Презентация - Содержательные и языковые способы сокращения текста

Содержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текстаСодержательные и языковые способы сокращения текста







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Содержательные и языковые способы сокращения текста Краткость – сестра таланта. А. П. Чехов

Слайд 2

Анкета для учащихся Нравится ли вам писать изложение? Что вам труднее писать – сочинение или изложение? Почему? Зачем нужно учиться писать изложение? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться? Какие тексты вы выбрали бы для изложения? Какое изложение писать легче – подробное или сжатое? Какие трудности вы испытываете при написании изложения?

Слайд 3

Основные содержательные приемы компрессии Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свертывание исходной информации за счет обобщения.

Слайд 4

Последовательность операций при сжатии текста: определение стиля исходного текста; уточнение темы и основной мысли; определение типа текста; анализ содержания текста; выполнение чернового варианта; проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

Слайд 5

Основные языковые приемы компрессии Замены: - замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчиненного предложения простым.

Слайд 6

Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов. Слияния: - слияние нескольких предложений в одно.

Слайд 7

Прочитай каждый абзац и определи, какие предложения можно исключить из текста, так как они сообщают дополнительную информацию. 2,4,5 7,8 10,11,12,13 14,15 18,19,21,22

Слайд 8

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Я знал, что есть разные дожди.

Слайд 9

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие. Дать подтверждение – подтвердить; Привести доказательства – доказать; Проявлять интерес – интересоваться.

Слайд 10

Если предложение сложноподчиненное, то возможны варианты: Исключить придаточную часть как несущую дополнительную, неглавную информацию, без которой смысл текста не изменится. Если серьезно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение.

Слайд 11

Если серьезно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. Должен быть механизм наказания за нарушение закона.

Слайд 12

Заменить придаточное обстоятельственное конструкцией существительного и производного предлога. Если в нашем обществе сегодня есть потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей, то язык пойдет в эту сторону, будет давать нам средства для этого.

Слайд 13

Если в нашем обществе сегодня есть потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей, то язык пойдет в эту сторону, будет давать нам средства для этого. В соответствии с потребностью думать о будущем язык будет давать нам средства для этого.

Слайд 14

3. Заменить придаточную часть одним словом, выражающим смысл части в целом. Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает нужные иностранные слова.

Слайд 15

Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает нужные иностранные слова. Русский язык легко принимает нужные иностранные слова.

Слайд 16

4. Присоединить придаточную часть к предыдущему простому предложению, исключив главную часть исходного сложноподчиненного предложения. И в этом нет ничего страшного, когда все делается в меру. И в этом нет ничего страшного, когда все делается в меру. Русский язык легко принимает нужные иностранные слова, когда все делается в меру.

Слайд 17

Образец сжатого изложения Русский язык легко принимает нужные иностранные слова. Но мера такого заимствования утеряна. Немаловажно, из каких источников появляются новые слова нашего языка. В Думе обсуждался «Закон о русском языке», но должен быть и механизм наказаний за его нарушение. Сейчас не художественная литература формирует языковой вкус. Язык ли в этом виноват? В соответствии с потребностью думать о будущем язык будет давать нам средства для этого. Он отражает состояние общества. Так что не язык надо сейчас исправлять.

Слайд 18

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. М. Горький

Слайд 19

Основные этапы создания сочинения-рассуждения Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный вопрос. Вывод.

Слайд 20

Функции знаков препинания Выделительная Разделительная (запятые, тире, (точка, восклицательный кавычки) и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие

Слайд 21

Запятая Разделительная: Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. (запятая в данном предложении разделяет однородные сказуемые, связанные интонацией перечисления).

Слайд 22

Запятая 2. Выделительная: Дом был, как говорила Екатерина Петровна, «мемориальный». (запятые выделяют вводное предложение).

Слайд 23

Кавычки Выделительная: Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта – портрет её отца, а вот эта – маленькая, в золотой раме, - подарок Крамского, эскиз к его «неизвестной». (кавычки в данном предложении служат средством выделения названия картины)

Слайд 24

Кавычки Выделительная: Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». (кавычки в данном предложении выделяют необычно употребленное автором слово)

Слайд 25

Сочинение-рассуждение
Вступление
Аргументы + примеры
Тезис
Вывод

Слайд 26

Вступление
Нужна ли современному человеку пунктуация? Для чего мы учимся правильно расставлять знаки препинания?
В наше время особенно остро стоит проблема пунктуационной грамотности
Пунктуационная ошибка… Что стоит за ней?

Слайд 27

Тезис Пунктуация – важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания организуют письменный текст для облегчения его восприятия и передают часть заключенной в тексте информации. Они выполняют разделительную и выделительную функции. Я бы хотела их раскрыть на примере…

Слайд 28

Тезис 2. В письменной речи нельзя обойтись без знаков препинания, так как они несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами. Например, обратим свое внимание на…

Слайд 29

Тезис 3. Пунктуация дает достаточный простор для выражения самых разнообразных оттенков смысла, но для правильного выбора знаков препинания следует точно знать, какой именно смысл может выражать каждый из них. Например, …

Слайд 30

Доказательства Двоеточие Во-первых, предупреждает о последующем разъяснении и пояснении. Эта функция знака раскрывается разными значениями в бессоюзном сложном предложении. Примером может служить предложение из текста: …

Слайд 31

Доказательства Двоеточие Во-вторых, двоеточие как отделяющий знак препинания используется в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами. Приведу пример из текста: …

Слайд 32

Вывод Таким образом, знание правил постановки знаков препинания совершенно необходимо. Ведь эти знаки, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное значение».

Слайд 33