Презентация - Особенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детей

Особенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детейОсобенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детей







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Особенности процессов восприятия, ощущения , представлений у умственно отсталых детей.
Алиева А.Ш.

Слайд 2

Ощущение- это психический процесс непосредственного отображения отдельных качеств окружающего мира, которые действуют на органы ощущений. Восприятие- это психический процесс непосредственного целостного отображения предметов и явлений окружающего мира, которые действуют на органы ощущений.

Слайд 3

Ощущения и восприятие
Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление об окружающем и себе самом. Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями,, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов. УО детям значительно больше времени требуется, чтобы воспринять предлагаемый материал, с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, медленный темп узнавания букв, цифр Им трудно различать объекты мало различающиеся по цвету, величине, форме

Слайд 4

Ощущения и восприятие
Для УО учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением Отмечается узость объема восприятия, УО ребенок видит лишь тот объект, который в поле его зрения Не улавливают смысла в сложных сюжетных картинках Трудности восприятия пространства Сложным является восприятие времени

Слайд 5

Полноценность ощущений и восприятия зависит от деятельности всех звеньев анализатора- рецепторной, что переводит физическую энергию раздражений в энергию нервных импульсов, проводящей и центральной, которая осуществляет проработку информации. Рецепторы у детей-олигофренов могут быть невредимыми, однако через диффузное повреждение коры головного мозга нарушенной оказывается центральная часть всех анализаторов. Поэтому все виды ощущений при олигофрении характеризуются замедленностью, диффузностью, недиференцированностью вследствие снижения подвижности и иррадиации нервных процессов.

Слайд 6

У детей-олигофренов оказываются смещенными пороги чувствительности. Нижний порог, который определяет минимальную интенсивность раздражителя, на которую реагирует рецептор, у них завышенным. Это значит, что раздражители малой интенсивности не вызывают у них реакции. Верхний порог, который определяет максимальную интенсивность раздражителя,который еще воспринимается как специфический и не вызывает болевых ощущений,у детей с недоразвитым интеллектом оказывается сниженным.

Слайд 7

Следовательно, диапазон, в котором дети-олигофрены адекватно реагируют на зрительные,слуховые, тактильные и другие стимулы,оказывается суженным. Хоть первичного повреждения органов ощущений при олигофрении чаще всего нет,восприятие у этих детей характеризуется бедностью и неточностью. Все свойства восприятия выявляются недоразвитыми. К.И. Вересотська экспериментально показала его замедленность и слабую активность, Е.С. Бейн - недоразвивание константы, М.М. Нудельман и И.М. Соловьев- суженный объем.

Слайд 8

Восприятию умственно отсталых детей свойственны хаотичность, бессистемность. Это значит, что изучение предмета происходит неорганизовано, из-за чего не все его признаки отображаются. В процессе восприятия ребенок не отделяет существенные признаки от второстепенных, не устанавливает связей между ними.

Слайд 9

Восприятие умственно отсталых учеников является недостаточно осознанымм. Причиной этого могут быть бедность словарного запаса. Ведь если ребенок не знает, как называется то или другое явление, то она и не выделяет его в сознании.

Слайд 10

Сужение объема восприятие, характерное для детей-олигофренов, которые отображают одномоментно вдвое меньше объектов, чем здоровые дети, приводят к тому, что они не могут воспринять ситуацию целостно и изучают ее последовательно. Последовательное восприятие элементов ситуации вместо целостного усложняет понимание связей и отношений, препятствует осмыслению, а также лежит в основе трудностей усвоения процесса чтения.

Слайд 11

Особенности зрительного и слухового восприятия
Слуховое восприятие детей с умственной отсталостью характеризуется недиференцированностью. Это негативно отражается на различении близких по звучанию фонем. Недостаточность фонемного слуха является одной из причин трудностей формирования постоянного образа слова,а также понимания свернутой речи у умственно отсталых детей.

Слайд 12

Острота зрения умственно отсталых детей обычно несколько нарушена, что не дает им возможность отделенно видеть предметы, которые стоят рядом. Ученики младших классов часто воспринимают их как один большой объект. Через изъяны остроты зрения окружающий мир представляется единственным, лишенным выразительных форм, обиды предметов теряют свою специфичность.

Слайд 13

Благодаря специальному коррекционно-направленной учебе, трудовой подготовке во вспомогательной школе недостатки перцептивной деятельности умственно отсталых детей преодолеваются. Ученики учатся различать предметы по цвету, формой, величиной, овладевают необходимыми сроками для названия этих признаков предмета. У них увеличивается объем и острота зрения, улучшается фонемный слух, совершенствуются все перцептивные функции, в частности осмысленность, системность, константа.

Слайд 14

Восприятие пространства и времени
Восприятие пространства и времени - это сложные виды перцептивной деятельности, которые формируются в практической деятельности благодаря согласованному действию всех анализаторов. Отдельного органа для восприятия пространства и времени у человека нет. В восприятии пространства различают отображение пространственных отношений собственного тела, пространства как такового и проекции пространства на плоскость.

Слайд 15

Выделяют восприятие бытового времени(сегодня, завтра, вчера, дни недели, периоды суток и тому подобное), математического(секунды, часы, минуты), исторического(прошлое, нынешнее, будущее). Физиологичной основой восприятия времени условны рефлексии-диференциации на место в , как показали исследования О. Р. Лурия, у детей-олигофренов формируются чрезвычайно трудно и характеризуются неустойчивостью. Все виды восприятия времени у умственно отсталых детей проявляются недоразвитыми. Они долго путают понятие вчера и завтра, утром, в обед и вечером, дни недели, не могут определить последовательность событий. Ученики вспомогательной школы допускают грубые ошибки,когда им предлагают определить длительность определенного промежутка времени, установить,когда должен миновать определенное время. Например,интервал в 10секунд они могут оценить как одноминутный.

Слайд 16

Коррекция недостатков восприятия
Основным средством коррекции недостатков восприятия является организация практической деятельности, с помощью которой ребенок совершенствует перцептивные действия, а также выделяет определенные признаки окружающего мира. Условием коррекционного эффекта практических действий является использование словесного объяснения их результатов самим ребенком. Большое значение в этом процессе приобретает обогащение пассивного и активного словаря ребенка сроками, которые помечают воспринятые характеристики предметов.