Презентация - Философская лирика Лермонтова

Философская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика ЛермонтоваФилософская лирика Лермонтова







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Что же мне так больно и так трудно?». Философская лирика Лермонтова.
Автор работы: Чеченова Латифа Мухтаровна., учитель МКОУ «СОШ с.п.Герпегеж»

Слайд 2

Огромен и неповторим мир поэзии Лермонтова. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью. Поэзия была для Лермонтова его жизнью. Человек и общество, природа и человек, небо и звезды, любовь и смерть, счастье и страдание – он писал обо всем, что его волновало, тревожило, мучило. Его стихотворения необычайно глубоки по содержанию, таковы его стихи о природе. Через изображение природы поэт выражает свои мысли, чувства, свое восприятие мира.

Слайд 3

Пейзаж в его стихах не бытовая зарисовка, он проникнут глубоким философским смыслом. Лермонтовский пейзаж – это “пейзаж души”.
Лермонтов видит в природе, помимо красоты, мудрость, доброту, согласие. Она воистину живая. И вместе с тем она мудрая, независимая, вечная. Она идеал гармонии. В природе человек черпает силы, а служители искусства – вдохновение. Природа связана с человеком, с его внутренними переживаниями. Природа обладает некой магической силой. Она притягивает, привораживает нас, мы ощущаем нерасторжимую связь с ней. В слиянии с природой человек способен ощутить себя счастливым, умиротворенным.

Слайд 4

“Когда волнуется желтеющая нива” (1837).
- О чем стихотворение? Какова тема? 
О единстве мира, природы и человека. С души спадает тяжесть, уходят тревоги, сомнения, когда человек видит красоту и гармонию окружающего мира и чувствует свое одиночество. Природа дает герою возможность успокоиться и отдохнуть, отходят от души заботы и тревоги, уносятся тяжелые мысли.

Слайд 5

- Какие образы в стихотворении являются центральными?
Образ природы и образ лирического героя.
природа
Волнуется желтеющая нива Свежий лес шумит
Малиновая слива прячется Качает головой серебристый ландыш Студеный ключ играет и лепечет мне сагу.
Я
Смиряется души тревога Расходятся морщины
Вначале взгляд поэта скользит как бы сверху (обозревает поле и лес), затем все ближе стремится к земле и останавливается на частностях (малиновая слива, серебристый ландыш, студеный ключ).

Слайд 6

- Встреча поэта с природой пробуждает в нем чувства, которые он передает с помощью цветовой гаммы. Составьте цветовую гамму стихотворения. 
- Какие образные средства использует автор, рисуя природную картину? 
 

Слайд 7

- Можно ли в реальной жизни увидеть пейзаж, нарисованный Лермонтовым в стихотворении?
- Зачем так сделал Лермонтов? Как же объяснить своеобразие лермонтовского пейзажа? 
- Каков жанр стихотворения? 

Слайд 8

Элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведении взяты самые яркие, характерные приметы различных времен года: для весны – это “ландыш серебристый”, “свежий лес”, для лета – “желтеющая нива”; для начала осени – “малиновые сливы”. Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких свежих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет “студеный ключ”. Мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром (“утро в час златой”), и “румяным вечером”, и жаркий полдень, когда даже слива прячется “под тенью сладостной зеленого листка”.

Слайд 9

- Определите стихотворный размер.
6-стопный ямб с пиррихиями, но последняя строка состоит всего из четырех стоп, что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключен главный смысл стихотворения.
- Что собой представляет стихотворение с точки зрения синтаксиса?
Все стихотворение – это одно предложение, СПП с придаточным условия 1                  2                3               4 (Когда),      (когда),      (когда),    [           ]. Все 16 строк – это одно сложное предложение, точнее один период.
- Почему М.Ю. Лермонтов так строит стихотворение?
Лермонтов утверждает гармонию и на земле и на небесах.
Стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива” разделено на нумерованные строфы, но синтаксически они не изолированы, а составляют 16-строчное разветвленное сложноподчиненное предложение. Тем не менее, у каждого четверостишья своя образность, собственный смысл и роль в художественном целом.

Слайд 10

- Чем объединены три строфы? О чем говорится в них?  
В стихотворении говорится о разном времени года. “желтеющая нива”, “малиновые сливы” – осень, “ландыш серебристый” – весна, “зеленый лист” – лето То есть, ощущение жизни, описываемое Лермонтовым, приходит к нему независимо от времени года, но художественное сообщение о нем подготавливается постепенно.
- Найдите главную часть. О чем в ней говорится?
Это последнее четверостишье, оно – центр стихотворения. В нем говорится о состоянии человека. Здесь заключена главная мысль: общение с природой, погружение в ее гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чем состоит счастье жизни на земле

Слайд 11

- При каком условии возможно такое состояние человека? 
Когда человек видит красоту и гармонию в природе во всем
- Почему в последней строфе говорится о Боге? 
Восхищаясь творением, нельзя не восхищаться творцом

Слайд 12

“Выхожу один я на дорогу”
- Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?
- Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Почему почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий?
- Как сопоставлены мир внешний и внутренний мир лирического субъекта во 2-й строфе?
- Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?

Слайд 13

- Какие элементы художественной формы 1—3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
- Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4—5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь?
- Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.

Слайд 14

Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями, а полная «свободы и покоя». В истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические уровни, изучение которых ведет к более глубокому пониманию смысла, помогает восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций текста.