия при интерактивном обучении ( по Р.Бернсу)
Полное доверие учителя к ученикам. Всесторонняя помощь обучающимся. Наличие у учеников внутренней мотивации к учению. Восприятие учителя в качестве источника разнообразного опыта. Умение открыто выражать свои чувства группе и принимать чувства остальных Активность участников группового взаимодействия.

Слайд 13

Методики и формы интерактивного обучения
Ситуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации. Дискуссионные – обсуждение той или иной проблемы, обмен идеями, мнениями. Рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы. Поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования. Ассоциативные – опора на ассоциативное мышление. Аналитические – критическое мышление- дедукция- от частного к общему и индукция – от общего к частному. Репродуктивные – воспроизводство готовых сведений. Игровые – моделирование реальных или вымышленных ситуаций. Проектные – не накопление знаний, главная цель, а овладение способами деятельности.

Слайд 14

Возможные формы воплощения:
1. Творческие задания. 2. Работа в малых группах. 3. Обучающие игры: ролевые, деловые, образовательные. 4. Использование общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии, 5. Социальные проекты: соревнования, выставки, спектакли, представления и т.д. 6. Разминки (различного рода). 7. Изучение и закрепление нового информационного материала: интерактивная лекция, ученик в роли учителя, работа с наглядным пособием, каждый учит каждого. 8. Работа с документами: составление документов, письменная работа по обоснованию своей позиции. 9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный метод, шкала мнений, дискуссия, дебаты, симпозиум. 10. Разрешение проблем: мозговой штурм, дерево решений, переговоры и медиация.

Слайд 15

Основные принципы преподавания
Основные принципы Комментарии
Сотрудничество обучаемых и обучающих Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности.
Эффективность стратегии преподавания Необходимо обеспечить готовность всех участников процесса образования к различному роду взаимодействия.
Стратегия преподавания должна быть целесообразной При использовании любого метода следует соразмерять ожидаемый результат с затраченным временем и силами. Интересный методический прием может оказаться не оправдано энергоемким и затратным по времени.

Слайд 16

Вариативность В преподавании необходимо разнообразие, как содержания, так и методики, на уроке следует добиваться смены форм деятельности обучающихся.
Творческий подход В методике нет застывших догм и окончательных правил.
Наличие алгоритма Каждый метод должен иметь четкую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов.
Демократичность Применение любого метода должно быть построено на демократических ценностях (уважении других точек зрения, мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека и т.д.).

Слайд 17

Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии.
Положительные стороны Отрицательные стороны
Расширение ресурсной базы Вероятность поверхностного рассмотрения темы при недостаточном уровне подготовленности обучающихся
Высокая степень мотивации Трудности установления дисциплины и ее поддержания
Максимальная индивидуализация обучения Строгий лимит обучающихся
Акцент на деятельность, практику Объем изучаемого материала небольшой
Широкие возможности для творчества Требуется большое количество времени
Прочность усвоения материала Сложность индивидуального оценивания

Слайд 18

Вывод.
Применение интерактивных и активных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности урока. Использование активных и интерактивных методов обучения помогает выполнить заказ общества, воспитать и обучить информированного, думающего, умеющего и желающего действовать гражданина.

Слайд 19

Спасибо за внимание. Грибкова В.А.