Презентация - Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»

Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтика рассказов И.А. Бунина «Антоновские яблоки»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Поэтика рассказов И.А. Бунина: «Антоновские яблоки»

Слайд 2

«Антоновские яблоки» (1900)
План анализа История текста Стилистический уровень 2.1. Лексика 2.2. Грамматика 3. Композиционный уровень 4. Образный уровень 5. Жанр 6. Идеологический уровень

Слайд 3

История текста

Слайд 4

Впервые – журнал «Жизнь», 1900, №10. Подзаголовок «Картины из книги «Эпитафии»

Слайд 5

Первые отзывы
Писатель И. Потапенко: Бунин пишет "красиво, умно, красочно, читаешь его с удовольствием и все никак не можешь дочитаться до главного", так как он "описывает все, что попадется под руку". (газ. «Россия», 1900, №556, 10 ноября) А.М. Горький: "Большое спасибо за "Яблоки". Это - хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, душевно: Злой и глупый отзыв Потапенко в "России" - смешон". А.И. Куприн, пародия «И.А. Бунин. Пироги с груздями»: "Сижу я у окна, задумчиво жую мочалку, и в дворянских глазах моих светится красивая печаль. Ночь. Ноги мои окутаны дорогим английским пледом. Папироска кротко дымится на подоконнике. Кто знает, может быть, тысячу лет тому назад также сидел и грезил и жевал мочалку другой, неведомый мне поэт?"

Слайд 6

Бунин и Куприн
Бунин: - У тебя ограниченный словарь, ты не работаешь над стилем... Куприн: - А ты высиживаешь каждое слово. У тебя в каждой строке виден пот, и поэтому пишешь тягуче и скучно. Меня тошнит от твоих подробностей... Бунин: - А меня, когда ты в своих рассказах отходишь от художественного изображения и вставляешь целые куски из истории. Куприн: - Не сердись, Иван Алексеевич, если я скажу, что ты гораздо больше поэт, чем прозаик, и если бы ты занимался только поэзией, то стал бы большим, очень большим поэтом, а ты разбрасываешься.

Слайд 7

Дальнейшие редакции: сб. «Перевал» (1912)
Исключена первая страница (рассуждения о роли запахов): «Есть вещи, которые прекрасны сами по себе, но больше всего потому, что они заставляют нас сильнее чувствовать жизнь. Красота природы, песня, музыка, колокола в солнечное утро, запахи... Запахи особенно сильно действуют на нас, и между ними есть особенно здоровые и яркие: запах моря, запах леса, чернозема весною, прелой осенней листвы, улежавшихся яблок… чудный запах антоновских яблок, сочных и всегда холодных, пахнущих слегка медом, а больше всего - осенней свежестью! <…> Иногда на базаре услышишь запах сена и сразу спомнишь сенокосы, Петровки, жаркие летние дни, вечерние зори… Иногда пахнет в окно вагона весенним ветром, сыростью земли – и сразу точно помолодеешь на несколько лет…"
Зачем, на ваш взгляд, автор снял подобные рассуждения?

Слайд 8

Дальнейшие редакции: ПСС (1915)
Дальнейшее сокращение первой главы: «Но по вечерам я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, - средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы, в тот мир, который скудел, дробился, а теперь уже гибнет, о котором через пятьдесят лет будут знать по нашим рассказам <…>»

Слайд 9

Выводы
По сравнению с первоначальным вариантом, в финальной редакции Бунин снимает личные рассуждения повествователя, утяжеляющие легкий, импрессионистический стиль, пытается приглушить социальную проблематику рассказа.

Слайд 10

Стилистика текста

Слайд 11

Лексический уровень
ЛСП цвет
ЛСП звук
Задание: разбейтесь на три группы и сделайте выборку слов из текста, относящихся к каждому лексико-семантическому полю.

Слайд 12

Стиль Бунина и импрессионизм в искусстве
Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет…
К. Коровин «Осень» (1917)

Слайд 13

С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков.
К.Коровин. Охотино, 1915

Слайд 14

«Антоновские яблоки»: проза и поэзия
В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины, Струится из окна веселый летний свет, Хрустальным золотом ложась на клавесины, На ветхие ковры и выцветший паркет. Вкруг дома глушь и дичь. Там клены и осины, Приюты горлинок, шиповник, бересклет... А в доме рухлядь, тлен: повсюду паутины, Все двери заперты... И так уж много лет. В глубокой тишине, таинственно сверкая, Как мелкий перламутр, беззвучно моль плывет. По стеклам радужным, как бархатка сухая, Тревожно бабочка лиловая снует. Но фортки нет в окне, и рама в нем - глухая. Тут даже моль недолго наживет! 29.VII.05
И. Бунин

Слайд 15

Грамматический уровень: глагольное время
...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядреная»... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, — непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним…
Проанализируйте первый абзац рассказа. Какие глагольные времена использованы автором? Каково их значение?

Слайд 16

Грамматический уровень: предложение
К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев.
Проанализируйте типы предложений, использованные в данном абзаце. В рассказе они используются очень часто. Почему?

