Презентация - Формирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелости

Формирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелостиФормирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелости







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Кафедра педагогики, психологии и социальной работы Формирование воспитательной системы акмеологического сопровождения развития личности ученика на разных ступенях зрелости

Слайд 2

Школа молодого классного руководителя
Задачи, функции, критерии эффективности воспитательной работы. Подходы к планированию воспитательной работы. Методика изучения классного коллектива и личности ребенка. Психолого-педагогический портрет коллектива и ученика. Изучение уровня воспитанно сти учащихся, развитие классного коллектива. Формы и методы работы. Организация коллективных дел. Педагогическое взаимодействие классного руководителя и ученического коллектива в развитии самоуправления.

Слайд 3

Взаимодействие классного руководителя и родителей учеников класса. Методы изучения семьи и организация работы с родителями. Секреты успешного проведения родителького собрания. Психолого- педагогическая компетентность классного руководителя. Воспитательная позиция классного руководителя. Искусство общения с воспитанниками. Кодекс классного руководителя. Использование инновационных компетентностно-ориентированных воспитательных технологий в воспитательной работе. Диагностика и анализ результатов воспитания. Анализ воспитательной работы. Определение проблем и их решений.

Слайд 4

Формы методической работы: Тематические педагогические советы ПДС Научно-методические семинары Работа классных руководителей над темами самообразования Творческие группы Мониторинг (проведение системно-комплексной диагностики учеников по определению уровня сформированности компетентности )

Слайд 5

Тематические педагогические советы

Слайд 6

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ЦЕЛЬ: ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СОСТОЯНИЕ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ, РАЗРАБОТАТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕШЕНИЮ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ.

Слайд 7

Роль личности классного руководителя в воспитательном процессе Расширение и углубление связей школы, семьи и общественности как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса Педагогический контроль в процессе воспитания

Слайд 8

Педагогический совет Роль социально – психологической службы в создании социально – психологических аспектов в личностном росте каждого ребенка

Слайд 9

Задачи СПС: - формирование банка данных; - организация дифференцированной работы с различными категориями учащихся (одаренные дети; дети, имеющие трудности в обучении; школьники с девиантным поведением; дети, находящиеся в социально-опасном положении и т.д.) и их семьями; - создание благоприятного психологического климата в отдельных классных коллективах и гимназии в целом; - поддержка и защита прав и здоровья учащихся; - создание условий для оптимального развития участников образовательного процесса в рамках инновационной деятельности; - предупреждение конфликтных ситуаций.

Слайд 10

Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению
Консультиро-вание
Коррекцион-ная работа
Психологиче-ское просвещение и образование

Диагностика
Развивающая работа


Профилактика



Слайд 11

Педагогический совет Пути создания социально-психологических условий для воспитания успешного и здорового ребёнка

Слайд 12

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ КАК РОДА
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
УМСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
ЗДОРОВЬЕ НАРОДА
ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

Слайд 13

Валеологическая грамотность учителя (требования к знаниям и умениям)

Слайд 14

Концепция формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни
цель
задачи
пути и условия реализации системы
объекты
субъекты
критерии
итог
мониторинг здоровья детей
формы и методы
стратегии
принципы
результат

Слайд 15

ЗНАНИЯ
Понятия здоровья и его аспектах (физическое, психическое, социальное, духовно-нравственное и др.). Понятия о работоспособности, утомлении и переутомлении. Понятия о валеологическом обеспечении педагогического процесса. Сущность валеологического воспитания и образования в школе. Понятия о валеологических технологиях. Знания приемов саморегуляции своего состояния здоровья в течение учебного дня. Знания элементов валеологической диагностики. Значение методов индивидуального подхода к больным детям на основе информации о группах здоровья учащихся. Понятия о валеологическом анализе урока. Понятия о профилактике вредных привычек подростков. Знания признаков внешнего проявления употребления наркотических средств и мер воздействия на выявленных учеников.

