Презентация - Изобразительное искусство реализма

Изобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализмаИзобразительное искусство реализма







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Изобразительное искусство реализма

Слайд 2

Что такое РЕАЛИЗМ?
Реализм – направление в культуре и искусстве середины XIX века, выразившееся в стремлении к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.

Слайд 3

Главные темы творчества:
Интерес к жизни простого человека Бытовые картины жизни Реалистический пейзаж История и реальность

Слайд 4

Западно-европейские художники-реалисты
Гюстав Курбе Теодор Руссо Шарль Добиньи Джон Констебл Жюльен Дюпре Жюль Бретон Леон Лермитт Жюль Бастьен-Лепаж Джон Эверетт Милле

Слайд 5

Гюстав Курбе
Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан — 31 декабря 1877, Ла Тур-де-Пей, Во, Швейцария) — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Слайд 6

Работы Курбе

Слайд 7

Работы Курбе

Слайд 8

Работы Курбе

Слайд 9

Работы Курбе

Слайд 10

«Дробильщики камней»

Слайд 11

Описание картины «Дробильщики камней»
Работа Гюстава Курбе» Дробильщики камней» повествует о глубокой нищете, какая только может встретиться на пути за городом. Сам же художник рассказывал, что возвращался из поездки, когда увидел этих двоих. Первым, кто из персонажей бросается в глаза – это старик в широкополой шляпе. Занимаясь постройкой дороги, которая требует материала, он размельчает крупные булыжники в мелкие камни свои молотом. Из под шляпы можно заметить, к чему приводит такая работа. Худые щеки, острый нос и нездоровый цвет кожи. Его ботинки имеют дыры, из которых выглядывают обнаженные пятки. Размолотив очередной булыжник, старик отдает его остатки молодому рабочему – второму персонажу картины. Того ждет еще больший труд – донести корзину с камнями на строящуюся дорогу. У него нет ни тележки, ни какого другого приспособления, чтобы транспортировать груз. Остается только таскать одну тяжелую корзину за другой. Его одеяние мало чем отличается от старика. Порванные лохмотья обнажают его худое загорелое тело. Рядом с молодым человеком лежат уже порванные корзины. Это еще раз подчеркивает, насколько тяжек труд этих двоих.

Слайд 12

Теодор Руссо

Слайд 13

«Рынок в Нормандии»

Слайд 14

«Утро в лесу Фонтенбло»
Неприхотливый лесной вид написан мерцающими жемчужными красками. Вписанный в арку из деревьев, охватывающую пространство картины, пейзаж поражает свежестью и интимностью образа. Фигуры коров в дымке утреннего тумана отбрасывают смутные отражения на серебристую поверхность лужицы, из которой пьют воду. Руссо с большой тонкостью изображает пропитанный сыростью лес и бледный изменчивый свет зари.

Слайд 15

Шарль Добиньи

Слайд 16

Работы Добиньи

Слайд 17

Работы Добиньи

Слайд 18

Джон Констебл
Констебл, Констебль Джон (Constable John) (1776-1837), английский живописец. В 1800-1805 посещал Академию художеств в Лондоне, но как художник, крупнейший в 19 веке пейзажист Великобритании, Констебл сложился, в основном, самостоятельно, изучая произведения Якоба ван Рейсдала, Никола Пуссена, Клода Лоррена, Томаса Гейнсборо. Работал в Лондоне и Суффолке. Отказавшись от многих условностей, свойственных пейзажной живописи 18 века, Констебл обратился к непосредственному наблюдению природы, первым из европейских мастеров стал писать пейзажи полностью с натуры. Свои картины, простые по мотивам, естественные и вместе с тем величественные по композиции, полные ощущения гармонического единства природы, Констебл писал на основе исполненных им на открытом воздухе этюдов, смелыми беспокойными мазками воссоздавая свежесть и живую динамику красок, градации света, изменчивое состояние световоздушной среды

Слайд 19

Пейзажи Костебла

Слайд 20

Пейзажи Костебла

Слайд 21

Жюльен Дюпре
Жанр: Пейзаж, портрет Жюльен Дюпре (фр. Julien Dupré)— французский художник, представитель реализма. Родился 19 марта 1851 в Париже. Живописи обучался у Изидора Пиля и Анри Лемана. Участник Парижского Салона с 1876 по 1899. Скончался в апреле 1910..

Слайд 22

«Молочница», «Пастушка»

Слайд 23

«На лугу». «С поля».

