Презентация - Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)

Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

« Глиняный сувенир Смоленщины» (История и современность)
Представила: Малинина Т.Н. Педагог дополнительного образования высшей категории МБОУ ДОД Дом детского творчества

Слайд 2

Керамические промыслы на Смоленщине.
Гончарство – одно из древнейших и важных ремёсел в Смоленском крае. Во время археологических раскопок, проводившихся под Смоленском (в Гнёздове) самыми частыми находками были черепки разбитых глиняных сосудов (кухонные горшки, небольшие глиняные сковородки и мисочки), в 1940-ые годы, были обнаружены глиняные сосуды, датируемые десятым веком.          

Слайд 3

Древние находки
А начиная примерно с середины X века - сосуды изготавливались уже на гончарном круге, который приводился в движение рукой. Поверхность горшков чаще всего украшалось узором в виде параллельных или волнистых линий, иногда образующих различные сочетания. Форма Гнёздовских горшков типична для славянской керамики этого времени. При раскопках древних курганов также было найдено множество гончарных изделий, среди них - погребальные урны, а самой значимой находкой является амфора с надписью «горо(у)хща», то есть «горчица». Это древнейшая славянская надпись. Амфору не назовёшь изящной, формовка несколько грубовата, возможно, она ромбического и свастического орнаментов.
 

Слайд 4

«не боги горшки обжигают»
В Смоленском музее-заповеднике хранятся уникальные коллекции по народному искусству: собрание создательницы художественного центра Талашкино М.К. Тенишевой, краеведа Е.Н. Клетновой, М.И. Погодина. Помимо материальных памятников имеются фотографии «Кустарные промыслы Смоленской губернии», выполненные в начале века. На фотографиях представлены различные печи для обжига.      

Слайд 5

Экспонаты старины
Известны многочисленные археологические находки гончарных изделий в Дорогобужском районе. XVIII-XIX вв. это время рассвета сельских и городских ремёсел, среди которых заметное место занимало гончарство.          
Гончарные промыслы, в силу востребованности, не утрачивали своего значения до 1950-х годов. Едва ли не в каждом районе Смоленской губернии были гончары, обслуживающие население округи. При сходстве ассортимента изделия гончаров в каждой местности разнились, что объясняется особенностями глин, техник изготовления, характером декора и пр. Широкую известность получили гончарные центры в Демидовском, Руднянском и Дорогобужском районах. Демидовские гончары везли свою посуду в Смоленск, у Руднянских покупали чёрную керамику (синенькие).

Слайд 6

Дорогобужские гончары
Славились изделия и дорогобужских мастеров. Здесь в верховьях Днепра, на землях, богатых поделочными глинами, во многих деревнях делали кирпич и гончарную посуду – «в лепку» и на «кругу». Есть сведения, что в самом Дорогобуже, в конце XIX века, были заводы, где изготовляли кирпич и поливную посуду. Один из крупных гончарных центров расположен в 8-ми километрах от Дорогобужа. Это ветвь деревень – Молодилово, Мартынково, Жажково, Полибино. Здесь делали кирпич и гончарную посуду, которую продавали в ближайших крупных сёлах и Дорогобуже. Дорогобуж в прошлом был торговым центром, куда во время ярмарок прибывали товары со всей губернии и даже с соседних регионов. Наиболее крупные ярмарки проходили в последнюю пятницу перед Петровым днём («Светлая»), 27 ноября («Знаменская»), «сборная» - на второй неделе Великого Поста и весенняя («Афанасьевская»). На Афанасьевской ярмарке особенно активно шла торговля предметами крестьянского ремесла, главным образом гончарной посудой «различных сортов».  Гончарное производство в Дорогобужском районе не прекращалось и в первые десятилетия советской власти и во время оккупации в годы Великой Отечественной войны некоторые из мастеров продолжали делать посуду, сбывая свои изделия в ближайших сёлах и городах.

Слайд 7

«Сапелки»
Старинная сапелка «Коник»
Попутно с гончарными изделиями каждый мастер изготавливал глиняные игрушки «сапелки. Лепили различных животных, сказочных персонажей, молодцев и барыней, солдатиков на конях, а также невиданных, фантастических зверей. Сапелки изготавливали как взрослые, так и дети. Как говорили очевидцы, тех довоенных времён, жительницы деревни Молодилово - Анастасия Александровна Орлова и её соседка, подруга и родственница – Прасковья Григорьевна Орлова : - «Сапелки» (игрушки-свистульки) любой делал. Их из красной глины делали – солдатов, коней, всадников, кошек, собачек, птичек, а то сидит солдат на сапелке – солдат на коне сидит и свистит. Делали ручку сзаду, протыкали гладкой палочкой и сбоку дырочки, чтобы на разный лад свистела. Сапелки поливали свинцом и на базар, а там меняли на яйцо – одна «сапелка» - одно яйцо!». Гончарные изделия мастеров Мартынково и Молодилово сохранились в единичных экземплярах, а «сапелки» - те и вовсе остались в воспоминаниях. И всё же некоторые экземпляры люди до сих пор находят в земле при обработке своих земельных участков.




