Презентация - Басня как литературный жанр

Басня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанрБасня как литературный жанр







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Басня как литературный жанр Филинова Елена Святославовна Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» Г. Сосновый Бор
ФиФФИли

Слайд 2

Назначение басен
«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: - как устроен мир? как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней» (М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)

Слайд 3

Эзоп
Жан де Лафонтен
И.А. Крылов
Великие баснописцы

Слайд 4

Русские басни
А.П. Сумароков
В.И. Майков
И.А. Крылов
И.И. Хемницер
И.И. Дмитриев
В.К. Тредиаковский
М.В. Ломоносов

Слайд 5

Эзоп
«Лисица и виноград»
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.

Слайд 6

1621 - 1695
Жан де Лафонтен
«Лисица и виноград» Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Слайд 7

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)
«Лисица и виноград» Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем кисти винограду рделись. У кумушки глаза и зубы загорелись, А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд –то он хорош, Да зелен – ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь.

Слайд 8

Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь). Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек. Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Слайд 9

План сравнительного анализа 1.Тема басни. 2. Герои басни. 3.События, действия героев. 4.Цель басни. 5. Мораль. 6. Художественные особенности (изобразительно – выразительные средства)

Слайд 10

Эзоп Ж. де Лафонтен И. А . Крылов
Общее Общее Общее
Различное Различное Различное
Сравнительная характеристика басни «Лисица и виноград»

Слайд 11

Слайд 12

Тест
Басней называется: А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль; В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. 2. Вывод в басне называется: А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение. 3. Определите название приёма, характерного для басни: А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение. 4. Кто известен как первый баснописец? А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.

Слайд 13

Проверь себя! 1. Б 2. Б 3. А 4. Б
Молодцы!

Слайд 14

Домашнее задание
Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова. 2. Подготовить выразительное чтение басни «Свинья под дубом». * Попробовать самому придумать басню (в прозе или стихах).

Слайд 15

Спасибо за Внимание!

Слайд 16

Использыемые источники: Программа под ред. В. Я. Коровиной, 2011 г. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010. Методические пособия: Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: Вако, 2011. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 5-е изд., - М.: Просвещение, 2010.

Слайд 17

Интернет - ресурсы http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://images.yandex.ru/yandsearch?img_url
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&img_url