Слайд 24

«Сенокос»

Слайд 25

Жюль Бретон
01 мая 1827 - 05 июля 1906 французский художник, жанрист и пейзажист Сюжеты картин Бретона заимствованы из народной жизни. Большинство его картин носит идиллический характер; они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски. ИЗВЕСТНЫЕ КАРТИНЫ «Возвращение с жатвы» (1853) «Песня жаворонка» (1885) «Первое причастие» (1886)

Слайд 26

«На отдыхе»

Слайд 27

«Женские портреты»

Слайд 28

«В поле», «Прачки»

Слайд 29

Жюль Бастьен-Лепаж
Французский живописец Бастьeн-Лепаж родился 1 ноября 1848 года в Данвиллере в Лотарингии. Учился у Александра Кабанеля, затем с 1867 года в Школе изящных искусств в Париже. Регулярно участвовал в выставках Салона и впервые обратил на себя внимание критиков как создатель картины “Весенняя песня” (1874).

Слайд 30

Бастьeн-Лепаж писал портреты, исторические композиции (“Видение Жанны д'Арк”, 1880, Метрополитен-музей), но наиболее известен картинами со сценами из жизни лотарингских крестьян. Для усиления лирической выразительности образов людей и природы Бастьен-Лепаж нередко прибегал к пленэру (“Сенокос”, 1877, Лувр, Париж; “Деревенская любовь”, 1882, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В произведениях художника, изображающих во всех подробностях сцены сельской жизни, простота и неискушенность нравов деревенских жителей восхваляются с сентиментальностью, свойственной этой эпохе. Бастьен-Лепаж умер 10 декабря 1884 в Париже.

Слайд 31

«Жанна д, Арк»

Слайд 32

«Деревенская любовь»

Слайд 33

Сельские будни

Слайд 34

Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829-1896) - великий английский художник, живописец. Прославился не только своей потрясающей живописью, но также и как один из основателей Братства прерафаэлитов или движения прерафаэлитов

Слайд 35

Работы Милле

Слайд 36

Работы Милле

Слайд 37

Работы Милле

Слайд 38

Леон Лермитт и его работа «Расплата со жнецами»

Слайд 39

«Девушка-водонос», «Урок чтения»

Слайд 40

«Семья», «Жатва»

Слайд 41

Выдающиеся художники русского реализма:
А. Г. Венецианов И. Н. Крамской Н. А. Ярошенко П. А. Федотов В. Г. Перов Ф. А. Васильев И. И. Шишкин И. И. Левитан Н. Н. Ге И. Е. Репин В. И. Суриков

Слайд 42

П. А. Федотов
Н. Н. Ге
И. Н. Крамской
И. И. Левитан
В. Г. Перов
И. Е. Репин
И. И. Шишкин
В. И. Суриков
Ф. А. Васильев
А. Г. Венецианов

Слайд 43

Интерес к жизни простого человека
Обыденная, прозаическая, но в то же время возвышенно-прекрасная судьба На первый план не идеализация, а задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия

Слайд 44

А. Г. Венецианов Весна. Пашня

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Крамской Полесовщик
Пасечник

Слайд 50

Н. А. Ярошенко Кочегар

Слайд 51

И.Е Репин
выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского и в Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Первой самостоятельной работой художника является картина «Бурлаки на Волге» (1870—1873. ГРМ). Во время поездки на пароходе по Неве в 1863 году Репин впервые увидел бурлаков. Люди, впряженные в лямки, как скот, тянули баржу, в то время как на берегу беззаботно гуляли нарядные господа. Этот контраст поразил художника. У него родилась идея написать эту сцену, построенную на противопоставлении. Известный пейзажист Ф. А. Васильев заметил: «Картина должна быть шире, проще, что называется сама по себе...Бурлаки, так бурлаки!». И Репин отказался от прямолинейной тенденциозности. Он поехал на Волгу, желая лучше изучить своих будущих героев. .

Слайд 52

Слайд 53

И. Е. Репин Крестный ход в Курской губернии

Слайд 54

О картине «Крестный ход в курской губернии»
Используя сюжет Крестного хода, Репин в своей картине стремился создать образ всей страны, дать обобщённую, целостную панораму российской жизни.         По пыльной дороге, вдоль косогора с остатками пней от вырубленного перелеска медленно движется Крестный ход. Художник мастерски передал разнообразие характеров участников этого театрализованного действа. Справа группа солидных пожилых крестьян в добротной одежде с окладистыми бородами идёт с украшенным ленточками стеклянным церковным фонарём. Две немолодые мещанки с жеманными полупоклонами несут киот от иконы. Следом шагают дети-певчие под присмотром учителя и регента. Далее румяный дьякон с рыжеватой шевелюрой, и, наконец, главное действующее лицо шествия - низенькая пухлая барыня, которая несёт чудотворную икону. Все привилегированные участники процессии полны самодовольного сознания собственной значимости от причастности к торжественному действию и изображены художником с грустной иронией. Лишь немногие участники Крестного хода избегают стрел авторской насмешки.         