Слайд 17

Выводы
Лексический уровень текста изобилует словами с сенсорной семантикой (цвет, звук, запах). Большая часть рассказа написана в настоящем историческом времени, что создает иллюзию непрерывности времени, связи прошлого с настоящим. «Я» повествователя выводится автором на периферию за счет частого использования односоставных предложений. Автор вводит в текст сенсорные раздражители, давая читателю самостоятельно испытать те или иные ощущения, при этом «я» повествователя минимизируется за счет использования безличных, обобщенно-личных и неопределенно-личных предложений.

Слайд 18

Композиция текста

Слайд 19

Точка зрения: теоретический аспект
Персонаж 1 Персонаж 2 и т.д.
Нарратор 1 (повествователь/рассказчик) Нарратор 1 (повествователь / рассказчик)
Нарратор 2* Нарратор 2*
* Количество нарраторов в тексте теоретически может бы неограниченно
Абстрактный читатель Абстрактный читатель
Абстрактный автор Абстрактный автор
Реальный автор
Реальный читатель

Слайд 20

Точки зрения в «Антоновских яблоках»
Персонаж 1 Персонаж 2 … Персонаж N
Реальный автор
Реальный читатель
Абстрактный автор
Абстрактный автор
Повествователь
Повествователь
Абстрактный читатель
Абстрактный читатель

Слайд 21

Типология точек зрения

Слайд 22

Временная точка зрения
Тогда Прошедшее время Помню на моей памяти бывало, случалось прежде
Сейчас Настоящее историческое Обобщенно-личные предложения теперь, сейчас

Слайд 23

Временная точка зрения

Слайд 24

Пространственная точка зрения
В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут — особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке — посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. И вот я вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча, в большом доме, в зале, полной солнца и дыма от трубок и папирос. Народу много — все люди загорелые, с обветренными лицами, в поддевках и длинных сапогах. Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле.

Слайд 25

Оценочная точка зрения
Разбейтесь на две группы. Первая группа находит в тексте слова, положительно, оценивающие усадьбу, вторая – слова, относящиеся к усадьбе и ее обитателям и имеющие негативный оттенок.
+
-
сказочная картина
угасающий дух

Слайд 26

Образный уровень текста

Слайд 27

Образный уровень
Какой из этих образов выбивается их ряда других? Почему?

Слайд 28

Жанровая природа

Слайд 29

Жанровая рефлексия в «Антоновских яблоках»
Очерк Эпитафия Элегия Идиллия Народная песня

Слайд 30

«Усадебный текст» русской литературы
Идилличность Какой эдем распахнулся ему в этом уголке, откуда его увезли в детстве и где потом он гостил мальчиком иногда, в летние каникулы. Какие виды кругом - каждое окно в доме было рамой своей особенной картины! С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой - широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города. Воздух свежий, прохладный, от которого, как от летнего купанья, пробегает по телу дрожь бодрости. Дом весь был окружен этими видами, этим воздухом, да полями, да садом. Сад обширный около обоих домов, содержавшийся в порядке, с темными аллеями, беседкой и скамьями. Чем далее от домов, тем сад был запущеннее. Подле огромного развесистого вяза, с сгнившей скамьей, толпились вишни и яблони: там рябина; там шла кучка лип, хотела было образовать аллею, да вдруг ушла в лес и братски перепуталась с ельником, березняком. И вдруг все кончалось обрывом, поросшим кустами, идущими почти на полверсты берегом до Волги. Подле сада, ближе к дому, лежали огороды. Там капуста, репа, морковь, петрушка, огурцы, потом громадные тыквы, а в парнике арбузы и дыни. Подсолнечники и мак, в этой массе зелени, делали яркие, бросавшиеся в глаза, пятна; около тычинок вились турецкие бобы. (И.А. Гончаров «Обрыв»)

Слайд 31

«Усадебный текст» русской литературы
Детализация в описании Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Слайд 32

«Усадебный текст» русской литературы
Романтичность

Слайд 33

Элегичность
«Усадебный текст» русской литературы
Тут был Эдем ее прелестный Наполнен меж купин цветов, Здесь тек под синий свод небесный В купальню скрытый шум ручьев; Здесь был театр, а тут качели, Тут азиатских домик нег; Тут на Парнасе музы пели, Тут звери жили для утех. Здесь в разны игры забавлялась, А тут прекрасных нимф с полком Под вечер красный собиралась В прогулку с легким посошком; Ходила по лугам, долинам, По мягкой мураве близ вод, По желтым среди роз тропинам; А тут, затея хоровод, Велела нимфам, купидонам Играть, плясать между собой По слышимым приятным тонам Вдали музыки роговой. <…>
Но здесь ее уж ныне нет, Померк красот волшебных свет, Всё тьмой покрылось, запустело; Всё в прах упало, помертвело; От ужаса вся стынет кровь, — Лишь плачет сирая любовь.
Г.Р. Державин, «Развалины» (1798)

Слайд 34

Идеологический уровень

Слайд 35

Основные темы рассказа
Человек и природа Время Память

Слайд 36

Стилистический, композиционный, образный, жанровый, идеологический уровни текста Композиция Повествовательные инстанции Точка зрения Жанр Жанровая рефлексия, память жанра
Ключевые понятия