Презентация - Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество (4 презентации)







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Раздел 1. Человек и общество (часть 4)
Подготовила: учитель истории и обществознания Безолюк.С.П.

Слайд 2

Вопросы кодификатора:
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки Образование и самообразование. Религия как феномен культуры. Искусство, его формы, основные направления Мораль, её категории Поняите общетсвенного развития Угрозы ХХI века(глобальные проблемы)

Слайд 3

Наука - форма духовкой деятельности людей , направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Социальный институт
Отрасль духовного производства
Особая система знаний
Наука
Знания
Основная продукция
Система научных исследований Опытно-конструкторские изыскания
Понятия, законы, теории
Научные представления, теории, понятия.
Создание целостных систем на основе определенных закономерностей.

Слайд 4

Модели развития научных знаний
Постепенное развитие науки
Развитие науки через научные революции
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания
Развитие через интеграцию научного знания
Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»
За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.
Стоить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук.
Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Слайд 5

Наименование функции Содержание
Культурно-мировоззренческая Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры
Познавательно-разъяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития.
Прогностическая Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества. Формулирует рекомендации по их преодолению.

Слайд 6

Наука
Общество потребности развития материально-техническая база
Внутренние законы науки
Преемственность (сохранение положительного содержания старых и новых знаний) Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции) Сочетание процессов дифференциации и интеграции Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Являясь подсистемой общества наука испытывает на себе определенное воздействие общества, хотя и развивается по своим законам

Слайд 7

Объективность
Предметность
Системность
Категориальность, развитость понятийного аппарата
Рациональность, логическая непротиворечивость, выводимость, согласованность выводов
Доказательность, обоснованность
Доказательность, обоснованность
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Особенности научного познания

Слайд 8


Научное познание имеет уровни, формы и методы:
Уровни научного познания

Слайд 9

Научное познание имеет уровни, формы и методы

Слайд 10

Научное познание имеет уровни, формы и методы:

Слайд 11

Проблема- осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Теоретическая
Практическая

Слайд 12


Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Это путь исследования Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.  Методология: система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и учение об этой системе. 
Научный метод:
Строгость
Объективность

Слайд 13

Наблюдение это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях. Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту, усиленная дополнительными средствами наблюдения, фиксации информации и ее трансляции. Требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации (требует особого внимания).

Слайд 14

Эксперимент
В отличие от обычного наблюдения, в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания. это особый прием (метод) познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования. В эксперименте субъект познания изучает проблемную ситуацию, чтобы получить исчерпывающую информацию. объект контролируется в специально заданных условиях, что обеспечивает возможность фиксировать все свойства, связи, отношения, меняя параметры условий. эксперимент - это наиболее активная форма гносеологического отношения в системе "субъект-объект" на уровне чувственного познания.

Слайд 15

Проблемы духовного развития в России сегодня
Смена духовных ориентиров –раньше ставку на коллективизм, сейчас на индивидуализм; раньше – фигуры честных хотя и простоватых тружеников готовых отдать жизнь за коммунизм и партию, сейчас официальным эталоном считается человек сделавший себя сам – бизнесмен, политик, кинозвезда, религиозный деятель размывании официальных и анти официальных образцов – огромное количество кино и теле продукции где жизнь гангстеров киллеров поэтизируется, на нее набрасывается романтический флер. Впрочем по прежнем в чести – сила, ловкость, деловая хватка – весь комплекс черт которые присущи и честному милиционеру (улица разбитых фонарей) и криминальному тузу (бригада) Массовая коммерческая культура часто скатывается к китчу (халтура) дегуманизация нового искусства, искусство всегда говорило о самом человеке и его переживаниях. Абсолютное большинство людей и сейчас хотят плакать над стихами и любоваться пейзажами, а новое искусство – абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм – это покушение не только на формы но и на саму личность.

Слайд 16

Система образования -
совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления образованием, а также комплекс принципов, на которых строится её функционирование.

Слайд 17

Образовательные ступени системы образования РФ:
Дошкольное образование. Общее образование: начальное образование (1-4 классы); основное общее образование (5-9 кл.); среднее (полное) общее образование (10-11, 10-12 кл.). Профессиональное образование: начальное; среднее; высшее; послевузовское. Система дополнительного образования (кружки, секции, курсы и т.д.).

Слайд 18

13. Укажите признак, характеризующий среднее образование в РФ:
среднее общее образование является обязательным в РФ; государство гарантирует гражданам РФ общедоступность и бесплатность среднего общего образования; набор обязательных базовых курсов в средней школе устанавливается местными органами образования; государственные стандарты среднего образования определяют содержание образования только в государственных школах.

Слайд 19

Религия -
Лат. «связывание, повторное обращение к чему-либо». Вера в сверхъестественное(в Бога). Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала или божества. Специфическая форма общественного сознания, извращённое, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил (с точки зрения атеизма).

Слайд 20

Проблема происхождения религий (спорный вопрос)
Богословско-теологический подход (Религия- результат сверхъестественной связи человека с Богом) Материалистический подход (Религия-продукт развития человеческого сознания)

Слайд 21

Признаки религии:
Вера в сверхъестественное. Организованное поклонение высшим силам. Стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)

Слайд 22

Религиозное мировоззрение
Для него характерны: Удвоение мира на мир земной, посюсторонний и небесный, потусторонний; Признание бессмертия души; Таинственная магическая связь между человеком и Богом или другими силами; Поклонение эти силам; Возможность общаться с ними.

Слайд 23

Религия- это только вера , но и культ, ритуалы и др. формы практического воплощения веры:
Элементы религии: вера – принятие истинности чего-либо без доказательств; культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность; переживания; образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы); символы.

