Презентация - Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Мотивы пути в романе Л.Н.Толстого «война и мир»
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края

Слайд 2

Путь исканий Андрея Болконского

Слайд 3

Внешность Болконского
«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой.»
Что мы можем сказать о характере и образе жизни Андрея Болконского, опираясь на детали описания внешности героя?

Слайд 4

Описывая внешний портрет князя Андрея, Толстой каждой чёрточкой его наружности подчёркивает аристократичность героя и хорошее воспитание. По-французски князь говорил с особым изяществом. Был горд и независим в общении с окружающими, сухо и отчуждённо отвечал на вопросы жены.

Слайд 5

Отношение к светскому обществу
«Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было скучно».
Почему князю Андрею скучно в салоне Анны Павловны Шерер, ведь там, по мнению хозяйки, столько интересных людей?

Слайд 6

Всё в поведении Андрея Болконского – усталый, скучающий взгляд, тихий мерный шаг, гримасничание, портившее его красивое лицо, и манера щуриться при разглядывании людей – выражало его глубокое разочарование в светском обществе, усталость от посещений гостиных, от пустых и лживых разговоров аристократии. Не случайно же его отец тоже призирает светское общество, предпочитая уединение в Лысых Горах столичным развлечениям.

Слайд 7

Князь Андрей и Пьер Безухов в салоне Шерер
Князь Андрей естественен, прост и хорош только со своим другом Пьером. Разговор с ним вызывает у Болконского здоровые чувства дружбы, сердечной привязанности, откровенность. В беседе с Пьером Безуховым князь Андрей предстаёт как человек серьёзный, мыслящий, широко начитанный, резко осуждающий ложь и пустоту светской жизни и стремящийся к удовлетворению серьёзных интеллектуальных запросов.

Слайд 8


Толстой, говоря о причине отъезда Болконского на войну 1805 года, не только показывает его стремление побыстрей оказаться вдали от светской суеты, но и подчеркивает в своём герое эгоистичность, себялюбие, тщеславие и честолюбие столь характерные для Наполеона. Князь Андрей откровенно мечтает о карьере и славе.
Князь Андрей и Наполеон

Слайд 9


Преклоняясь перед Наполеоном, Болконский в начале своего пути исканий смысла жизни сам несёт в себе некоторые черты «завоевателя мира» - высокомерие, презрение к обыкновенным людям, жажду поклонения ему и власти над окружающими. «Ему казалось, что война есть дело мысли, гения, исполняемое малыми избранными, к числу которых он причислял и себя»
Князь Андрей и Наполеон

Слайд 10

Князь Андрей уверен, что именно ему определено судьбой победить Наполеона, а для этого необходимо, чтобы он «сам командовал русской армией против Бонапарта».
Мечта о славе

Слайд 11

Стремление к самоусовершенствованию
Но в процессе писания романа эти резко отрицательные качества Андрея Болконского смягчаются, сглаживаются писателем. Теперь на первый план выступают его аналитический ум, его способность размышлять над серьёзными вопросами современности. Князь Болконский всё чаще, анализируя свой жизненный путь, остаётся недоволен собой, своей деятельностью, соей жизнью.

Слайд 12

Небо Аустерлица
«Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Картина этого высокого, бесконечного неба рождает в душе героя мысли о вечности и открывает ему всю суетность и ничтожность его честолюбивых помыслов. Князь Андрей переживает в данный момент душевный кризис, повлиявший на весь последующий этап его жизни.

Слайд 13

Вернувшись после ранения в Лысые Горы и пережив смерь жены, князь Андрей замыкается в себе, полностью посвятив себя воспитанию сына. Он с головой погружается в узкий и замкнутый домашний мирок.

Слайд 14

Разговор на пароме
Мечты о «своём Тулоне», о личной славе, подвиге сменяются в мыслях героя равнодушием ко всему общественному. Им овладевает душевная усталость и безразличие. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол», - говорит князь Андрей приехавшему к нему Пьеру, пытавшегося переубедить друга в том, что есть Бог, истина, добродетель, что нужно любить и верить.

