Презентация - Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема: «Инфернальные мотивы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Выполнила: Ефименко Софья, МБОУ «Лицей «Сигма». Руководитель: Якунина Т. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей «Сигма».

Слайд 2

Михаил Юрьевич Лермонтов

Слайд 3

Цель работы: выявить инфернальные мотивы, изучить их место и роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект исследования – роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Предмет исследования – инфернальные мотивы в романе.

Слайд 4

Задачи: Проанализировать исследования, посвящённые изучению инфернальных мотивов в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Определить целостную систему показателей понятия «инфернальные мотивы». Исследовать инфернальные мотивы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на основе выявленных показателей. Гипотеза: мы предполагаем, что в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» встретится большое количество инфернальных мотивов. Методы исследования: контент-анализ, анализ литературных источников.

Слайд 5

Основные понятия
Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и литературно-художественных произведений Инфернальный (от лат. inferna – преисподняя, лат. infernalisа – «нижний, подземный, из преисподней») (книжное, устаревшее) – находящийся в аду, происходящий в аду, адский.

Слайд 6

Инфернальный хронотоп в главе «Фаталист»
Левая сторона Ночь Мотив жара и холода Свинья Ведьмы Вулич Число 4 20 червонцев Печорин - дьявол

Слайд 7

Инфернальные мотивы:
Географические названия Имена и фамилии Цвет Цифры Идиомы Инфернальные образы (огня и жара, воды и холода, крови, смерти, ада) Символы

Слайд 8

Географические названия как отражение инфернальных мотивов
Чертова долина
Гуд-гора
Крестовая гора
Змеиная гора
Персия
Тамань

Слайд 9

Географические названия как отражение инфернальных мотивов
Чертова долина
Крестовая гора

Слайд 10

Имена и фамилии как отражение инфернальных мотивов
Азамат
Бэла
Карагёз
Грушницкий
Григорий Александрович Печорин
Максим Максимович
Вера
Вернер

Слайд 11

Имена и фамилии
Григорий Александрович Печорин
Грушницкий

Слайд 12

Цвет как отражение инфернальных мотивов
Белый (60 раз)
Чёрный (59 раз)
Красный (18 раз)
Зелёный (7 раз)

Слайд 13

Цифры как отражение инфернальных мотивов
Цифра один (221 раз) означает первичное единство, начало, сумму всех возможностей, сущность, центр. Два (121 раз) символизирует двойственность, чередование, различие, конфликт, зависимость, статичность; отсюда противоположные полюса, двойственная природа человека, влечение.

Слайд 14

Идиомы как отражение инфернальных мотивов
«Сердце облилось кровью» «Кровь испорчена» «Кровь кипит» «Наливаться кровью» «Черт их разберет» «Черт меня дернул» «Ну, какой бес несет его теперь в Персию?» «Черт возьми»

Слайд 15

Инфернальные образы как отражение инфернальных мотивов
Образы огня и жара (69 слов): «Огонь» (11 раз), «огненный», «пламя», «пламенный» (2 раза), «пылать» (2 раза), «гореть» (4 раза), «горящий» (2 раза), «горячий» (2 раза), «горячо», «горячка», «разогреть», «жар» (4 раза), «жарко» (5 раз), «жаркий» (2 раза), «жарить» (2 раза), «кипеть» (3 раза), «кипящий», «кипяток», «пот», «курение трубки» (9 раз), «печь» (3 раза), «факел», «жажда» (2 раза), «свеча» (5 раз), «зола», «угли».
Образы воды и холода (72 слова): «Вода» (16 раз), «водяной» (4 раза), «дождь» (2 раза), «ручей» (2 раза), «река» (3 раза), «водопад» (2 раза), «море» (2 раза), «лед» (2 раза), «льдистый», «холод» (2 раза), «холодный» (21 раз), «холодно» (8 раз), «холодность» (2 раза), «холодеющий», «прохлада», «хладнокровие» (3 раза).

Слайд 16

Инфернальные образы как отражение инфернальных мотивов
Образ крови (16 слов): «кровавая полоса», «разбойничья кровь», «волновать кровь», «кровь лилась из раны ручьями», «кровь потекла», «окровавленный», «хладнокровие» (3 раза), «вампир», «сердце облилось кровью», «кровь приливала в голову», «кровь испорчена», «кровь кипит», «наливаться кровью» (2 раза).

Слайд 17

Инфернальные образы как отражение инфернальных мотивов
Образ смерти (208 слов): «орудие», «оружие» (2 раза), «пуля» (15 раз), «пистолет» (24 раза), «патрон», «шашка» (8 раз), «молоток», «ударить» (7 раз), «удар» (2 раза), «драться» (2 раза), «аркан», «ружье» (2 раза), «стрелять» (3 раза), «стреляться» (5 раз), «пристрелить», «выстрел» (4 раза), «выстрелить» (4 раза), «застрелиться» (2 раза), «перестреливаться», «перестрелка», «нож» (3 раза), «кинжал» (2 раза), «зарезать» (2 раза), «топор», «гроб» (4 раза), «похороны», «хоронить» (2 раза), «убивать» (8 раз), «убитый» (6 раза), «убийство», «убийца» (6 раз), «сложил буйную голову», «смерть (22 раза)», «смертельный» (3 раза), «смертный», «насмерть», «умирать» (31 раз), «умирающий» (4 раза), «мертвый» (2 раза), «усопший», «скончаться», «кончина», «кончить» (4 раза), «покоиться», «несдобровать», «погибать» (2 раза), «погибший», «издох», «казнь», «крик», «труп» (2 раза), «ядовитый», «эпитафия» (2 раза).

Слайд 18

Инфернальные образы как отражение инфернальных мотивов
Образ ада (25 слов): «косматый дьявол сидит и курит», «дьявол», «экой бес-девка», «бестия» (2 раза), «бес», «бесить» (2 раза), «чертенок», «бешенство», «бездна»; «здесь нечисто, люди недобрые»; «заколдованный», «дурно» (2 раза), «дурной» (5 раз), «проклятый», «мистификация», «магнетический» (3 раза).

Слайд 19

Символы как отражение инфернальных мотивов
Русалки (ундины, нимфы)
Голубь
Червонный туз (карты)
Ворон
Дикий барс (леопард)
Рысь
Чёрная кошка
Заяц
Лошадь (конь)
Орёл
Акация
Бузина
Змея
Свинья
Коршун
Корабль
Муха
Колодец
Луна
Камень
Железо

Слайд 20

Символы как отражение инфернальных мотивов
Змея
Лошадь (конь)
Луна

Слайд 21

Выводы:
Многочисленные исследователи, изучая инфернальные мотивы в жизни М.Ю. Лермонтова, обращали внимание на его внешность, характер, отношение к прошлому и настоящему, Богу и смерти. В творчестве Лермонтова можно выделить такие особенности, как автобиографичность, особый демонический хронотоп, соединение несоединимого в личности, включение странного в простые жизненные ситуации. Различные авторы изучали отдельные инфернальные образы, но целостного изучения этого произведения не было. В данном исследовании сделана попытка всестороннего изучения инфернальных мотивов романа. В этом и заключается новизна исследования. Исследуемое литературное произведение насквозь пронизано инфернальными мотивами. Они отражаются в географических названиях, выражающих отношение главного героя к этим местам; именах и фамилиях, которые также имеют важное значение и полностью соответствуют характерам литературных персонажей в романе; в цветах и цифрах, символизирующих амбивалентность главного героя; идиомах, отсылающих к образам смерти и ада; инфернальных образах огня и жара, воды и холода, смерти и ада, напрямую связанных с темой данного исследования. Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.