Презентация - Пермский звериный стиль

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Пермский звериный стиль
Распечатать
  • Уникальность: 82%
  • Слайдов: 13
  • Просмотров: 4855
  • Скачиваний: 2538
  • Размер: 1.95 MB
  • Класс: 9
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Пермский звериный стиль, слайд 1
Пермский звериный стиль.
Презентация Худяковой Тамары, ученицы 9 класса МБОУ «ПООШ №2».

Слайд 2

Пермский звериный стиль, слайд 2
Пермский звериный стиль.
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ -  искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных в искусстве разных племен и народов.
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ -  искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных в искусстве разных племен и народов.

Слайд 3

Пермский звериный стиль, слайд 3
Пермский звериный стиль представлен сотнями находок ажурных бронзовых и медных пластин, фигурок, рельефных пронизок, подвесок с объемными изображениями животных, птиц, рыб, фантастических существ и людей. Этот стиль со всей определенностью можно назвать пермским, так как сложился он на пермской земле, почти все предметы металлической скульптуры этого стиля обнаружены в пределах Верхнего Прикамья, преимущественно в Чердынском районе, на территории Коми-Пермяцкого округа и прилегающих к нему районов, а также в бассейнах рек Сылвы и Чусовой.

Слайд 4

Пермский звериный стиль, слайд 4
Истоки этого искусства уходят в глубокую древность, в период палеолита. К древнейшим произведениям искусства, созданным человеком на территории Прикамья, можно отнести геометрический рисунок на ребре мамонта со стоянки Пещерный Лог. В дальнейшем геометрический и зооморфный орнамент широко использовался при орнаментации посуды. К периоду неолита относятся наиболее ранние рисунки знаменитого Писаного Камня на реке Вишере в Красновишерском районе. Рисунки, выполненные охрой, расположены на высоте от 2 до 7 м. Охота была главным занятием первобытных людей. В таежных районах Прикамья она сохранялась значительно дольше, в связи с чем долго удерживались религиозные верования, связанные с почитанием животных и птиц.

Слайд 5

Пермский звериный стиль, слайд 5
В период бронзового и раннего железного веков в Прикамье появляются привозные изделия с изображениями животных Зауралья. В период бронзового и раннего железного веков в Прикамье появляются привозные изделия с изображениями животных Зауралья. В период бронзового и раннего железного веков в Прикамье появляются привозные изделия с изображениями животных Зауралья.

Слайд 6

Пермский звериный стиль, слайд 6
Золотым веком" звериного стиля называют период ломоватовской культуры (VII-IX века). В этот период оформляются сложные литые композиции, объединяющие человека, животных, птиц, а также фантастических существ.

Слайд 7

Пермский звериный стиль, слайд 7
Считается, что многие сюжеты звериного стиля являются реальным отражением культа предков, культа плодородия, принадлежностью обрядов охотничьей и производственной магии. Наиболее распространены сюжеты, изображающие лося, медведя, коня, утку или лебедя. Особым почетом пользовалась у местных племен утка, благодаря которой, по легенде, на земле возникла суша. Своеобразным символом пермского звериного стиля стала прямоугольная бляха с изображением медведя.

Слайд 8

Пермский звериный стиль, слайд 8
Изделия звериного стиля предназначались для разных целей. Часть их использовалась в виде подвесок-амулетов и входила в состав костюма. Особое значение в древности местное население придавало поясу, служившему оберегом. Для усиления охранительной роли пояса на него крепились многочисленные амулеты. Богато украшенные поясные наборы довольно часто встречаются во время раскопок могильников ломоватовского и родановского времени.

Слайд 9

Пермский звериный стиль, слайд 9
Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищали владельца. Существовала священная клятва: на лапе медведя. На медвежьей клятве была построена юриспруденция древней культуры. Считалось, что медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных. Медвежьи головы на бляхах показывали трехчастное строение мира как по вертикали: от Верхнего мира через Средний к Нижнему; так и по горизонтали: от верховьев до низовьев рек. Бляхи с медведем в большом количестве изготовлялись и использовались в Зауралье, найдены они и в Прикамье, ареале классического пермского звериного стиля.

Слайд 10

Пермский звериный стиль, слайд 10
Создатели пермского звериного стиля верили, что души во сне и после смерти могут превращаться в птиц. До культа человеколосей, вероятно, существовал древнейший культ людей-птиц. Металлопластика подтверждает это предположение. Сочетание двух родовых групп или даже двух этносов с культами человеколосей и людей-птиц могло привести к сложному культу третьего порядка: людей-лосей-птиц.

Слайд 11

Пермский звериный стиль, слайд 11
Птицы играли огромную роль в жизни создателей Пермского звериного стиля. Боги могли превращаться в птиц. Земля была создана с помощью водоплавающей птицы, которая нырнула по приказу бога и досталась со дна горсть первой суши — землю. Птицы с личиной на груди — это первопредки народа бьярмов. Существовали птицы с одной головой и с тремя — вестницы богов, летающие в трех мирах. Элементы птиц — гусиные и утиные лапки распространены на шумящих подвесках, украшениях женского костюма. Женщины носили накосные украшения с изображениями-оберегами в виде птиц. Орлы были помощниками богов и вождей, крылатые собаки — помощники шаманов. В западносибирском зверином стиле распространены изображения гусенка — образ Мир-Сусне-Хума, покровителя людей, сына небесного бога.

Слайд 12

Пермский звериный стиль, слайд 12
«Люди-лоси-птицы» — самый загадочный и распространенный сюжет пермского звериного стиля. Существуют изображения второго порядка: люди-лоси и люди-птицы. Образ человека с птичьим клювом и лосиной головой над человеческим лицом произошел, возможно, от слияния двух родовых групп и соответствующих культов. Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами. Особо отметим ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает много таких существ: фавны, сатиры, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Последующие эпохи, например, христианство трактует этих полуживотных существ как нечисть и превращает в чертей. Образ человеколося — «визитная карточка» пермского звериного стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует.

Слайд 13

Пермский звериный стиль, слайд 13
Коллекции пермского звериного стиля имеются в собраниях следующих музеев: Государственный Эрмитаж; Государственный исторический музей; Пермский краевой музей; Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина; Музей археологии Пермского государственного университета им. А.М. Горького. Отдельные предметы пермского звериного стиля находятся в музеях: Музее археологии и этнографии Прикамья в Пермском государственном педагогическом университете; Пермской государственной художественной галерее; Березниковском историко-художественном музее им. И.Ф. Коновалова; Свердловском областном краеведческом музее; Коми-Пермяцком окружном краеведческом музее им. П.И. Субботина-Пермяка; Национальном музее Республики Татарстан; Музее археологии Казанского государственного университета; Национальном музее Финляндии. Более 1500 предметов пермского звериного стиля находится в частных коллекциях.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.