Слайд 16

УМЕНИЯ
Вводить валеологические знания в содержание уроков. Проектировать интегрированные с валеологией модули обучения по своему предмету. Применять валеологические технологии в системе уроков. Применять индивидуальный подход к больным детям. Определять состояние здоровья учащихся в конце урока (пульс, утомление нервной системы и др.). Контролировать своё эмоциональное состояние и нервно-психическое напряжение. Включать учащихся в активные формы и методы обучения с целью повышения их работоспособности. Строить урок с позиции психолого-валеологических требований к нему. Показывать пример здорового образа жизни, отказа от курения, алкоголя.

Слайд 17

Научно-методический семинар
Проблемы валеологического воспитания. Здоровьесберегающие технологии в современном УВП

Слайд 18

Стратегии работы школ по сохранению и укреплению здоровья учащихся: 1.Стратегия вынужденных мер. 2. Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы.

Слайд 19

Принципы здоровьесберегающей педагогики:
Принцип ненанесения вреда Принцип приоритета действенной заботы о здоровье Принцип триединого представления о здоровье Принцип непрерывности и преемственности Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий Принцип отсроченного результата Принцип контроля за результатами

Слайд 20

Здоровье-сберегающие технологии

Слайд 21

ЗОТ - качественная характеристика любой образовательной технологии, ее сертификат безопасности для здоровья, это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Слайд 22

В контексте задач здоровьесбережения все педагогические технологии делятся:
Технологии, с большой вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. К этой группе, к сожалению, приходится отнести традиционную технологию обучения, разработанную Я.А.Каменским. Сюда же должны быть отнесены технологии, для которых характерны чрезмерная интенсификация образовательного процесса, активное использование приемов авторитарной педагогики и т.д.
Технологии , в которых сохранение и укрепление здоровья заявляется в качестве приоритета, обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах), реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики (мониторинга).
Все остальные педагогические технологии, по описанию которых невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса. Поэтому для отнесения какой-то из них в первую или вторую группу необходимо провести изучение ее самой и получаемых результатов с точки зрения воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Слайд 23

Здоровьесберегающие образовательные технологии
Учебно-воспитательные технологии (УВТ), включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей
Организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способству ющую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптацион-ных состояний
Психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все время урока на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса

Слайд 24

Санитарно-гигиеническое состояние школы (соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции и т.д.)
Гигиенические условия в классе (освещение, воздушно-тепловой режим, уровень шума)
Гигиенические условия обеспечения учебного процесса
Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям
Организация питания школьников
Гигиенические требования к использованию видеоэкранных средств обучения

Слайд 25

Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся

Слайд 26

Первичная экспресс-оценка эмоционально-психологической атмосферы по таким показателям:
. • возбуждены (перевозбуждены), например, после урока физкультуры; • утомлены, выглядят уставшими; • взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены; • сосредоточены, деловиты, настроены на урок; • насторожены, напряжены, враждебны (обычно — установка на конкретного учителя); • дурашливы, расторможены, расслаблены.

Слайд 27

В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:
• быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса; • отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей; • более склонны к нарушениям дисциплины; • опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий; • вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по необходимости.

Слайд 28

Задачи учителя :
• Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании. • Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям медицины: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий. • Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.

Слайд 29

Качества учителя, оказывающие негативное влияние на учащихся

Слайд 30

Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся
1. Способность учителя к сочувствию, сопереживанию. 2. Способность к рефлексии как умение и регулярно тренируемый навык выхода за пределы своего Я. 3. Умение владеть своими эмоциями, быстро и результативно приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние, преодолевать стресс и подобные ему деструктивные проявления. 4. Умение эффективно слушать, включает качество слушания (выделение важных и спорных моментов, неясностей, фиксация в оперативной памяти опорных положений и т.д.), управление диалогом, поддержание обратной связи с партнером и др. 5. Проявления поисковой активности, лежащие в основе личностного развития и профессионального самосовершенствования. 6. Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни, даже если это не очень нравится, но не ущемляет ничьих прав и свобод, в том числе собственных. 7. Способность в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты, представлять «как слово наше отзовется» в будущей жизни ребенка, что вырастет из семечка, посаженного на обычном уроке.

