Презентация - Адаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефекта

Адаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефектаАдаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефекта







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Адаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефекта
Автор : Светлана Анатольевна Бизяева; учитель физической культуры ОАУ С(К)О школы-интерната III-IV вида Липецк 2013

Слайд 2

Понятие АФК
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
«Нет необучаемых детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть».

Слайд 3

Цель и задачи адаптивной физической культуры
Цель: всестороннее, гармоническое развитие, подготовка детей со сложной структурой дефекта к самостоятельной жизни, включению в трудовую деятельность. Задачи: Содействие нормальному развитию организма; укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Обучение технике основных движений, формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков, воспитание сознательного отношения к использованию их в течение жизни. Совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, приучение детей к рациональному использованию физических усилий в конкретных условиях деятельности. Воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, обучение элементарным знаниям и умениям для самостоятельного применения в личной жизни, приобщение к доступной спортивной деятельности. Воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности, организованности, ответственности, воспитание любознательности, собственной активности, инициативы и творчества, формирование эстетических потребностей и вкусов.

Слайд 4

Характеристика здоровья, двигательных нарушений и физического развития детей со сложной структурой дефекта
Нарушения физического развития: отставание в длине и массе тела; ожирение различной степени; нарушение осанки; деформацию стопы; нарушения в развитии грудной клетки; низкие показатели жизненной емкости легких; деформацию черепа; лицевого скелета; дисплазию (отклонения органов от нормальной формы и размера); Недостатки в развитии основных движений: неточность движений в пространстве и времени; неумение выполнять различные ритмические движения; грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий; низкий уровень равновесия; ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метаниях; отсутствие легкости и плавности в движениях; излишнюю напряженность и скованность движений; Нарушения в развитии основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей (15 – 30%), быстроты движений (10 – 15 %), выносливости (20 – 40 %), скоростно-силовых качеств (15 – 30 %), подвижности в суставах (10 – 20 %).

Слайд 5

Снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Типичные нарушения движений тесно связаны с особенностями их психического и интеллектуального развития. Такие недостатки ярче всего проявляются в тех двигательных действиях, которые требуют значительного нервного напряжения и умственной работы. Нарушения развития моторики обнаруживаются, прежде всего, при выполнении дифференцированных и точных движений. Сложная структура дефекта отрицательно сказывается на развитии быстроты движения. Выраженное отставание отмечается в беге, прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью.

Слайд 6

Педагогические Особенности Физического Воспитания Детей Со Сложной Структурой Дефекта
Физическое воспитание детей со сложной структурой дефекта направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Достигается это путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной активности, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряженности и расслабления мышц, что является основной частью адаптивной физической культуры.

Слайд 7

Педагогические принципы адаптивной физической культуры для детей со сложной структурой дефекта
Принцип диагностирования - необходимость учета основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний, особенностей психических и личностных качеств, нарушенных и сохраненных функций двигательного аппарата, уровня физического развития и физической подготовленности ребенка. Принцип дифференциации и индивидуализации – с одной стороны, объединение детей в однородные группы ( по возрасту, сохранности интеллекта, состоянию соматического здоровья), с другой – индивидуальную работу с каждым ребенком с учетом его реальных физических и психических возможностей, пола, возраста, способности к обучению, двигательного опыта и т.п. Цель индивидуализации – создание условий максимального роста личности ребенка. Принцип коррекционно-развивающий – педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление, сглаживание и ослабление недостатков, обусловленных патологическими нарушениями, но и на коррекцию и активное развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей, волевых и нравственных качеств средствами АФК.

Слайд 8

Принцип учета возрастных особенностей – необходимо правильно определить и оценить индивидуальный сенситивный период каждого ребенка. Принцип адекватности педагогических возможностей – постановка коррекционных задач, выбор средств, методов, методических приемов АФК должны соответствовать функциональному состоянию ребенка и учитывать все его особенности. Принцип оптимальности педагогических воздействий – разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. Принцип вариативности педагогических воздействий – многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения (зрительные, тактильные, слуховые), речь (подвижные игры с речитативами), мелкую моторику («пальчиковые» игры, гимнастика), интеллект (игры со счетом, выстраиванием слов и т.п.). Принцип приоритетной роли микросоциума – влияние семьи, учителя, воспитателя, педагога, сверстников на воспитание личности ребенка.

Слайд 9

Примерная схема учета внешних признаков утомления ребенка при проведении занятий физической культурой (по Страховской В.Л., 1994)
Признаки Степень утомления Степень утомления
I (допустимая) II (требующая снижения нагрузки)
Нервная система (поведенческие реакции) Лицо спокойное; несколько возбужден; снижено внимание Выражение лица напряженное; ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими учениками), значительно отвлекается или же вялый (пассивный)
Движения Бодрые; четкое выполнение заданий Неуверенные; нечеткое выполнение заданий, добавочные движения
Окраска кожи и видимых слизистых оболочек Небольшое покраснение кожи Значительное покраснение или побледнение кожи; побледнение, небольшая синюшность слизистых оболочек
Потливость Небольшая Выраженная, преимущественно лица
Дыхание Без изменений или слегка учащенное (на 5-8 в/мин) Учащенное (на 10-15 в/мин)
Пульс Несколько учащенный (на 15-20% от возрастной нормы), ритмичный Учащенный (на 30-50 % от возрастной нормы), аритмичный
Самочувствие Отсутствие жалоб Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, нежелание продолжать занятие

Слайд 10

Обучение и воспитание двигательных качеств базируется на системе методических принципов:
Принцип доступности требует соблюдения следующих правил: а) знать возрастные особенности занимающихся детей; б) изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся детей; в)соблюдать правило: «от простого к сложному, от известного к неизвестному». Принцип наглядности обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений при технике отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Правила: а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности; б) организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств; в) применяя средства наглядности, учитывать зрительные возможности детей, их предыдущий двигательный опыт и знание занимающихся физическими упражнениями; г) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у детей. Принцип систематичности. При систематических занятиях дети со сложной структурой дефекта достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную, функциональную подготовку.

Слайд 11

Оздоровительно-коррекционные занятия АФК должны содействовать:
Укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок. Правильному физическому развитию и закаливанию организма. Развитию физических качеств. Повышению физической и умственной работоспособности. Освоению основных двигательных умений и навыков. Ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных заболеванием, постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок. Формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Формированию правильной осанки.

Слайд 12

Виды АФК и формы занятий школьников со сложной структурой дефекта
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Адаптивное физическое воспитание Адаптивная физическая рекреация Адаптивный спорт Физическая реабилитация
Уроки
Внеурочные занятия
Внешкольные занятия
Школьные и внешкольные занятия
физической культуры; ритмики (в младших классах); фитнес-аэробики (в старших классах); физкультминутки (на общеобразовате-льных уроках)
в режиме дня
внеклас- сные занятия
-оздорови-тельные занятия в группе ОФП; -физкультур-ные праздники; «Дни здоровья»; «Веселые старты»
-утренняя гимнастика; -органи-зованные игры на переменах; -спортив-ный час (после уроков)
занятия в спортивной секции
-тренировоч-ные занятия; -занятия и игры в семье; -занятия в реабилитационных центрах; -соревнования в секциях, клубах, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта
-уроки ЛФК (коррекционные) в школе; -занятия ЛФК в лечебных учреждениях

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