Презентация - Методика проведения сюжетно-ролевых игр

Методика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игрМетодика проведения сюжетно-ролевых игр







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Методика проведения сюжетно-ролевых игр

Слайд 2

ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов; ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых; ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного период развития общества; ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует); ИГРА - специфический фактор всего, что окружает людей в мире.

Слайд 3

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – КОРОЛЕВА ИГР
развивает потенциальные возможности детей; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

Слайд 4

Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ
Классический дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. Как отмечали Л.С.Выготский, Е. Кравцова, В.Т.Кудрявцев и др., наличие «мнимой» ситуации - основной критерий игры. В сюжетных играх развивается воображение, способность ориентироваться в смыслах человеческой деятельности, способность понимать другого, происходит социализация детей

Слайд 5

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ в игровой деятельности
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ: ИЗ-ЗА ИГРУШЕК
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: ЧАЩЕ ИЗ-ЗА РОЛЕЙ
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ: ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»

Слайд 6

Особенности сюжетно-ролевых игр
Воображаемая ситуация и каждый играющий ее придерживается. Самостоятельность детей в игре в выборе партнеров, темы, линии ее развития, разыгрывании роли, установлении правил. Творческий характер игры: наличие замысла, перевоплощение в роль, подбор средств изображения образа.

Слайд 7

Игра – это вид деятельности, следовательно ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерность действий, результатов.
компоненты игры
Цель
По мере развития ребенка меняется характер целей: от подражательных к обдуманным, мотивированным целям
Средства реализации
Для реализации своих целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими
Планомерные действия
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, планировать свою игровую деятельность

Слайд 8

Структура сюжетно-ролевой игры
Сюжет игры Сюжет – та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Условное деление сюжетов (Д.Б. Эльконин): -бытовые; -производственные; -общественные.
сюжет (главный компонент)- содержание – роль – игровые действия.
Содержание игры В содержании игр выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослого: -внешняя сторона («человек-предмет») – преобладают предметно-игровые действия; - взаимоотношения людей («человек-человек») – преобладают ролевые действия, появляются ролевые диалоги, замещение предметов.
Динамика содержания игр Младший дошкольный возраст: содержание игры обрывочное, нелогичное (А.П. Усова). Частые повторы одинаковых действий. Доминирует интерес к действиям, теряют цель игры. Средний дошкольный возраст: целостность сюжета, живо откликаются на новые впечатления. «Усекают» и обобщают ситуации, используют символические действия. Старший дошкольный возраст: предварительно обдумывают содержание, активно используют речевые комментарии (словесные замещения действий). Этим сокращается логика содержания.
Роль -средство реализации сюжета; -игровая позиция для ребенка, которая реализуется в ролевом поведении; -образец того, как надо действовать.
Игровые действия -одно из основных средств реализации сюжета.

Слайд 9

УРОВНИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1, 5 – 3 года. Условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со сверстниками
3 – 5 лет. Умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступает в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником.
5 – 7 лет. Умение развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2- 3 партнёров – сверстников. Реализовывать события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Слайд 10

УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ детей в совместных играх
Первый уровень - ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ (младший возраст)
Второй уровень - ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ОРГАНИЗУЮЩЕГО ИГРОВОГО ВЗВАИМОДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛА РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ (средний возраст)
Третий уровень - ПРЕДМЕТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СОГЛАСОВАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА ИГРЫ (старший возраст)

Слайд 11

Руководство сюжетно-ролевой игрой
На каждом возрастном этапе в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации: Формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где воспитатель является «играющим партнером». Формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

Слайд 12

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ
воспитатель играет вместе с детьми; развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение; ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра

Слайд 13

Условия для развития сюжетных игр
Игра не появляется сама собой. Транслирует общество. Необходимо накопление социального опыта. Создание предметно-игровой среды в группе, которая должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети. Педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.

Слайд 14

Условия активизации самостоятельной игры
Ранний и младший дошкольный возраст – внешняя предметно-игровая среда, организация воспитателем предметно-игровой ситуации; Средний дошкольный возраст – проведение воспитателем подготовительного периода: помощь в выборе темы и распределении ролей; Старший дошкольный возраст – подготовительный период может проводиться в форме придумывания разнообразных событий.

Слайд 15

Приемы развития творческой активности детей в игре
Начало игры: а) по инициативе воспитателя: •внесение новых атрибутов •рассказ воспитателя. • совместная игра б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя) Воспитатель не регламентирует игру детей: • вовлечение (подключение) в игру по желанию • свобода выхода из игры

Слайд 16

Предоставление детям возможности выбора: •вида игры • сюжета • роли. • партнера • игрушек, атрибутов и пр. Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования Способствование эмоционально насыщенной атмосферы в игре: •эмоциональное включение в игру • внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т д.
Приемы развития творческой активности детей в игре

Слайд 17

Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре
Организация совместных игр детей: а)воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры б) объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру Видение возникающих конфликтов, тактичное их улаживание Включение в игру детей застенчивых и «изолированных» Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных) Способствование полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные)

Слайд 18

Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Можно играть в дочки-матери или в путешествие на Северный полюс, в цирк или в приключения, в звёздные войны или в строительство железной дороги. В принципе - играть можно во что угодно, в любую человеческую деятельность, в любое реальное или вымышленное событие человеческой жизни или истории.
Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения  - ролевого, делового и дружеского.