(старинная сапелка – «Коник»).

Слайд 8

«Духовное наследие»
Сегодня гончарные изделия и глиняные игрушки Смоленской области перешли в разряд памятников народной культуры. Так например Гнездовский археологический комплекс является всемирно известным памятником IX-XVII вв, который отнесён к памятникам федерального значения. Ю.И. Ходуненков, председатель Совета общественного движения «Духовное наследие»).
Изделия современных гнездовских мастеров

Слайд 9

«Возрождение древнего ремесла»
В современное же время на Смоленщине керамическое производство вновь набирает свою силу. В различных районах Смоленской области есть заводы по производству кирпича, в п. Гнёздово беспрерывно работает керамический завод по производству посуды, фаянсовых изделий и сувениров. Открываются частные керамические мастерские мастеров – умельцев.

Слайд 10

«Совершенство гончарных форм»
Владимир Рекуненко Изготавливает утварь, используемую в быту в VII-начале XX вв. применяет различное декорирование: молочение, тиснение, процарапывание. Совершенствует современные гончарные формы, основываясь на традициях смоленской керамики.

Слайд 11

Керамисты современности
Тамара Макаренкова – изготавливает сувенирную продукцию: игрушки, колокольчики, бижутерию, тарелки, рельеф - в технике лепной керамики, декорирует глазурями, эмалями, акриловыми красками.
Сувенирная страна

Слайд 12

Гончар - керамист
Екатерина Эстрина занимается гончарной керамикой с ручной лепниной, изготавливает сувениры, декорируя молочением, вощением, глазурью.
Оригинальные решения с высоким уровнем исполнения

Слайд 13

Современная майолика
Галина Федюнина - изготавливает сувениры в технике майолики с ручной росписью, с использованием разнообразной символики.
Тщательность исполнения и художественная выразительность

Слайд 14

Народная игрушка в современном стиле
«Потешные сапелки».

Слайд 15

Дизайнерские решения
Костицин Иван – гончар-керамист, выполняет дизайнерские работы на основе древних и современных традиций (г. Сафоново).

Слайд 16

Керамическое кружево
Людмила Лавровская выполняет сувениры с использованием различных техник: лепнина, прорезь, тиснение.

Слайд 17

Искусство мастеров - детям
Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет более совершенную технологию и новые материалы. Но создавать керамические изделия можно и в объединениях дополнительного образования, используя вполне доступные традиционные материалы и оборудование, применяя сравнительно несложную технологию.
в творческом объединении «Художественная керамика»

Слайд 18

Назначения керамических изделий
Трудно сейчас найти человека, не сталкивающегося с керамическими изделиями. Ими украшают общественные интерьеры и дома, а также жилые помещения, скверы и городские парки. Возрастает роль керамики как самостоятельного вида искусства; ведь она вбирает в себя элементы живописи, скульптуры и графики. Ей всё чаще посвящаются специальные выставки и издания.
Элементы оформления

Слайд 19

Возрождение древних ремёсел
Интерес к возрождению древних ремёсел, овладение мастерством художественной керамики, как самостоятельного вида искусства, растёт, а использование народного ремесла предполагает выражение своего творчества и воплощение своих идей в практике, а также - направлена на формирование духовной культуры, чувства сопричастности к истории своей страны и в частности своего региона. Занятия в творческих объединениях позволяют попробовать различные технологии в создании керамических изделий, используя разнообразные приёмы, отработанные веками мастерами народных промыслов. Занятия декоративно прикладным творчеством способствуют эстетическому развитию, учат - видеть красоту, в реальной действительности и создавать вещи, которые несут две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают мышление, творческое воображение, эстетический вкус, чувство гармонии с природой, расширяет кругозор и формирует представление о роли искусства в жизни общества. Польза и целесообразность занятий керамикой в художественных школах, объединениях и студиях не вызывает сомнений. Теоретическая подготовка и практические занятия по керамике вырабатывают особое чувство формы, материала. Понимание законов декоративного искусства, а также понимание основных принципов национальной художественной культуры.    Сегодня постепенно возрождаются исконно смоленские традиции в народном художественном творчестве. Продолжателями старых ремесленных традиций Смоленщины уже стали более 300 организаций и с каждым годом их количество преумножается.
Своими руками

Слайд 20

Здесь и сейчас
Современная керамика Смоленского края в основном основана на примерах старины, но фантазия и творчество позволяют нам создавать всё более новые произведения.

Слайд 21

Фантазия и творчество

Слайд 22

литература
1. Народные промыслы и ремёсла Смоленской области». Издательство «Свиток» - ИП Флиманкова И.А., Смоленск, ул. Н.-Неман, 33/216, 2007г. 2. «Гнёздовский археологический комплекс». Издательство «Свиток» - ИП Флиманкова И.А., Смоленск, ул. Н.- Неман, 33/216, 2006г. 3. Научно-популярный журнал «Народное творчество» №3, 1996г. Н. М. Ведерникова, М. А. Полищук «Дорогобужские гончары».

Слайд 23

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
«И возродится старинный промысел на Смоленской земле» г. Сафоново Смоленская область 2013г.