Презентация - Имя существительное

Имя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительноеИмя существительное







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Имя существительное
обозначает
предмет
отвечает на вопросы
(кто?) (что?) ученик школа
изменяется по: 1)родам – м.р., ж.р., ср.р. 2)числам – ед.ч., мн.ч. 3)падежам – И.п., Р.п., .Д.п., В.п., Т.п., П.п.

Слайд 2

К собственным именам относятся не только имена людей, названия городов, гор, рек, частей света, планет, но и названия книг, стихотворений, рассказов, газет, журналов, названия фирм, кафе, магазинов. Эти названия пишутся с большой буквы т берутся в кавычки: стихотворение С.Есенина «Береза», рассказ А.П.Чехова «Каштанка», картина В.М.Васнецова «Алёнушка», тележурнал «Ералаш».

Слайд 3

Уменьшительно-ласка- тельное имя сына (дочери) Полное имя сына (дочери) Имя отца Имя и отчество сына (дочери)
Саша Сергей
Миша Дмитрий
Надя Алексей
Таня Владимир
Маша Иван

Слайд 4

Перепишите, поставьте кавычки, где они нужны. Рассказ В.Астафьева Васюткино озеро; басня Крылова Квартет; река Волга; рассказ Чехова Лошадиная фамилия; кинофильм Снежная королева; планета Марс; улица Чехова; река Енисей; сказка Бременские музыканты; город Новосибирск; кинофильм Кавказская пленница; озеро Байкал; рассказ Кавказский пленник.

Слайд 5

У каких существительных винительный падеж совпадает с именительным падежом, а у каких – с родительным?
Существительные Существительные Существительные Существительные
неодушевленные неодушевленные одушевленные одушевленные
Им.падеж (что?) Вин. падеж (что?) Род. падеж (кого?) Вин. падеж (кого?)
(Новый) мяч (Поймать) мяч (Нет)зайца (Поймать) зайца
Составьте грамматическое правило. Приведите свои примеры. У существительных одушевленных мужского рода винительный падеж совпадает с… . У существительных неодушевленных мужского рода винительный падеж совпадает с… .

Слайд 6

Какое слово «лишнее» в каждой колонке? Почему? Объясните его правописание. 1) «Волга» 2) Жигули 3) «Аленушка» Волга «Жигули» «Морозко» Ока «Ока» Аленушка

Слайд 7

Имена существительные, которые называют домашних животных, крупных зверей и птиц, тоже могут быть мужского и женского рода. Родовые различия этих существительных обозначаются: разными словами, например: баран – овца, петух – курица, бык – корова; с помощью суффиксов, например: волк – волчица, медведь – медведица, голубь – голубка, заяц – зайчиха. Только мужского рода имена существительные ёж, соловей. Только женского рода имена существительные собака, белка, змея, ласточка, обезьяна, мышь, черепаха.

Слайд 8

Род имен существительных
мужской
женский
средний
Существительные по родам не изменяются. Слово страна всегда женского рода, слово лес – всегда мужского, слово письмо – всегда среднего рода.

Слайд 9

Род существительных можно узнать по значению (если это имена или названия людей). а.) Все существительные, которые обозначают имена и названия лиц мужского пола, - мужского рода: Толя, Ваня, Саша, учитель, ученик, отец, брат, папа, дедушка. б.) Существительные, которые обозначают имена и названия лиц женского пола, - женского рода: Катя, Вера, Даша, ученица, учительница, сестра, бабушка.

Слайд 10

Прочитайте предложения из рассказа «Кавказский пленник». Кто его автор? Кого обозначают выделенные имена существительные? Какого они рода? Почему? 1) Выехал Жилин вперед. 2) Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати. 3) Пришел старик к хозяину. 4) Пришла татарка в саклю с водой, вышел татарин. 5) Посадил работник Жилина на место. 6) Хозяйская дочь Дина увидала куклу.

Слайд 11

Повторим изученное на прошлом уроке
Имена существительные, которые называют домашних животных, крупных зверей и птиц, тоже могут быть мужского и женского рода. Родовые различия этих существительных обозначаются: разными словами, например: баран – овца, петух – курица, бык – корова; с помощью суффиксов, например: волк – волчица, медведь – медведица, голубь – голубка, заяц – зайчиха. Только мужского рода имена существительные ёж, соловей. Только женского рода имена существительные собака, белка, змея, ласточка, обезьяна, мышь, черепаха.

Слайд 12

а.) Запишите с прилагательными существительные, которые обозначают живое существо женского пола. Образец: маленький баран – маленькая овца. Белый гусь, черная курица, бодливая корова, храбрый заяц. Названия детенышей всех животных и птиц бывают только мужского рода. б.) Напишите, у кого какой детеныш. Выделите суффиксы. У кошки – котенок, у утки - …, у коровы - …, у лошади - …, у свиньи - …, у собаки - …, у курицы - … .

