Презентация - Родительское собрание «Учим детей мыслить»

Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»Родительское собрание «Учим детей мыслить»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема: «Учим детей мыслить» (родительский практикум)
Родительское собрание

Слайд 2

Цель: Оценить значимость процесса развития мышления ребёнка как механизма решения значимых проблем. Задачи: Сформировать представления родителей о мышлении . Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников. Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления детей.

Слайд 3

Вопросы для обсуждения:
Что такое мышление, какова его роль в перспективе жизни ребёнка? Чем мышление отличается от «думания»? Каковы стратегии развития мышления ребёнка? Можно ли заставить мыслить? Проблемные ситуации как основа мышления. Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить.

Слайд 4

«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывает время, природа и семейная жизнь» (Ушинский К. Д.)

Слайд 5

Лесенка познания секретов мышления.
Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 6

Лесенка познания секретов мышления.
Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 7

Лесенка познания секретов мышления.
Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 8

Лесенка познания секретов мышления.
Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 9

Лесенка познания секретов мышления.
Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 10

Лесенка познания секретов мышления.
Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 11

Вопрос вам, уважаемые собеседники.
Представьте себе, что ваш ребёнок вы-рос и в силу обстоятельств попал в неор-динарную ситуацию, например, профес-сиональную. К ней нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов вы-бора. Нужно найти тот, который с наи-меньшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше – воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации?

Слайд 12

Мнение родителей: Безусловно, анализа ситуации.
Вывод: Уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

Слайд 13

1 ступенька Хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.

Слайд 14

2 ступенька
Помогает ответить на вопросы: «почему?», «как?», «зачем?»
Мышление
Имеет цель
Это открытие нового
Думание
Это воспроизведение уже известного
Хаотично
Помогает ответить на вопросы «что?», «где?», «когда?»

Слайд 15

Задание родителям:
Сформулировать два варианта вопроса ребёнку о миграции птиц, о деревьях осенью, который на ваш взгляд, развивает мышление ребёнка и предполагает думание.
Мышление Думание
Почему птицы улетают именно осенью? Когда улетают птицы?
Почему деревья сбрасывают листья? Когда деревья сбрасывают листья?

Слайд 16

3 ступенька Обмен мнениями по поводу того, какой стратегии родители придерживаются в практике семейного воспитания.

Слайд 17

Вывод:
Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.

Слайд 18

4 ступенька «Как научить детей мыслить?»
Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и у взрослого, неграмотного и учёного.

Слайд 19

Алгоритм процесса мышления
Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то), сопровождающееся тревогой, отрица-тельными эмоциональными состояниями. Осознание проблемы и возникновение желания её разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес; мотивацию к решению. Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане-азарт и разочарования. Момент нахождения решения сопровождается яркими положительными эмоциями, радостью. Проверка решения; эмоциональное состояние – чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.

Слайд 20

Выделить главное
Развивать мышление - значит учить
Сравнивать
Находить аналогии
Ставить и разрешать проблемы
Классифицировать
Определять понятия
Доказывать и опровергать
Обобщать и систематизировать

Слайд 21

Вывод: мыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным.

Слайд 22

Упражнения для развития мышления детей.
Чем похожи? Чем отличаются? (развивает умение сравнивать) Взрослые подбирают пары предметов (например, стол и стул, ручка и карандаш), устанавливают черты сходства и отличия. В ходе игры начисляются баллы и определяется победитель.

Слайд 23

2. Кто назовёт больше признаков?
(развивает умение выделять существенные признаки) Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки по очереди, не повторяясь, называют как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовёт последний признак.

Слайд 24

3. Формулирование определений. (развивает способность выделять главное, учит чёткости и стройности мышления)
Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведётся до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет.

Слайд 25

4. Поиск аналогов. (развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства)
Называется какой-либо предмет, например, «вертолёт». Выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сход-ных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифициро-вать эти аналоги по группам. Например, мо-гут быть названы «птица», «бабочка» (лета-ют и садятся), «автобус», «поезд» (тран-спортные средства)... Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Слайд 26

5. Поиск противоположных предметов. (задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предметов)
Называется какой – либо предмет, напри-мер, «дом».Надо назвать как можно боль-ше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентиро-ваться на различные признаки предмета. В данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта).Побеждает тот, кто указал наибольшее количество предме-тов, чётко аргументируя при этом ответы.

Слайд 27

Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале», при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносить много пользы детям.

Слайд 28

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей.
1. Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном). Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему? Бабушка села в поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

Слайд 29

2. Ситуация с огнём.
В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? Дым в соседней квартире. Твои действия? 3. Ситуация с водой. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

Слайд 30

Коллекционирование – замечательный способ развития мышления.
Собирание незнакомых слов, выражений, пословиц превратило мичмана В. Д. Даля в крупнейшего учёного, знатока русского языка. Его знаменитый Толковый словарь, содержащий 200000 слов, и сейчас является одним из лучших пособий для языковедов. А. Е. Ферсман, с 6-летнего возраста увлекавшийся собиранием минералов, стал крупнейшим геохимиком мира. Академик С. П. Королёв всю жизнь собирал всё, что связано с освоением космоса, любую информацию о том, что летало по воле человека.

Слайд 31

5 ступенька «Ура! Мы победили!»
Победят те родители, которые поставив проблему, не будут торопиться получить ответ, не будут сами подсказывать решение, а наберутся терпения и мудрости и дадут мышлению «разогнаться».

Слайд 32

Советы родителям по развитию мышления у детей.
Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденное в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запоминание часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти. Без проблемной ситуации нет мышления. Вопросы «почему?», «как сделать?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные, они направлены на развитие мышления. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Слайд 33

Литература
Лучина Т. «Методические рекомендации по проведению родительских собра- ний.» 2002 г. Овчинникова Т. Н.» Личность и мышле -ние ребёнка: диагностика и коррекция.» 2004 г. Путляева Л.О. «О развитии мышле -ния.» 2006 г. Саляхина Л. И. «Родительские собрания 1 – 4 классы.» 2007 г.