Презентация - Развитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтению

Развитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтениюРазвитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтению







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Учитель-дефектолог Гребенкина Марина Александровна  
«Развитие произношения и слухового восприятия в процессе занятия по внеклассному чтению»

Слайд 2

Слайд 3

Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития. Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает -формирование потребности детей в чтении, -усиление мотивации, -обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использованию полученной при чтении информации.

Слайд 4

Слайд 5

Ход работы над текстом на занятии по внеклассному чтению в школе глухих: - речевая зарядка на материале из текста (слова не толкуются) - самостоятельное чтение текста детьми - словарная работа (толкование непонятных слов) - передача содержания в виде зарисовок, аппликаций, макетов - ответы на вопросы, беседы - выборочное чтение - отработка техники чтения, выразительности - пересказ.

Слайд 6

Понимание читаемого — это сложный аналитико-синтетический процесс, включающий в себя понимание значения отдельных слов и пред­ложений; определение главной мысли; установление логической связи между предложениями и частями текста.
Особенности понимания текста художественного произведения школьниками с нарушением слуха

Слайд 7

Типичные ошибки, допускаемые глухими детьми при чтении и осмыслении прочитанного текста
смешение слов из-за неправильного восприятия определенной оптичес­кой структуры слова (типа зеркало — закрыла); неразличение однокоренных слов (работа — рабочий — работать), непонимание предлогов, местоимений, особенно употребляемых в кос­венных падежах;

Слайд 8

неточное понимание значений слов; из-за недоразвития грамматического строя речи непонимание значений грамматических форм; замещение слов, обозначающих предмет и действие, общие и частные понятия типа градусник вместо холодно, липа вместо дерево.

Слайд 9

Непонимание значения отдельных слов — следствие, во-первых, ограни­ченного речевого и общего развития ребенка, во-вторых — недостаточного язы­кового общения глухого с окружающими, в-третьих —особенность наглядно-образного мышления, свойственного не владеющему языком глухому.

Слайд 10

Особенности понимания текста глухими школьниками
Н.Г. Морозова (1947), изучая особенности понимания текста и подтекста глу­хими детьми, выделяет три ступени понимания смысла произведения. Это: пони­мание фактического значения слова, фразы, отрывка, о чем прямо сообщено в тексте; мысли, лежащей за этими значениями, но не прямо выраженной в тексте; смысла события, значения его для персонажа, понимание мотивов его поступков.

Слайд 11

Трудности глухих, по мнению Н.Г. Морозовой, в понимании фактической стороны текста связаны с речевым недоразвитием, а непонимание подтекста вызвано своеобразием их мыслительной деятельности. К концу младшего школьного возраста глухие дети могут осуществлять обобщения: элементарно анализировать понятия, последовательно вычленять в них многие признаки и устанавливать взаимоотношения между ними.

Слайд 12

Работа с детской книгой на внеклассных занятиях
Первые сведения из истории Родины, знания о жизни природы и общества, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое из книг, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обуче­ния детей с нарушением слуха, контакты которых с окружающим миром огра­ничены, а знания обеднены.

Слайд 13

Иллюстрации в детской книге вводят ребенка в атмосферу эпохи, отраженной произведением, обеспечивают реальность и эмоциональность представления художественных образов, ориентируют в происходящем действии, помогают читателю еще до чтения сориентироваться в содержа­нии книги, увеличивают ее привлекательность.

Слайд 14

Первый этап — подготовительный — протекает параллельно с периодом обучения грамоте (подготовительный класс). Второй этап — начальный—следует за подготовительным, соответствует периоду формирования навыка чтения целыми словами (1-3-й классы). Третий период—основной — осуществляет постепенный переход от синте­тического навыка чтения к его автоматизации. Внутри данного периода в свою очередь выделяются: собственно основной (4-5-й классы школы для глухих и слабослышащих детей) и завершающий (6-й класс).

Слайд 15

На подготовительном этапе главная цель обучения — пробудить и поддер­живать у детей желание обращаться к книгам, узнавать «знакомые»; ввести в доступный круг чтения. Для достижения этой цели один раз в неделю в тече­ние 15-20 минут проводится занятие с детской книгой.

Слайд 16

Ведущая учебная задача этого периода — показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами (т. е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация), формировать умение пра­вильно называть книгу, прочитывать фамилию автора и название книги.

Слайд 17

Основные требования к книгам для чтения-рассматривания следующие: большие красочные иллюстрации и минимальный по объему текст (5-7 страниц); типовое оформление обложки, т. е. на обложке фамилия автора предше­ствует заглавию; шрифт тот, которому учим на уроке обучения грамоте.

Слайд 18

Начальный этапы работы с книгой
На начальном этапе главной становится цель — развивать навык чтения учеников 2-3-х классов. Выдвигается новая учебная задача — учить детей ориентироваться в книге, формировать умение определять ее со­держание по названию и иллюстрациям, давать правильный ответ на вопрос, с ком, о чем прочитали; определять близкие по тематике рассказы. Внеклассное чтение на начальном этапе входит в программу по чтению, и в руководство им включаются учитель и воспитатель.

Слайд 19

Подбор учебного материала к занятию на начальном этапе осуществляется воспитателем. В качестве учебного материала используется детская художе­ственная литература, разнообразная по тематике, жанру, эмоциональной на­правленности. Рекомендуется отбирать короткие рассказы, стихи, сказки. Объем книги от 8 до 16 страниц (желательно книги большого формата).

Слайд 20

На основном этапе цель обучения сохраняется – развивать навык чтения во внеурочной деятельности учащихся 4-6 классов. Данная цель реализуется через решение новых учебных задач: учить определять основное содержание книги по оглавлению и аннотации; формировать навык воспроизведения содержания прочитанного по вопросам воспитателя; умение пользоваться тематическим каталогом; учить детей ориентироваться в группе книг (2-4), содержащей рассказы одного писателя или разных, объединенных одной тематикой, и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения.

Слайд 21

На данном этапе проводятся специальные занятия о книге, ее структуре, как работать с элементами книги. Воспитатель объясняет детям, зачем в книге титульный лист, о чем он говорит читателю, что можно узнать из предисловия, зачем его пишут, как работать с оглавлением и что такое послесловие.

Слайд 22

В круг чтения входит русская, современная детская литература, зарубежная книга объемом от 8-30 до 100 страниц. Для чтения предлагаются книги-сборники, включающие отдельные короткие рассказы, стихи, басни, литературные сказки, повести. При планировании занятий по внеклассному чтению надо предусматривать чередование коротких и крупнообъемных произведений.

Слайд 23

Основные задачи этого периода: закрепление устойчивого интереса к самостоятельному чтению детских книг; расширение читательского кругозора; закрепление умений действовать в мире книг с установкой на цель чтения.

Слайд 24

РРС и ФПСР на занятиях по внеклассному чтению глухих школьников требует не только целенаправленного подбора произведений, но и совершенствования планирования, методов ведения занятий, помогающих воспитателям следить за правильностью произношения, за темпом речи, за словесным и логическим ударением, правилами орфоэпии.