Презентация - Воспитание толерантности как средство формирования успешной личности

Воспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личностиВоспитание толерантности как средство формирования успешной личности







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Воспитание толерантности как средство формирования успешной личности
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе. Л.Н. Толстой

Слайд 2

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Слайд 3

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Слайд 4

Толерантности уделяется большое внимание в обществе: по предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты»; правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”; 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».

Слайд 5

Жизненные позиции по отношению к себе и другим (по Э.Берну)
Я – о'кей, ты – о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Я – о'кей, ты – не о'кей. Я – Принц, а ты – Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя. Я – нео'кей, ты – о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством. Я – не о'кей, ты – не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Слайд 6

Формула воспитания культуры толерантности
«родители + дети + учитель»

Слайд 7

Подходы к воспитанию толерантности
личностно-ориентированный деятельностный

Слайд 8

Принцип целенаправленности
Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Правила: развитие интереса к проблеме толерантности; развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; четкое определение конечного результата воспитательных воздействий; постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся.

Слайд 9

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, личного опыта взаимоотношений и т. д. Правила: тщательное изучение особенностей личности воспитанника; организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании); определение методов, приемов и форм воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием.

Слайд 10

Принцип культуросообразности
В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Правила: опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром; учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья); использовать потенциал культуры мира.

Слайд 11

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. Правила: подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; демонстрация последствий толерантности и интолерантности; поиск способов решения, сотрудничество и диалог; возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия).

Слайд 12

Принцип уважительного отношения к личности
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Правила: организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах.

Слайд 13

Принцип опоры на положительное в ребенке
Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. Правила: выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность; создание ситуации успеха.

Слайд 14

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Правила: изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; опора на возможности и уровень социальной среды; интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Слайд 15

Принцип единства знания и поведения
Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Правила: соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности; перевод толерантности из области знания в область действия.

Слайд 16

Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. Правила: актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности; организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Слайд 17

Принцип воспитывающей рефлексии
Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. Правила: побуждение учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

Слайд 18

Каковы черты толерантной личности?
терпение, снисходительность, расположенность к другим, юмор, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, несклонность обсуждать других, умение слушать, способность к сопереживанию.

Слайд 19

А каков он, толерантный учитель?
1. Осознает, что его воспринимают как образец для подражания. 2. Осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов. 3. Поощряет творческие подходы к решению проблем; 4. Обеспечивает условия для совместной конструктивной активности участников образовательного процесса, условия для личностных достижений, не обостряет агрессивное поведение или обостренное соперничество; 5. Содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности; 6. При осуществлении учебных программ использует возможности всего сообщества; 7. Учит мыслить критически и умеет ценить позиции других, при этом четко формулирует собственную позицию в отношении спорных вопросов; 8. Ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявлений в жизни.