Слайд 13

ВСПОМНИТЕ Что такое нулевое окончание? Сравните слова: стол – стола, мороз – мороза, тетрадь – тетради. Найдите слова с нулевым окончанием.
Род существительных (не имена и названия людей) определяется по окончанию именительного падежа. Существительные мужского рода – слова с нулевым окончанием с основой на твердый согласный: дом, лес; с основой на мягкий согласный: конь, день; с основой на й: музей, край, бой. Существительные женского рода – слова с окончанием –а или –я: страна, земля; слова с окончанием на мягкий согласный: радость. Существительные среднего рода – слова с окончанием –о или –е: письмо, море.

Слайд 14

Вставьте нужные глаголы: начался, началась, началось, начались, кончился, кончилась, кончилось, кончились. Поставьте в них ударение. В марте … холодная зима и … весна. В мае … весна, и … лето. В августе … веселые летние каникулы, а в сентябре … новый учебный год.

Слайд 15

Вставьте нужные существительные. Определите их род. 1) Артем никогда не лжет. Мы уважаем его за … . 2) Андрей всегда выполняет обещание, и мы ценим его за … слову. 3) Наш учитель строг, но справедлив. Ребята любят его за … . 4) Поезд пришел без … .

Слайд 16

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА Род прилагательного и глагола в форме прошедшего времени, которые употребляются с этими существительными, зависит от того, какого пола лицо, обозначенное существительным общего рода. Существительные общего рода обозначают качества людей (грязнуля, тихоня, неряха, кривляка, торопыга, соня, молодчина), обычно употребляются в разговорной речи, часто выражают неодобрительную оценку.
Катя большая
Слава большой
умница.
Павка был
Зина не была
задирой.

Слайд 17

Как вы скажете? Почему? Ответы запишите. 1) Мой брат – так… неряха. 2) Я больш… плакса. 3) Рита, как… ты умница, что пришла вовремя. 4) Смотри, наш… соня уже уснул. 5) С так… грязнулей я гулять не пойду. 6) Моя сестра так… чистюля.

Слайд 18

ТЕСТ «Род имен существительных» 1.Укажите имя существительное женского рода: 1) картофель 2) тюль 3) вермишель 4) ковыль 2. Укажите имя существительное мужского рода: 1) артель 2) щелочь 3) залежь 4) аэрозоль 3. Укажите имя существительное женского рода: 1) рояль 2) шинель 3) табель 4) апрель

Слайд 19

4. Укажите имя существительное женского рода: 1) полынь 2) шампунь 3) лебедь 4) отель 5. Укажите имя существительное мужского рода: 1) мозоль 2) прорубь 3) бандероль 4) недоросль 6. Укажите имя существительное мужского рода: 1) водоросль 2) туннель 3) бутыль 4) ваниль

Слайд 20

7. Укажите имя существительное мужского рода: 1) ретушь 2) вуаль 3) нашатырь 4) кадриль 8. Укажите имя существительное мужского рода (на конце не пишется мягкий знак): 1) бреш... 2) овощ... 3) гуаш... 4) роскош... 9. Укажите имя существительное мужского рода: 1) фасоль 2) диагональ 3) толь 4) дуэль

Слайд 21

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО ОДНОГО ЧИСЛА В русском языке есть существительные, имеющие только форму единственного числа. Они называют предметы, которые нельзя сосчитать, например: молоко, молодежь, смелость. Из данных слов выберите существительные, которые употребляются только в единственном числе. Запишите их. Зеркало, смелость, медведь, радость, шкаф, нефть, велосипед, ураган, доброта, тетрадь, шоколад, молоко, успеваемость.

Слайд 22

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Какое слово в каждой строке «лишнее»? Докажите. 1)Молоко, сметана, сливки, кефир. 2)Каникулы, сутки, будни, дни. 3)Прятки, шахматы, игры, жмурки. 4)Джинсы, шорты, брюки, рубашки. Вчера мы купили джинсы и кроссовки. Сколько предметов мы купили?

Слайд 23

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
I скл. существ. мужского и женского рода на -а, -я
II скл. существ. муж. рода с нулевым оконча- нием и сред. рода на -о, -е
III скл. существ. женского рода с «ь»

Слайд 24

Просклонять существительные.
I II III
И книга окно область
Р
Д
В
Т
П

Слайд 25

Проверим окончания.
I II III
И книга окно область
Р книги окна области
Д книге окну области
В книгу окно область
Т книгой окном областью
П о книге об окне области
Выделим окончания е-и.

Слайд 26

I II III
Р
Д
П
Запишите только окончания е-и.

Слайд 27

I II III
Р и - и
Д е - и
П е е и

Слайд 28

на -ия на -ие на -ий
И армия собрание гербарий
Р армии собрания гербария
Д армии собранию гербарию
В армию собрание гербарий
Т армией собранием гербарием
П армии собрании гербарии

Слайд 29

Дополним таблицу.
I II III на -ия на -ие на -ий
Р и - и и - -
Д е - и и - -
П е е и и и и

Слайд 30

Вставить падежные окончания существительных. Оставаться при своем мнени(..), на остри(..) ножа, повторение – мать учени(..), держать на почтительном расстояни(..), все пустяки по сравнен(..) с вечностью, быть в радужном настроени(..), нет и тени сомнени(..), по щучьему велени(..), по моему хотени(..), иметь немного терпени(…), в щекотливом положени(..), наперекор стихи(..), по истечени(..) срока.

