Презентация - Организация учебно-исследовательской работы на уроках русского языка

Организация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языкаОрганизация учебно-исследовательской работы на уроках русского языка







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Организация учебно-исследовательской работы на уроках русского языка.
«О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком» Л. В. Щерба

Слайд 2

Метод исследования.
Исследовательский метод – это «организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде».

Слайд 3


Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.
Приём обобщения.
Знаете ли вы устойчивые словосочетания, которые встречаются в сказках? Допишите, правильно расставляя знаки препинания. Объясните значения записанных выражений. Назовите сказки, в которых они встречаются. В тридевятом царстве, …в тридесятом государстве; сказка - ложь, ….да в ней намёк; встань передо мной, …как лист перед травой; ни в сказке сказать, …ни пером описать; по щучьему велению, ...по моему хотению …

Слайд 4

Использование приема сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия. Подберите однокоренные слова к существительному дорога. (Дорога- дорожка, подорожник, дороженька, дорожный, придорожный, бездорожный, бездорожье …) Объясните значение полученных слов исходя из значения главного слова. (Ученики объясняют значения слов.) Присмотритесь повнимательнее к словам из большого семейства «родственников» слова дорога. Слово дорожка. Перечислите основные его значения. то же , что дорога; устроенная для ходьбы дорога в садах, парках; то же, что и тропинка; специально устроенная дистанция для бега; узкий длинный коврик, половик … Составьте словосочетания со словом дорожка, в каких из них возможна замена словом дорога: посыпанная песком дорожка; + вышитая дорожка - … Сделайте вывод.
Приём сопоставления

Слайд 5


требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений.
Приём доказательства
горéть угáр горéлый огáрок загорáть загáр
Расставьте ударение. Сопоставьте слова в двух столбиках. Попробуйте сформулировать правило, когда пишется А, О? Сравните с орфограммой №27.

Слайд 6

направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов и способствует более действенному анализу и установлению причинно-следственных связей, а также выдвижению гипотезы и аргументированному ее доказательству. Прочитайте фразеологизмы. Что они обозначают? Запишите одним словом по образцу. на мякине не проведёшь – не обманешь становиться на задние лапки - прислуживаться плясать под чью-нибудь дудку – … не верить своим ушам – … из рук валится - … Слова какой части речи вы записали? Объясните орфограммы.
Приём использования аналога

Слайд 7

Классификация исследовательских работ учащихся.
Реферат. Учебное исследование. Проект.

Слайд 8

Реферат
Учебно-исследовательская деятельность позволяет выявить и раскрыть интересы и склонности учащихся к научному поиску, сформировать интеллектуальную среду, стимулирующую творческую активность обучающихся.

Слайд 9

Требования к содержанию реферата.
1. Тема реферата должна соответствовать критериям: • грамотность с литературной точки зрения; • четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и узкая ограниченность); • сочетание емкости и лаконичности формулировок; • адекватность уровню ученической учебно-исследовательской работы (недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной, с научной точки зрения, терминологии).

Слайд 10

2. Вводная часть
должна включать в себя: • обоснование актуальности темы реферата с позиций научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и проч.), либо современной востребованности; • постановку целей и формирование задач; • краткий обзор и анализ источниковой базы, изучение литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).

Слайд 11

3. Основная часть
1 глава количество и названия определяются автором и руководителем 2 глава Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата 3 глава …

Слайд 12

4. Заключительная часть
состоит из подведения итогов выполненной работы; краткого и четкого изложения выводов; анализа степени выполнения поставленных во введении задач.

Слайд 13

5. Список литературы
оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных учащимся в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч. Структурирование этого раздела не требуется, но допускается (например, в случаях, когда автор считает необходимым акцентировать внимание на широте спектра использованной литературы).

Слайд 14

Оформление сносок
является обязательным и возможно двумя способами: • постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками); • с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница).

Слайд 15

6. Приложения к реферату:
Портреты, иллюстрации… Биография, … Таблицы… Схемы … Диаграммы…

Слайд 16


творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.). Учебно-исследовательская деятельность позволяет выявить и раскрыть интересы и склонности учащихся к научному поиску, сформировать интеллектуальную среду, стимулирующую творческую активность.
Проект

Слайд 17

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся
№ этапа Название этапа Вид деятельности учащихся
1 этап Ознакомительный Аналитическое чтение биографических материалов и произведений ( Рекомендательный список готовит учитель)
2 этап Отборочный Отбор наиболее важных биографических фактов. Выбор стихотворений, которые можно соотнести с биографическими фактами. Выделение определенных этапов жизненного пути.
3 этап Сопоставительно-аналитический Сопоставление характеристики прототипов из мемуарной литературы с поэтическим женским образом, воплощённым в поэзии …
4 этап Обобщающий Систематизация и обобщение результатов исследования
5 этап Оформительский Оформление результатов исследовательской деятельности в виде публикации

Слайд 18

Спасибо за внимание!