Слайд 55

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Слайд 56

Бытовые картины жизни
Повседневная жизнь людей Федотов П. А. показал купеческое и мещанское сословие

Слайд 57

О художнике П.Федотове
В историю русской живописи Павел Андреевич Федотов вошёл как выдающийся художник-реалист, живописец ироничный и тонкий. Современный исследователь Д.В. Сарабьянов справедливо отмечал: "Он рисовал всё: как люди садятся и как сидят в присутствии начальства, как они ходят по улицам или ведут себя за карточным столом, как разворачиваются фигуры в сложнейших ракурсах, каков человеческий глаз или нос. Он рисовал портреты чуть ли не всех своих знакомых. Казалось, ему не хватало моделей, времени, бумаги, карандашей, чтобы утолить свою беспредельную жажду наблюдения. Это была страсть".         Пёстрый калейдоскоп типов и характеров П.А. Федотов наблюдал в реальной жизни.

Слайд 58

Слайд 59

О картине «Свежий кавалер»
Второе название картины - "Утро чиновника, получившего первый крестик". Это первое живописное произведение художника, и в нем уже видны все особенности творчества П.А. Федотова.         В основе искусства Федотова - умение строить занимательный рассказ с помощью выразительных деталей. На картине - чиновник в позе римского оратора. Свой рваный халат он поддерживает как тогу, папильотки в волосах уподоблены лавровому венку. Рукой он указывает на орден Станислава, в ответ бойкая кухарка демонстрирует ему рваный сапог. Перед нами пародия на героические сцены в античном духе, по-прежнему популярные в академической исторической картине.         Как самостоятельные персонажи трактованы вещи, которые подробно комментируют происходящее: сломанный стул, битая посуда, пустые бутылки, даже таракан на столе. На гитаре порваны струны, потягивающаяся кошка рвет когтями обивку дешёвого стула. Предельно конкретные детали дают характеристику интересам и духовному миру героя: колбаса завёрнута в газету "Ведомости полиции", под стулом лежит низкопробный роман Ф.В. Булгарина "Иван Выжигин". Собранные вместе, предметы выполняют ещё одну очень важную роль. Художник изображает их с такой вещественной выразительностью, что они прекрасны сами по себе, вне зависимости от того, что именно они должны рассказать о беспорядочной жизни "свежего кавалера".

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

В.Г.Перов
Художника Василия Григорьевича Перова называют бытописателем русской действительности. Его кисти принадлежит немало произведений, в которых он сочувствует представителям самого бесправного и незащищённого сословия. Особенный успех художнику принесли полотна, с бытовыми сценами народной жизни: "Проповедь на селе", "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862), "Тройка" (1866), "Утопленница", "Последний кабак у заставы" (1868), "Сельский крестный ход на Пасху" (1861).

Слайд 63

В. Г. Перов Тройка

Слайд 64

О картине «Тройка»
 Картина имеет под собой реальную бытовую основу: в XIX веке Москва снабжалась водой через специальные фонтаны, из которых её развозили по домам. Дети на полотне В.Г. Перова везут воду, взятую из фонтана на Трубной площади. Их путь лежит по Рождественскому бульвару, мимо заиндевелых стен Рождественского монастыря. Обыденная сцена стала для В.Г. Перова поводом к обличению типичного для тогдашней России и "вопиющего к небу" явления - непосильного детского труда.         По крутому подъёму через вьюгу дети волокут непосильную обледенелую бочку. Они движутся почти прямо на зрителя, так что их лица обращены на нас и оказываются в центре внимания. В облике своих персонажей художник акцентировал черты кротости, милого детского обаяния. Подчеркивая их светлую и добрую сущность, Перов стремится заразить зрителя чувством сострадания к безвинно страдающим героям.         Художественный язык Перова предельно аскетичен. Сдержанная колористическая гамма, в которой преобладают серо-коричневые тона, отсутствие выразительных фактур, красивых деталей (даже сосульки на поверхности бочки кажутся подтеками, иней на монастырской стене - пылью, а снег имеет неприятный бурый оттенок) - сознательные выразительные средства: ничто не должно отвлекать внимания от рассказа об "униженных и оскорблённых".        

