Презентация - Русские народные сказки - Виды сказок

Русские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказокРусские народные сказки - Виды сказок







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок русской словесности в 5 классе
Русские народные сказки. Виды сказок.
Подготовили: учителя русского языка Сарсенова А.М.

Слайд 2

Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве. Задачи: познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами; развить и укрепить стремление к чтению фольклорных произведений; привить любовь к чтению; систематизировать знания учащихся.

Слайд 3

Русские сказительницы
Орина Федосова
Мария Кривополенова
До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.

Слайд 4

Возникли сказки в глубокой древности.

Слайд 5

Определение жанра сказки
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Словарь русской литературы.

Слайд 6

Отличительные черты сказки
Сказочные события Сказочные герои Сказочные существа Необычность обстановки Особая манера повествования Вариативность текста Автор коллективен

Слайд 7

Какие сказки прочитали?
Название сказки Главный герой сказки

Слайд 8

Виды русских народных сказок
Волшебные сказки
Сказки о животных
Бытовые сказки

Слайд 9

Волшебные сказки
Общие особенности Герои Примеры названий

Слайд 10

Общие особенности Волшебных сказок
Наличие чуда Столкновение с волшебной силой Волшебные персонажи Волшебные предметы Описание

Слайд 11

Герои волшебных сказок
Деление на положительных и отрицательных Борьба с волшебной силой Вымышленные персонажи Обычные люди

Слайд 12

Что можно прочитать
«Никита Кожемяка» «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Иван Царевич и Серый волк» «По щучьему веленью»

Слайд 13

Слайд 14

Сказки о животных
Общие особенности Герои Примеры названий

Слайд 15

Общие особенности сказок о животных
Иносказательность Ясность оценки героев Антропоморфизм Быстродействие Диалог Облегчённая композиция

Слайд 16

Герои сказок о животных
Традиционные типы
Лиса – хитрая Волк – глупый Заяц - трусливый

Слайд 17

Что можно прочитать
«Заюшкина избушка» «Теремок» «Волк и лиса» «Волк и семеро козлят» «Кот, петух и лиса»

Слайд 18

Слайд 19

Социально-бытовые сказки
Общие особенности Герои Примеры названий
Разновидности

Слайд 20

Общие особенности
бытовых сказок
Отсутствие фантастики Реальные конфликты Сказочное разрешение Смысловой акцент-развязка Жестокий юмор

Слайд 21

Разновидности бытовых сказок
Сказка-анекдот Докучные сказки Сказка-загадка Сказки-насмешки

Слайд 22

Герои бытовых сказок
Герой хитёр Герой удачлив Дурак в глазах других Герой благороден

Слайд 23

Что можно прочитать
«Иванушка-дурачок» «Солдатская сказка» «Каша из топора» «Репка» «Как мужик гуся делил»

Слайд 24

Каша из топора

Слайд 25

Изобразитель-выразительные средства
Русских народных сказок
Антитеза
Сказочные формулы
Гипербола
Постоянные эпитеты

Слайд 26

Антитеза
Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
Василиса – мачеха Иванушка – царь Крестьянин – барин Лиса - заяц

Слайд 27

Сказочные формулы
Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.
Концовка – завершает повествование.

Слайд 28

Постоянные эпитеты
Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
«Сине море» «Добрый молодец» «Красна девица» «Ясный сокол»

Слайд 29

Гипербола
Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
«Рос не по дням, а по часам.» «И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»

Слайд 30

Композиция сказки

Слайд 31

Сказочные композиционные элементы
присказки
зачины
концовки
Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.
Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Слайд 32

Присказки
Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Слайд 33

Зачины
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Слайд 34

Концовки
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Слайд 35

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. (Русская народная сказка«Царевна-лягушка».) В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына.Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились,целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали. (Русская народная сказка«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».) Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. (В.А.Жуковский «Спящая царевна».) Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна села ждать его одна. (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и работнике его Балде».)
Назовите сказку (Учитель читает зачин сказки. Ребята должны назвать сказку и автора.)

Слайд 36

Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. (Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский) Княгиня – диво: Под косой луна блестит, А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает, будто пава. (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин)
Кто это? (Учитель читает описание героя. Ребята должны назвать героя и название сказки.)

Слайд 37

Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. (33 богатыря, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин) На крыльце стоит его… В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».А.С.Пушкин) Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. (Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский)

Слайд 38

Перед ним изба со светелкой, С кирпичною беленою трубою, С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной старухи А.С.Пушкин.»Сказка о рыбаке и рыбке») В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи богатырей. –А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне …») Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. (Остров Буян, княжество Гвидона.А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)
Кто в тереме живет? (Учитель зачитывает описание дома сказочных героев. Ребята должны догадаться, кто и в какой сказке живет в этом доме.)

Слайд 39

Тест
.
1. Сказка (жанровое определение) а) сказание о богатырях. б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости. в) небольшая история фантастического характера.
2. Виды народных сказок: а) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе. б) волшебные, реалистические, сентиментальные в) волшебные, бытовые, о животных
3.Композиция народной сказки: а) зачин, основная часть, концовка. б) зачин, основные события, присказка, концовка. в) зачин, присказка, концовка
4.Особенности сказок о животных: а) волшебные силы, помогающие героям. б) главные герои похожи на людей ( разговаривают, одеты, как люди) в) герои ведут себя естественно как в природе.
5. Укажите постоянный эпитет: а) красна девица; б) зеленая трава; в) серое небо.

Слайд 40


В и к т о р и н а.
1.Почему сказка называется «народная»? (Сказку придумал народ). 2.К какому виду сказок относится сказка «Царевна лягушка»? (К волшебным сказкам). 3. Из чего солдат сварил самую вкусную на свете кашу ? (Из топора). 4.К какому виду сказок относится сказка «Колобок»? (К сказкам о животных). 5.В каких сказках впервые появляется священник? (В социально – бытовых сказках). 6.В каком топком месте царевна-лягушка скучала невестой? (В болоте).

Слайд 41

9.Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского крестьянина? (Социально – бытовые сказки). 10.Помесь ящера, летучей мыши и огнемёта, летает и имеет несколько голов? (Змей Горыныч). 11.Храбрый, весёлый, находчивый человек, который возвращается домой после 25-летней службы. Кто это? (Солдат).
7.Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна. (Скатерть - самобранка).
8.Смерть его на игле, В сундучке лежит в земле. Никого, чем он нет злей. Как зовут его? (Кощей).

Слайд 42

Подведение итогов
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы ,а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами.
Пришла пора сказать «До новой встречи» Окончен сказочный наш карнавал В гостях мы были у гостей сердечных, В чудесной сказке каждый побывал». Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу Своих любимых сказочных героев В заветный час они тебе помогут Сделать жизнь светлей.

Слайд 43


Спасибо за работу!
Урок окончен!