Презентация - Анна Ахматова «Реквием»

Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»Анна Ахматова «Реквием»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Анна Ахматова
Реквием
1935-1940

Слайд 2

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. 1961
Вместо предисловия В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):      - А это вы можете описать?      И я сказала:      - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом. 1 апреля 1957, Ленинград

Слайд 3

Посвящение Перед этим горем гнутся горы, Не течёт великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат - Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжёлые солдат. Подымались как к обедне ранней, По столице одичалой шли, Там встречались, мёртвых бездыханней, Солнце ниже, и Нева туманней, А надежда все поёт вдали. Приговор... И сразу слёзы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет... Шатается... Одна... Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный свой привет. Март 1940

Слайд 4

ВСТУПЛЕНИЕ Это было, когда улыбался Только мёртвый, спокойствию рад. И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осуждённых полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звёзды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами чёрных марусь.

Слайд 5

1 Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В тёмной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе... Не забыть! Буду я, как стрелецкие жёнки, Под кремлёвскими башнями выть. [Ноябрь] 1935, Москва 2 Тихо льётся тихий Дон, Жёлтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень, Видит жёлтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. 1938
3 Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть чёрные сукна покроют, И пусть унесут фонари... Ночь. 1939

Слайд 6

4 Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей - Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоять И своею слезою горячею Новогодний лед прожигать. Там тюремный тополь качается, И ни звука - а сколько там Неповинных жизней кончается... 1938

Слайд 7

5 Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. И только пыльные цветы, И звон кадильный, и следы Куда-то в никуда. И прямо мне в глаза глядит И близкой гибелью грозит Огромная звезда. 1939
6 Лёгкие летят недели, Что случилось, не пойму. Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели, Как они опять глядят Ястребиным жарким оком, О твоем кресте высоком И о смерти говорят. Весна 1939

Слайд 8

7 ПРИГОВОР И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то... Горячий шелест лета, Словно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом. [22 июня] 1939, Фонтанный Дом

Слайд 9

8 К СМЕРТИ Ты все равно придёшь - зачем же не теперь? Я жду тебя - мне очень трудно. Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной. Прими для этого какой угодно вид, Ворвись отравленным снарядом Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит, Иль отрави тифозным чадом. Иль сказочкой, придуманной тобой И всем до тошноты знакомой,- Чтоб я увидела верх шапки голубой И бледного от страха управдома. Мне все равно теперь. Клубится Енисей, Звезда Полярная сияет. И синий блеск возлюбленных очей Последний ужас застилает. 19 августа 1939, Фонтанный Дом

Слайд 10

9 Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином И манит в чёрную долину. И поняла я, что ему Должна я уступить победу, Прислушиваясь к своему Уже как бы чужому бреду. И не позволит ничего Оно мне унести с собою (Как ни упрашивай его И как ни докучай мольбою): Ни сына страшные глаза - Окаменелое страданье, Ни день, когда пришла гроза, Ни час тюремного свиданья, Ни милую прохладу рук, Ни лип взволнованные тени, Ни отдаленный лёгкий звук - Слова последних утешений. 4 мая 1940, Фонтанный Дом

Слайд 11

10 РАСПЯТИЕ Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящия. ___ Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: "Почто Меня оставил!" А матери: "О, не рыдай Мене..." 1938 ___ Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. 1940, Фонтанный Дом

Слайд 12

ЭПИЛОГ I Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жёсткие страницы Страдание выводит на щеках, Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною, И в лютый холод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеною.

Слайд 13

II Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: "Сюда прихожу, как домой". Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать. Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же они поминают меня В канун моего поминального дня.

Слайд 14

А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем - не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.

Слайд 15

Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.
Реквием – похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе «просьба о покое».
История создания

Слайд 16

Основные темы и мотивы
Бытовая, биографическая основа поэмы поясняется в прозаическом предисловии (см.) Какие ещё биографические детали вы увидели в тексте самой поэмы? Однако личная трагедия включена в поток общего горя, лирическая героиня – часть «стомильонного народа». Где в поэме говорится об этом? Процитируйте. Эмоциональная доминанта событий, обрисованных в поэме, – крайняя степень отчаяния.

Слайд 17

Основные темы и мотивы
Рассказ всё время расширяется в пространстве и во времени. Какие географические названия или указания на место действия вы нашли в поэме? Какие исторические и литературные реминисценции (скрытые или явные цитаты) увидели? Таким образом трагедия «большого террора» становится частью извечного русского горя, которое в очередной раз заполнило «безвинную Русь». Мир превратился в тюрьму, а всё живое стало «ненужным привеском».

Слайд 18

Основные темы и мотивы
Самостоятельным средством выразительности в поэме является звук. Какие звуки можно услышать в поэме? Не забудьте, что тишина, молчание – отсутствие звука – тоже могут быть значимы. Поэма полиметрична: изменение интонационной окраски и смысловое развитие влечет за собой перепады ритма. Найдите, в каких местах поэмы эти перепады особенно явны.

Слайд 19

Основные темы и мотивы
Апокалипсис – последняя евангельская книга о конце света и Страшном суде. Какие апокалиптические образы и мотивы прослеживаются в поэме? В каких главах поэмы вы видите кульминацию? Отсылка к евангельским сюжетам о «Страстях Христовых», образ Богоматери, мотив молитвы – религиозный подтекст, разрешение трагедии путём обращения к Богу. Мотив безумия, забвения (найдите в тексте поэмы) – ещё один выход из безнадёжной ситуации.

Слайд 20

Основные темы и мотивы
Однако для Поэта есть ещё один выход – само Слово, запечатлевающее и преодолевающее страдание. Найдите в поэме мотив памяти. Как он развивается? Когда достигает кульминации? Таким образом в эпилоге возникает образ памятника не столько великому поэту, сколько великому горю. Поэтому последняя часть поэмы звучит особенно торжественно, завершая полиметрический ряд поэмы. Как в эпилоге развиваются звуковые мотивы поэмы?

Слайд 21

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор — к смерти всё готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней — царственное слово. 1945. Фонтанный Дом