Слайд 65

Перов Проводы покойника

Слайд 66

Приезд гувернантки»

Слайд 67

Утопленница

Слайд 68

«Последний кабак у заставы»

Слайд 69

О картине «Последний кабак у заставы»
Перов изобразил окраину городка в поздние сумерки. В одноэтажном и двухэтажном домиках уже зажглись огни. Дальнее строение погружено в полную тень. На изрытой колеями снежной дороге стоит пара саней. Одни пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом, на снегу, — собака. Лошадь жует брошенный на землю клок сена. Вдали — обелиски заставы. За ними — едва различимые, уезжающие из города сани. Небо, жгуче-лимонного чистого тона, контрастирует с темным покровом, уже легшим на землю. Это — все, что изобразил художник, но небольшая картина полна такой щемящей тоски…

Слайд 70

Сельский Крестный ход на Пасху»

Слайд 71

«Сельский крестный ход на Пасхе»
Художник выносит на суд зрителей гнетущее зрелище: шествие пьяных людей с хоругвями и иконами по раскисшей деревенской улице.               Собирая их в таком количестве в пределах одной композиции, Перов создает картину беспросветной жизни, где попраны все святыни. Художник уподобляет изображение сценической площадке, на которой представлены сразу все действующие лица. Он сам и зрители отделены от происходящего, выступая беспристрастными судьями несовершенной жизни.         Безотрадности изображённого полностью соответствуют художественные средства: строгий рисунок, резкое, словно искусственное освещение, цвет, который лишь "окрашивает" поверхности, совершенно не передавая богатство и разнообразие их фактур.         Обличительная сила "Крестного хода" была столь очевидна, что картину немедленно сняли с постоянной выставки Общества поощрения художников и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати. Картина ещё до выставки была приобретена П.М. Третьяковым, в связи с чем художник В.Г. Худяков писал ему: "...слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете их публично... Перову, вместо Италии, как бы не попасть в Соловецкий!"

Слайд 72

«Чаепитие в Мытищах»
Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевом лавре. Он видел и самодовольно-равнодушного монаха, и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине. Единственно, что он присочинил – старого воина калеку с оборванным мальчиком, которых прогоняет молодая служанка.

Слайд 73

«Родители у могилы сына»

Слайд 74

«Охотники на привале»

Слайд 75

Г.Г.Мясоедов
Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

Слайд 76

«Косцы»

Слайд 77

«Земство обедает»

Слайд 78

В.В.Маковский
Владимир Егорович Маковский принадлежит к крупнейшим мастерам бытового реалистического жанра. По его картинам, как по документальному материалу, можно изучать события, сцены повседневной жизни и характеры людей. Темы его картин во многом перекликаются с произведениями Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова. Продуманная до мельчайших деталей композиция, отбор наиболее выразительных подробностей, умение мастерски передать все тонкости психологического состояния персонажей – вот характерные черты его полотен. В середине 1870-х годов определяется главная тема Маковского — городской быт. В своих камерных по характеру, часто двухфигурных композициях

Слайд 79

«Свидание», «Объяснение»

Слайд 80

«На бульваре»

Слайд 81

И.Н.Крамской
русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) в бедной мещанской семье. С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет.

Слайд 82

«Неизвестная»

Слайд 83

«Мина Моисеев», «Христос в пустыне»

Слайд 84

Мастера реалистического пейзажа
Погружают зрителя в мир глубоких размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностях Стремление художников проникнуть в тайну тональных гармоний, достичь богатства полутонов в пределах суженной цветовой гаммы

Слайд 85

Ф. А. Васильев Оттепель

Слайд 86

Васильев Мокрый луг

Слайд 87

И.И.Шишкин
Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

Слайд 88

И. И. Шишкин Сосновый лес

Слайд 89

Шишкин Рожь

Слайд 90

Слайд 91

Слайд 92

«Дубы», «Обрыв»

Слайд 93

«Пейзаж с озером»

Слайд 94

И.И.Левитан
Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. Был членом “Товарищества передвижников”. Ему удалось преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Необыкновенно восприимчивый к впечатлениям природы, он в своих картинах и акварельных рисунках, передавал поэтическое настроение, возбуждаемое видом ее разнообразных явлений, не пускаясь при этом в отделку подробностей, он верно и смело схватывал в ней то, от чего возникает такое настроение. Его “пейзажи настроения” обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия

Слайд 95

И. И. Левитан Золотая осень

Слайд 96

Весна. Большая вода

Слайд 97

Слайд 98

«Над вечным покоем»

Слайд 99

О картине «Над вечным покоем»
Картина "Над вечным покоем" была начата И.И. Левитаном летом 1893 года в селе Гарусове на озере Удомля и закончена в начале 1894 в Москве. Взяв за основу реальный вид, художник совместил его с впечатлениями от других пейзажей и состояний природы. Результатом стало полотно, в котором зрителя привлекает не конкретное изображение местности, не вид озера и расстилающихся за ним далей, а образ природы, получивший символический характер. Грандиозный разворот водного пространства и ещё более величественное пространство неба, где клубятся и сталкиваются друг с другом облака, воплощают идею вечной и непрерывно изменчивой природной стихии. Этот грозный, непостижимый мир окружает изображенную на переднем плане старую церковку и бедное деревенское кладбище. В окне деревянного храма светится огонёк - признак человеческой жизни. Теплота человеческого бытия и бесприютность просторов природы одновременно и противостоят друг другу, и сочетаются в картине Левитана. 