Слайд 15

Возвращение князя Андрея к жизни
Говоря с Пьером об освобождении крестьян, Болконский высказывает аристократическое презрение к народу, полагая, что крестьянам безразлично, в каком состоянии они находятся. А вот дворян крепостное право развратило: сделало жестокими и безнравственными. Тем не менее разговор с Пьером на пароме становится очень важным этапом на пути возвращения князя Андрея к жизни: «что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Слайд 16

Деятельная натура Болконского требует приложения сил, и он начинает заниматься хозяйством: имение в триста душ было переведено им в вольные хлебопашцы, то есть крестьяне были освобождены от крепостной зависимости, в других имениях он заменил барщину оброком. В Богучарово выписана бабка для помощи роженицам, а священнику платили жалованье за то, что он обучал грамоте крестьянских и дворовых детей.
Преобразования в деревне

Слайд 17

Встреча Болконского с Наташей Ростовой вернула его к активной жизни, к общественной деятельности на благо государства.

Слайд 18

«Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да это тот самый дуб»,-подумал Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления»
Встреча с дубом

Слайд 19

Работа в комиссии Сперанского
Увлеченный идеями преобразования, князь Андрей принимает участие в разработке проекта отмены крепостного права в России. Вначале он не ощущает искусственности тех интересов, которыми одержим кружок Сперанского. Но общение с Наташей освежает и очищает душу князя, проясняет призрачность и фальшь Сперанского и придуманных им реформ. Работая над разделом «Права лиц», он мысленно попробовал приложить эти права к богучаровским мужикам, и «ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такою праздною работой».
Сперанский

Слайд 20

Наташа и Андрей Болконский
Наташа вернула князя Андрея к подлинной и настоящей жизни с её радостями и волнениями, он обрёл полноту жизненных ощущений. Там, где была Наташа, всё озарялось для него солнечным светом, там были счастье, надежда, любовь.

Слайд 21

Духовный кризис князя Андрея
Чем сильнее было чувство любви к Наташе, тем острее он переживал боль от её утраты. Жизнь в глазах князя Андрея утратила свои «бесконечные и светлые горизонты», когда он узнал об увлечении Наташи Курагиным. Он весь обратился к практической деятельности, стараясь работой заглушить свои нравственные мучения. Находясь на турецком фронте в должности дежурного генерала при Кутузове , он поражал всех своей охотой к работе и аккуратностью.

Слайд 22

Война 1812 года
Участие в Отечественной войне 1812 года явилось для Андрея Болконского истинной формой бытия, к которому он так долго и трудно шёл. Здесь он сближается с народом («наш князь»), осознаёт влияние солдатской массы на военные действия, исход которых решает её дух, её поведение и настроение.

Слайд 23

Ранение Болконского
Десять часов стоит Болконский со своим полком в резерве под непрестанным артиллерийским огнём. Главное в это время выстоять, несмотря на угрожающую ежеминутную смерть. Но и в этот момент князь Андрей остаётся не только самим собой, но и сыном своего отца – человеком с обострённым чувством чести. И смертельную рану он получает только потому, что на него все смотрят, а значит, поведение должно быть безукоризненным - образцовым.

Слайд 24

Князь Андрей и Анатоль Курагин в медицинской палатке
Очнувшись после операции и увидев на соседнем столе Анатоля Курагина, которому только что отняли ногу, князь Андрей «вспомнил всё, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удержаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями».

Слайд 25

Наташа и князь Андрей в Мытищах
Новое открывшееся ему чувство христианской любви заставляет Андрея Болконского наконец-то понять свою вину перед Наташей и ощутить всю силу своей любви к ней. «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде…»,- говорит он Наташе, когда она ночью приходит к нему в Мытищах. Однако всеобщая, сострадательная любовь начинает бороться в умирающем Болконском с любовью к Наташе, с любовью, привязывающей его к жизни. Побеждает первая любовь, христианская.

Слайд 26

Христианская любовь Болконского
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» – всё это открывается вдруг князю Андрею.

Слайд 27

Всепрощение и сострадание
В годы войны так же, как во всём народе, пробуждается всё хорошее и в князе Андрее. Ему надо было пережить нашествие Наполеона, смерть отца, получить смертельное ранение, увидеть истекающего кровью Анатоля Курагина, чтобы выйти из ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОГО надменного существования, когда он ощущал себя над людьми, и в полной мере понять не только собственные, но и их чувства. Только теперь ему открывается МИР и ЛЮБОВЬ, только теперь ему ясен смысл ЛЮБВИ, а следовательно прощения.

Слайд 28

Использованная литература:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9360/16969765.1a1/0_7e4ce_d31471b3_L.png - плёнка
1.Е.В.Амелина. Пишем итоговое сочинение перед ЕГЭ, Ростов-на-Дону «Феникс»,2015 2. Л.Лебединская «Живые герои», изд-во «Детская литература», Москва 1982 3. Л.Н.Толстой. Сборник статей. Пособие для учителя под общей редакцией Д.Д.Благого. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1955