Слайд 24

Функции религии:
мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, об­щество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание); регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыс­лы, стремления людей, их деятельность); терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бес­силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий сущест­вования. Важное значение имеет психологиче­ский аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение); культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществля­ет передачу накопленного наследия от поколе­ния к поколению); коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молит­ве, медитации и т. д.); интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими при­знается более или менее единое, общее вероис­поведание, что способствует сохранению ста­бильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и по­ведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии); легитимизирующая.

Слайд 25

Типология религий по количеству богов
-тотемизм -фетишизм -анимизм
-буддизм -христианство -ислам

Слайд 26

Тотемизм
(от тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже — явлениями природы и неодушевлёнными предметами).
Тотем (чаще всего вид животных) — предмет религиозного почитания группы, носящей его имя, обычно родовой общины, членам которой запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу

Слайд 27

Фетишизм
религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Слайд 28

АНИМИЗМ
(от лат. anima — душа) — вера в духов(душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.

Слайд 29

Будди́зм
религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Будда Гаутама.
В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Слайд 30

Христианство
Время возникновения - 1 век до н.э. Место возникновения – Палестина Основатель религии – Иисус Христос из Назарета
Христианин обязан во-первых, знать закон Божий, свою веру и "быть всегда готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании (вере - авт.), дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет. 3:15) во-вторых, исполнять закон Божий, или святые заповеди, и таким образом "поступать достойно звания, в которое призваны" (Ефес. 4:1).

Слайд 31

Ислам
Время возникновения – 7 век нашей эры Место возникновения – Аравийский п-ов Основатель религии - Мухаммед
Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорный Аллаху” (“Аллах”- это имя Бога). Последователи ислама называют себя словом “муслим” (с арабского - “преданный Аллаху”). В русском языке это арабское слово преобразовалось в слово “мусульманин”.

Слайд 32

Слайд 33

14. Какое слово пропущено в схеме?

Слайд 34

15. Какое слово пропущено в схеме?

Слайд 35

16. К мировым религиям относится
христианство синтоизм индуизм конфуцианство

Слайд 36

17.Установите соответствие между формами и видами религии:
буддизм шаманизм христианство знахарство индуизм ислам анимизм фетишизм синтоизм
А) родоплеменные Б) национально-государственные В) мировые Запишите последовательность букв без пробелов и других символов.
ВАВАБВААБ

Слайд 37

Искусство-практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
Искусство (многообразие определений) специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей; высокая степень мастерства.

Слайд 38

Теории происхождения искусства
Биологизаторская (искусство возникает из душевного волнения , психики) Игровая Магическая Трудовая

Слайд 39

Виды искусства:
 архитектура(зодчество), живопись (жанры-портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, аним. Жанр, историч. жанр) скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, Музыка (станковая, декоративная, монументальная) театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.

Слайд 40

Специфика искусства:
Является образным и наглядным, Специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), Большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.

Слайд 41

Функции искусства:
общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобра­зованию общества); художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира); воспитательная (формирует личность, чувства и мыс­ли людей); эстетическая (формирует эстетические вкусы и по­требности человека); утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности); предвосхищения (предвосхищает будущее); внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику); гедонистическая (доставляет людям удовольствие); познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).

Слайд 42

МОРАЛЬ
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.

Слайд 43

Моральные требования и представления
Нормы поведения: не лги, не укради, не убий и т.д Моральные качества: доброжелательность, мудрость и т.д Нравственные принципы: коллективизм-индивидуализм. Эгоизм-альтруизм и тд. Морально-психологические- долг, совесть Высшие моральные ценности- смысл жизни, свобода , счастье и т.д.

Слайд 44

Мораль и право (общее и различие)
мораль
формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержаться и выражаются в общественном мнении. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе
право
Установлены или санкционированы государством, зафиксированы официально в юр. Актах Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юр. акта, Их реализация поддерживается в необходимых случаях спец. Аппаратом, силой принуждения
Являются в системе соц. Норм самыми универсальными, распространяются на все общество Имеют один объект регулирования- общественные отношения Выступают мерой свободы в обществе Связаны с категорией «социальная справедливость» Имеют исходную структуру

Слайд 45

Функции морали
 Регулятивная (регулирование поведения человека во всех сферах жизни) Ценностно-ориентационная Координационная Мотивационная Конститутивная

Слайд 46

Понятие общественного прогресса.
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионнной:
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Слайд 47

Понятие общественного прогресса
В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе вводит в оборот понятие «прогресс»
Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации
Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией

Слайд 48

Противоречивость прогресса и его критерии
Процесс развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные
?
Критерии прогресса 1(.) Мера свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. 2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью

Слайд 49

Прогресс
Традиционные критерии прогресса: - развитие человеческого разума - совершенствование нравственности людей - прогресс науки и техники - развитие производительных сил, включая самого человека - возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие прогресса не применимо Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет. Гуманистические критерии прогресса: - средняя продолжительность жизни человека, - детская и материнская смертность, состояние здоровья, - уровень образования, - развитие различных сфер культуры, - чувство удовлетворенности жизнью, - степень соблюдения прав человека, - отношение к природе и др.

Слайд 50

Общественное развитие может носить реформистский характер или революционный
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
Виды: Прогрессивные(60-70 гг) Регрессивные(80-90-контрреформы Ал 2) Бывают: Политические Экономические социальные
 Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
Виды: Кратковременные(февральская0 Долговременные(неолитическая)

Слайд 51

Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог
ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА

Слайд 52

Глобальные проблемы -совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20в. и от решения которых зависит существование цивилизации
Причины возникновения: Всемирная общность людей, целостность современного мира противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми Активно преобразующий деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания.

Слайд 53

Глобальные проблемы современности
«globus» – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы, имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей.
Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия
Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными.
Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения.
Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли.
Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса
?