Слайд 31

Несколько общепедагогических приемов и техник, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, сохраняя силы ребенка и ресурсы его здоровья
• Чем настойчивее учитель будет добывать интересную ему информацию, касающуюся темы урока, проявляя приветливое любопытство, тем яснее, понятнее и полезнее ученикам будет общение с ним. • Чем правильнее учителем выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем лучше усвоятся учениками произнесенные им слова. • Эффективный педагог на уроке больше занят совместным с учениками добыванием информации, чем выдачей советов и готовых решений. • Для «осаждения» или «охлаждения» учащихся достаточно бывает небольшой сухости, сдержанности, настороженности в обмене информацией.

Слайд 32

Для микрокоррекции поведения или состояния ученика бывает достаточно таких элементарных приемов, как выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шепот и др., которые должны быть в арсенале каждого учителя. • Вовремя произнесенная шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо. • Полезно использовать закономерность парадоксальной зависимости интереса от темпа и ритма: достижение близких целей преимущественно связано с темпом, далеких — с ритмом.

Слайд 33

Чем больше учителя заняты скоростью прохождения программы, тем скучнее становится ученикам на уроках, тем чаще многие из них начинают изнывать от безделья. Поэтому будет ошибкой при попытке спасти урок от затянутости наращивать всего лишь скорость, темп. В.Э. Мейерхольд, отмечая конфликтность ритма по отношению к темпу, пояснял, что «ритм — это умение соскочить с темпа и вскочить обратно. •В школе ничто не является абсолютным источником зла, так же как и абсолютным источником пользы. Все зависит от ситуации и профессионализма учителя.

Слайд 34

Стратегические условия обеспечения здоровьесберегающего характера психолого-педагогических воздействий учителя на уроке
обеспечение индивидуализации психолого-педагогических воздействий, особенно в отношении учеников группы риска нарушений психологического здоровья, выстраивание индивидуальных психолого-педагогических траекторий взаимодействия с такими учащимися, под контролем мониторинга достигаемых результатов
обеспечение щадящего отношения к психологическим ресурсам школьников, истощение которых самими учениками не всегда фиксируется и сопровождается появлением дезадаптивных состояний на уроках, проявлениями нарушений дисциплины, снижением успеваемости
максимальное использование коммуникативных технологий для создания в классе и во взаимоотношениях с отдельными учащимися эмоционально комфортных условий
построение учебного процесса на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности учащихся, предоставления им оптимальных возможностей проявления инициативы, выбора при осознаваемой ответственности за принимаемые решения и их возможные последствия
целенаправленное развитие, поддержка и позитивное эмоциональное подкрепление интереса учащихся к самому процессу обучения, познанию мира и самих себя

Слайд 35

Научно-методический семинар
Сохранение здоровья детей в условиях учебно-воспитательноо процесса – одно из условий формирования здоровой нации. Психолого-педагогические требования к сохранению здоровья учащихся

Слайд 36

Показатели здорового образа жизни
-отсутствие вредных привычек; -двигательная активность; -рациональное питание; -стрессоустойчивость; -стремление к духовно-нравственному совершенствованию и к реализации творческого потенциала; -контроль за средой жизнедеятельности; -оздоровительные процедуры; -медицинский контроль; -соблюдение правил личной и общественной гигиены; -контроль межличностных отношений; -овладение приемами психической саморегуляции.