Слайд 100

«Вечерний звон»

Слайд 101

Саврасов. «Грачи прилетели»

Слайд 102

В.Д.Поленов
С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было...

Слайд 103

«Московский дворик»

Слайд 104

О картине «Московский дворик»
"Московский дворик" - первое произведение в русской живописи, полное воздуха и света. Это настоящий гимн патриархальной Москве.         Сюжет картины появился в 1877 году, когда В.Д. Поленов только переехал в Москву из Петербурга и был захвачен атмосферой второй русской столицы. В основе картины - вид из окна мастерской художника в одном из арбатских переулков.         Композиция распахивается навстречу зрителю, вовлекая в свой незамысловатый мирок: дети играют со щенком, в глубине холста - женщина, занятая привычными хлопотами, стайка пёстрых кур. Человеческие фигурки усиливают жанровый мотив в пейзаже Поленова. Очертания дворика замыкаются с двух сторон серым дощатым забором, за которым видны купола церквей и разросшийся сад ветшающей дворянской усадьбы. Этот непритязательный вид залит солнечным светом. В его мягком и тёплом сиянии - непосредственное чувство радости художника от погожего летнего утра, от красоты белокаменной архитектуры и сияющих куполов церквей, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни людей, гармонично сочетающейся с окружающим пейзажем.       

Слайд 105

А.И.Куинджи
В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Он дважды держал экзамены в Академию художеств и оба раза безрезультатно: слабой оказалась художественная подготовка. В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину “Татарская сакля”, за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, В. Е. Маковским. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.

Слайд 106

«Ночь на Днепре»

Слайд 107

«Радуга»

Слайд 108

Н.Н.Ге
Исторический живописец, портретист, пейзажист. Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже, в дворянской семье. Семья Ге (Gay) родом из Франции. В конце XVIII в. прадед художника эмигрировал в Россию и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком и детство Николая Николаевича прошло в деревне. Затем он воспитывался в киевской гимназии, по окончании которой поступил в Киевский университет, а откуда перешел в Петербургский. Отучившись два года, он оставил университет и в 1850 году поступил в Академию художеств в которой учился 7 лет.

Слайд 109

История и реальность

Слайд 110

Слайд 111

О картине «Тайная вечеря»
"Тайная вечеря" - первая большая картина художника. Трагедия учителя, предвидящего отступничество одного из учеников, но готового к самопожертвованию, - основа драматического конфликта полотна, написанного во Флоренции и привезенного в Петербург. Несмотря на бурную полемику вокруг картины, Академия нашла эту картину выполненной "с особым искусством". Однако неканоническая трактовка евангельского сюжета навлекла на автора обвинения в "материализме" и "пошлости". Против картины выступили церковные власти. Передовая русская критика восприняла полотно Ге как завоевание русской школы реализма. Восторженно отзывался о картине И. Крамской, серьезный анализ произведения дал М. Салтыков-Щедрин.

Слайд 112

В.Верещагин и его картина «Пусть войдут»
Василий Васильевич Верещагин — один из крупнейших русских художников-реалистов. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Объективное значение творчества художника в том, что в изобразительном искусстве он одним из первых выступил как пацифист, противник использования военных средств для разрешении общественных конфликтов.

Слайд 113

«Апофеоз войны»

Слайд 114

В.И.Суриков
Из казаков. Суриков весьма гордился своим происхождением и писал об этом: “Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее”. В 1856 — 1861 гг. учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания. После смерти отца Суриков служил писцом, иногда рисовал. Его рисунки привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в петербургскую школу Общества поощрения художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника. Затем успешно сдал вступительные экзамены в петербургскую Академию художеств. Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины. Ему удалось соединить реализм XIX века с ярким живописным новаторством. Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка.

Слайд 115

В. И. Суриков Боярыня Морозова

Слайд 116

Утро стрелецкой казни

Слайд 117

Покорение Сибири Ермаком

Слайд 118

«Меньшиков в Березове»