Слайд 31

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ Определите род существительных, помещенных в скобки, поставьте их во множественном числе. С дерева на дерево перелетают шустрые (белочка). Возятся под снегом лесные (мышь), бегают по деревьям, гоняясь за белками, злые (куница). Где-то в дремучем лесу спят в своих берлогах почти непробудным сном (медведь). Бродят рогатые (лось). Бегают по полям (заяц), оставляют на снегу путаные (след).

Слайд 32

Все существительные в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа имеют одинаковые окончания.
Падеж Окончания Примеры
Дательный -ам, -ям Дорога ведет к землям, садам, полям, степям.
Творительный -ами, -ями Любоваться землями, садами, полями, степями.
Предложный -ах, -ях Рассказывать о землях, садах, полях, степях.

Слайд 33

Употребите существительные в дательном падеже единственного или множественного числа. Окончания выделите. Приятно в ясный морозный день ходить на лыжах (где? почему?) по (гора) и (равнина), по (холм) и (долина), по (лес) и (поле). Особенно хорошо бегать на коньках (где? почему?) по (озеро) и (река), когда лед, как зеркало! Летом приятно побродить (где? почему?) по (дорога) и (тропинка), покататься на лодке (где? почему?) по (река) или (озеро).

Слайд 34

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРЕДЛОГАМИ Существительные в дательном падеже употребляются с предлогами к и по, например: подбежать (к чему?) к лесу, готовиться (к чему?) к поездке, подойти (к кому?) к товарищу; бежать (по чему?) по дороге, ходить (по чему?) по полю, идти (по чему?) по тропинке.

Слайд 35

Существительные в дательном падеже с предлогом по могут определять назначение предмета, например:
тетрадь отметка задание упражнение задача
математике русскому языку истории литературе физике
ПО

Слайд 36

Употребите предлог в или на. (В, на) высоком старом лесу пять этажей. Пятый этаж – это верхушка самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвертый – кроны деревьев пониже: клена, осины, березы, рябины. Третий – кусты и совсем молодые деревья. А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи. (В, на) лесном доме есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Разные птицы и звери селятся каждый (в, на) своем этаже, (в, на) своей квартире. Под землей (в, на) самом низу живут мыши, кроты. (В, на) первом этаже живут еж, заяц, кабан и много-много других животных. Большинство певчих птиц вьют гнезда (в, на) кустарниках и низких деревьях. Жилье дятла, сороки – чуть выше. Выше всех, (в, на) пятом этаже, строят свои гнезда ястреб и орлы.

Слайд 37

Некоторые существительные имеют в предложном падеже со значением места окончания -У (-Ю), а не –Е, например: в саду, в лесу, в углу, в шкафу, в пруду, в ряду, в снегу, но: в поле, в огороде; на полу, на берегу, на лугу, на плоту, на мосту, на краю, на шкафу, но: на воде, на столе.

Слайд 38

Вставить падежные окончания существительных. 1) Раз царица на луг…, на зеленом берег… ручейка была одна, горько плакала она. (В.Жуковский) 2) В сад… вокруг берез, гудя, летали жуки. (М.Горький) 3) Росистым утром смолою пахнет в густом лес… . (И.Соколов-Микитов) 4) На двор… Кирила Петровича воспитывал обыкновенно несколько медведей. (А.Пушкин) 5) Загорелась зорька красная в небе темно-голубом. (С.Есенин)

Слайд 39

Из слов каждой колонки составьте словосочетания, употребляя нужное слово в родительном падеже. Словосочетания запишите.
1)заглавие имя кличка название
2)город собака мальчик книга

Слайд 40

Имена существительные в родительном падеже могут обозначать количество, например: два стола, пять столов, три парты, шесть парт, двадцать два рубля, много рублей, девяносто четыре года, мало лет.

Слайд 41

Поговорите с товарищем, употребляя глаголы идти, бежать, спешить, ехать, приехать. ОБРАЗЕЦ: - Вы куда идете? - В школу. А вы откуда? - Мы из школы. Стадион - каток, театр – концерт, библиотека – соревнования, урок математики - урок физкультуры. 2)Сибирь, Беларусь, юг, Дальний Восток, Урал, Украина, Кавказ.

Слайд 42

Снегири сидят на ветке. Образец морфологического разбора имени существительного I Сидят (на чём?) на ветке – существительное, т.к. обозначает предмет. Н.ф. – ветка II М.п. П.п.: нарицат., неодуш., ж.р., I скл. Н.п.: в ед.ч., в П.п. III Сидят на ветке