Презентация - Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»

Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»Три интерпретации одного произведения «Пиковая дама»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Пиковая дама»
Три интерпретации одного произведения Выполнили: Глазырина Мария 7-Б, Софина А. 7-Б Руководитель: Пантелеева В. Ю. , учитель музыки.

Слайд 2

Основополагающий вопрос: меняется ли восприятие сюжета произведения и его главных героев в зависимости от интерпретации писателя, композитора, режиссера?
Вопросы учебно-воспитательной темы: -изучение повести и оперы ,формирование навыков слушания оперы. -духовно-нравственное воспитание учащихся. -приобщение к музыкальному театру. -формирование навыков самостоятельного анализа произведений и умения доказать свою точку зрения. Учебные предметы: -литература -музыка -изо Участники: -учащиеся 7-б класса -учащиеся 8-м класса

Слайд 3

Гипотеза:
Мы считаем, что отношение зрителей (слушателей) к персонажам «Пиковой дамы» будет меняться в связи с интерпретацией композитора и режиссера.

Слайд 4

Цель проекта:
Сравнить повесть, оперу и театральную постановку. Выяснить, как изменилось восприятие обучающимися главных героев «Пиковой дамы» после изучения оперы П. И. Чайковского и просмотра постановки оперы в театре.

Слайд 5

План-карта действий по реализации проекта.
-Знакомство и анализ «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. -Изучение оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». -Сравнительный анализ повести и оперы. Выявление причин, побудивших Чайковского П. И. изменить сюжет и образы главных героев. -Просмотр оперы в Марийском Государственном театре оперы и балета имени Э.Сапаева. -Сравнительный анализ оперы Чайковского П. И. и ее постановочной версии в театре им. Э. Сапаева. -Анкетирование учащихся.

Слайд 6

Анкетирование
В анкетировании принимали участие учащиеся 7-б класса-27 человек и учащиеся 8-м класса-23 человека. -после изучения повести: хотите ли вы познакомиться с оперой? -после изучения оперы: есть ли у вас желание посетить оперный театр? -кто из героев произведения вызвал в вашей душе наибольший отклик?( в повести, в опере, в театре) -хотите ли вы в дальнейшем изучать литературные и музыкальные произведения на один сюжет.

Слайд 7

А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама»
Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. В 1833 году за полтора месяца автор создается свои прозаические шедевры, среди которых можно назвать «Пиковую даму».
В «Пиковой даме» Пушкин делает попытки создать образ маленького неимущего человечка, одержимого грандиозными идеями. Позднее эти мотивы и сюжеты будут подхвачены Гоголем и Достоевским. Центральной темой повести становится тема безумия Германа.

Слайд 8

Вопрос: после изучения повести хотите ли вы познакомиться с оперой?

Слайд 9

П.И. Чайковский .Опера «Пиковая дама»
Ни один русский поэт, ни один русский писатель не дал так много русской оперной классике, как Пушкин. Администрация Императорского Театра предложила Чайковскому написать оперу на сюжет, созданный Иваном Александровичем Всеволожским на основе повести Пушкина в 1887 году. Композитор отказался, мотивируя это отсутствием в сюжете «должной сценичности». Сюжет пушкинской «Пиковой дамы» не сразу заинтересовал Чайковского. Однако со временем эта новелла все более овладевала его воображением. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. При работе над либретто пушкинский сюжет был заметно изменен Модестом Чайковским. Герман предстает в музыке Чайковского как человек с огненным воображением и пылкими страстями. Различие общественного положения героев внесло в оперу тему социального неравенства. Превращение Лизы из компаньонки во внучку старой графини не меняет по существу ее образа; она остается той же чистой и любящей девушкой, как и в повести. По-иному, чем пушкинская Лиза, но она тоже испытывает гнет условностей и предрассудков аристократического петербургского общества. П.И.Чайковский настаивал на введении сцены у Канавки (шестая картина). Это вполне понятно: разговор Лизы с Германом, отсутствующий у Пушкина, крайне важен в той трактовке сюжета, которая была найдена М.И.Чайковским и принята Петром Ильичем; это существенный этап в сценическом раскрытии постепенно развивающейся душевной болезни Германа, а еще больше облика Лизы.

Слайд 10

Кто из героев произведения вызвал в вашей душе наибольший отклик?

Слайд 11

Вопрос: после изучения оперы есть ли у вас желание посетить оперный театр?

Слайд 12

Театральная постановка
В театральной постановке, представленной Марийским Государственным театром оперы и балета имени Э. Сапаева, отсутствовала 5 картина, в которой раскрывались душевные страдания Германа после смерти графини и метание его души от чувства любви к чувству азарта. Отсутствовала и так много значимая для Чайковского «сцена у Канавки», отображающая трагизм судьбы Лизы. Вместо нее был введен «немой диалог» Лизы с князем Елецким, в котором князь несколько раз как бы предлагал Лизе пути спасения, но она их отвергала. В связи с новой интерпретацией изменилось отношение учащихся к персонажам оперы.

Слайд 13

Кто из героев произведения вызвал в вашей душе наибольший отклик после просмотра оперы в театре?

Слайд 14

Вопрос: хотите ли вы в дальнейшем изучать литературные и музыкальные произведения на один сюжет.

Слайд 15

Выводы:
1.Наша гипотеза нашла подтверждение: интерпретация влияет на отношение слушателей и зрителей к персонажам произведения, «Пиковой дамы» ,в частности. 2.В процессе знакомства с произведениями у обучающихся формировались навыки слушания музыки и самостоятельного анализа музыкального произведения. 3.Процесс интегрированного изучения произведения более продуктивен в процессе духовно-нравственного воспитания.

Слайд 16

Информационные ресурсы:
А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама». П.И.Чайковский. Опера «Пиковая дама».Аудиозапись постановки Большого театра.1984 год. Театральная постановка оперы «Пиковая дама». Марийский Государственный театр оперы и балета имени Э.Сапаева. http://www.BestReferat.ru http://www.pushkiniada.ru

Слайд 17

Этапы и сроки проекта:
-Выбор темы-1 день -Составление плана мероприятий-2 дня -Изучение повести А. С. Пушкина-2 недели -Изучение оперы П. И. Чайковского-3 месяца -Посещение Марийского Государственного Оперного театра имени Э. Сапаева-1 день -Анкетирование и обработка результатов-4 дня -Оформление презентации- 4 дня