Презентация - Пермский звериный стиль

Пермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стильПермский звериный стиль







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Пермский звериный стиль.
Презентация Худяковой Тамары, ученицы 9 класса МБОУ «ПООШ №2».

Слайд 2

Пермский звериный стиль.
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ -  искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных в искусстве разных племен и народов.
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ -  искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных в искусстве разных племен и народов.

Слайд 3

Пермский звериный стиль представлен сотнями находок ажурных бронзовых и медных пластин, фигурок, рельефных пронизок, подвесок с объемными изображениями животных, птиц, рыб, фантастических существ и людей. Этот стиль со всей определенностью можно назвать пермским, так как сложился он на пермской земле, почти все предметы металлической скульптуры этого стиля обнаружены в пределах Верхнего Прикамья, преимущественно в Чердынском районе, на территории Коми-Пермяцкого округа и прилегающих к нему районов, а также в бассейнах рек Сылвы и Чусовой.

Слайд 4

Истоки этого искусства уходят в глубокую древность, в период палеолита. К древнейшим произведениям искусства, созданным человеком на территории Прикамья, можно отнести геометрический рисунок на ребре мамонта со стоянки Пещерный Лог. В дальнейшем геометрический и зооморфный орнамент широко использовался при орнаментации посуды. К периоду неолита относятся наиболее ранние рисунки знаменитого Писаного Камня на реке Вишере в Красновишерском районе. Рисунки, выполненные охрой, расположены на высоте от 2 до 7 м. Охота была главным занятием первобытных людей. В таежных районах Прикамья она сохранялась значительно дольше, в связи с чем долго удерживались религиозные верования, связанные с почитанием животных и птиц.

Слайд 5

В период бронзового и раннего железного веков в Прикамье появляются привозные изделия с изображениями животных Зауралья. В период бронзового и раннего железного веков в Прикамье появляются привозные изделия с изображениями животных Зауралья. В период бронзового и раннего железного веков в Прикамье появляются привозные изделия с изображениями животных Зауралья.

Слайд 6

Золотым веком" звериного стиля называют период ломоватовской культуры (VII-IX века). В этот период оформляются сложные литые композиции, объединяющие человека, животных, птиц, а также фантастических существ.

Слайд 7

Считается, что многие сюжеты звериного стиля являются реальным отражением культа предков, культа плодородия, принадлежностью обрядов охотничьей и производственной магии. Наиболее распространены сюжеты, изображающие лося, медведя, коня, утку или лебедя. Особым почетом пользовалась у местных племен утка, благодаря которой, по легенде, на земле возникла суша. Своеобразным символом пермского звериного стиля стала прямоугольная бляха с изображением медведя.

Слайд 8

Изделия звериного стиля предназначались для разных целей. Часть их использовалась в виде подвесок-амулетов и входила в состав костюма. Особое значение в древности местное население придавало поясу, служившему оберегом. Для усиления охранительной роли пояса на него крепились многочисленные амулеты. Богато украшенные поясные наборы довольно часто встречаются во время раскопок могильников ломоватовского и родановского времени.

Слайд 9

Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищали владельца. Существовала священная клятва: на лапе медведя. На медвежьей клятве была построена юриспруденция древней культуры. Считалось, что медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных. Медвежьи головы на бляхах показывали трехчастное строение мира как по вертикали: от Верхнего мира через Средний к Нижнему; так и по горизонтали: от верховьев до низовьев рек. Бляхи с медведем в большом количестве изготовлялись и использовались в Зауралье, найдены они и в Прикамье, ареале классического пермского звериного стиля.

Слайд 10

Создатели пермского звериного стиля верили, что души во сне и после смерти могут превращаться в птиц. До культа человеколосей, вероятно, существовал древнейший культ людей-птиц. Металлопластика подтверждает это предположение. Сочетание двух родовых групп или даже двух этносов с культами человеколосей и людей-птиц могло привести к сложному культу третьего порядка: людей-лосей-птиц.

Слайд 11

Птицы играли огромную роль в жизни создателей Пермского звериного стиля. Боги могли превращаться в птиц. Земля была создана с помощью водоплавающей птицы, которая нырнула по приказу бога и досталась со дна горсть первой суши — землю. Птицы с личиной на груди — это первопредки народа бьярмов. Существовали птицы с одной головой и с тремя — вестницы богов, летающие в трех мирах. Элементы птиц — гусиные и утиные лапки распространены на шумящих подвесках, украшениях женского костюма. Женщины носили накосные украшения с изображениями-оберегами в виде птиц. Орлы были помощниками богов и вождей, крылатые собаки — помощники шаманов. В западносибирском зверином стиле распространены изображения гусенка — образ Мир-Сусне-Хума, покровителя людей, сына небесного бога.

Слайд 12

«Люди-лоси-птицы» — самый загадочный и распространенный сюжет пермского звериного стиля. Существуют изображения второго порядка: люди-лоси и люди-птицы. Образ человека с птичьим клювом и лосиной головой над человеческим лицом произошел, возможно, от слияния двух родовых групп и соответствующих культов. Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами. Особо отметим ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает много таких существ: фавны, сатиры, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Последующие эпохи, например, христианство трактует этих полуживотных существ как нечисть и превращает в чертей. Образ человеколося — «визитная карточка» пермского звериного стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует.

Слайд 13

Коллекции пермского звериного стиля имеются в собраниях следующих музеев: Государственный Эрмитаж; Государственный исторический музей; Пермский краевой музей; Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина; Музей археологии Пермского государственного университета им. А.М. Горького. Отдельные предметы пермского звериного стиля находятся в музеях: Музее археологии и этнографии Прикамья в Пермском государственном педагогическом университете; Пермской государственной художественной галерее; Березниковском историко-художественном музее им. И.Ф. Коновалова; Свердловском областном краеведческом музее; Коми-Пермяцком окружном краеведческом музее им. П.И. Субботина-Пермяка; Национальном музее Республики Татарстан; Музее археологии Казанского государственного университета; Национальном музее Финляндии. Более 1500 предметов пермского звериного стиля находится в частных коллекциях.