Слайд 37

Мониторинг здоровья гимназистов
4 класс диагностика «Шаг к здоровью» 7 класс диагностика «Шаг к здоровью» 9 класс диагностика «Шаг к здоровью», индивидуальный тест здоровья 11 класс диагностика «Шаг к здоровью», «Показатели здорового образа жизни»

Слайд 38

Компетентное отношение к своему здоровью
Реализация программы «Высший класс за здоровый образ жизни
Врач-психотерапевт
Городская поликлиника № 20
Районный Союз чернобыльцев
Районная психологическая служба
Центр социальной службы семьи, детей и молодёжи
Управление охраны здоровья
Районный нарколог
ГАИ
СГПЧ-4
Областной центр социально-психололгической помощи
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 39

ПДС Технологии жизнетворчества – основа обновления воспитательного процесса

Слайд 40

Жизненная компетент ность

Слайд 41

Что будет развивать школа жизнетворчества

Слайд 42

Необходимые социально-педагогические условия
1. Создание соответствующего ценностно-нормативного пространства школы. 2. Способность и готовность школы управлять процессом получения учеником жизненного опыта, необходимого для развития жизненной компетентности, осуществление жизнетворчества , достижение жизненного успеха. 3. Разнообразие видов и форм продуктивной деятельности учеников; их активность и самостоятельность в их выборе.

Слайд 43

Элементы воспитательного пространства школы жизнетворчества
Элементы ВП
Жизнетворческое пространство ученика как интегральное отображение результатов его движения в воспитательном пространстве
Пространство самообразо- вания и самообучения (эвристические задачи, ученические научные студии, индивидуальные проекты, ученические конференции, клубы и т.п.)
Игровое пространство (деловые, сюжетно-ролевые, моделирующие, исторические и спортивные игры)
Пространство социального действия ученика (социальная практика, социальные проекты, участие в социальной работе в школе)
Трудовое пространство (мастерские, технические кружки, производственная база)
Творческое пространство (пространство искусства (спектакли, художественные мастерские), пространство творческих работ по разным учебным предметам, массовым праздникам)

Слайд 44

Индивидуальный план участия ученика в ВП школы
1. Перечень жизненных компетенций, которые ученик стремится развить путем участия в ВП школы. 2. Конкретные цели и задачи участия. 3. Направления участия (конкретные проекты, события, дела). 4. Мера участия (ориентировочные затраты времени на неделю). 5. Принципы и правила участия. Ответственность за собственное участие. 6. Критерии оценки результатов собственного участия. 7. Ожидаемые результаты.

Слайд 45

Показатели результатов ШЖ
Достижения в получении профессионального образования
Конкурентоспособность на рынке работы
Профессиональные достижения (карьера)
Участие в жизни школы
Здоровый образ жизни
Семья, развитие жизненной компетентности собственных детей жизнедеятельности.
Необходимый уровень сформированности жизненной компетентности, жизнетворческих компетенций
Участие в общественно- политической жизни

Слайд 46

Комплекс мероприятий, которые разрешают сконструировать оптимальный вариант системы воспитательной работы

Слайд 47

Учет результатов изучения личности учеников при организации воспитательной деятельности
Выбор оптимального содержания воспитания
Организация диалогического общения, которое базируется на принципах доверия
Комплексное использование индивидуальных и групповых форм и методов
Комплексное проектирование задач воспитания, психического развития учеников, их конкретизация
Организация самовоспитания учеников, развитие их самодеятельности и самоуправления
Координация влияний на личность
Информационно-методическое обеспечение ВП, внедрение демократических форм управления воспитанием

Слайд 48

Апробация рейтингового контроля в ВП

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Задачи кафедры: 1.Проведение системно-комплексной диагностики по определению уровня сформированности компетентности. 2.Апробация рейтингового контроля в ВП. 3.Формирование акмеологической воспитательной среды. 4.Оказание помощи социальной службы классным руководителям по вопросам формирования здорового образа жизни. 5.Внедрение в практическую деятельность наиболее эффективных форм и методов работы. 6.Реализация проекта «Концепция формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни как одно из условий воспитания здоровой личности».