Презентация - Развитие критического мышления через чтение и письмо

Развитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмоРазвитие критического мышления через чтение и письмо







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Развитие рационального, критического мышления – одна из общепризнанных в зарубежной педагогике целей на протяжении последних десятилетий.

Слайд 2

В процессе применения технологии развития критического мышления: • происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; • появляется возможность объединения отдельных дисциплин; • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Слайд 3

Ход урока.
Стадия вызова.(Как побудить учеников на формулирование вопросов и целей обучения. Как они будут оценивать свои предыдущие знания). Стадия осмысления (Как ученики будут изучать содержание? Как отследить понимание ими содержания?) Стадия рефлексии. (Как ученики будут использовать знания урока. Как их вести к осмыслению новых знаний, к поиску ответов на вопросы, которые остались без ответа и разрешению сомнений).

Слайд 4

Мозговой штурм. Предлагается тема, проблема для обсуждения. Задача учащихся предложить как можно больше смелых, неожиданных идей по решению данной проблемы, по изучению данной темы. Правила «Мозгового штурма» 1. Требуется высказать как можно больше смелых, неожиданных, новых идей. 2. поощряются все идеи, какими бы сумасшедшими, невероятными они ни казались на первый взгляд. 3. Предлагаемые идеи нельзя критиковать. 4. Идеи можно обсуждать, комбинировать, соединять, творчески перерабатывать, изменять до неузнаваемости.

Слайд 5

Ассоциации. Предлагается слово, понятие. Задача учащихся высказать ассоциации, которые у них возникают в связи с этим словом, понятием. Это могут быть как отдельные слова, так и словосочетания и даже короткие предложения.
Эссе (метод свободного письма) Даются ключевые слова (или предлагаются учащимися). Задача учащихся на основе данных слов написать то, что хочется. Дается 5 минут полной тишины. По истечении времени работы читаются в микрогруппах, выявляется наиболее интересная.

Слайд 6

Составление кластера. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Работа в парах. Авторский стул. Выявляется самая интересная работа. В группе обсуждается, что понравилось в этой работе? От каждой микрогруппы зачитывается одна работа. После каждого прочтения идет интенсивное обсуждение: что понравилось в этой работе? Что было в ней интересным? Какие мысли показались оригинальными, смелыми? Какие мысли вызывают на дискуссию?

Слайд 7

Члены предложения. Подлежащее Сказуемое обстоятельство дополнение определение
Главные + +      
Второстепенные     + + +
Семантический оптимистический анализ. Заранее создается таблица, в которой сосредоточены основные понятия, предназначенные для систематизации знаний. Задача учащихся заполнить данную таблицу, отметив условным значком те признаки, которые присущи тому или иному явлению, понятию. Возможное использование: На стадии вызова – 2 типа известны, один узнаем. На стадии осмысления – что будем изучать и что изучили. На стадии рефлексии – дополняем, что усвоили, поняли, запомнили. Таблица может быть использована в качестве контроля изучения нового материала.

Слайд 8

Прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Учащимся предлагается записать на листке одно- три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Слайд 9

Инсерт. Инсерт – от английского слова insert – «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить». Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Это своеобразная разметка текста.
V – ИНФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНА + - НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ - - ИМЕЛ ДРУГОЕ МНЕНИЕ ? – НЕПОНЯТНО, ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ

Слайд 10

Толстые и тонкие вопросы Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
  ?   ?
кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...

Слайд 11

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов. 1. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники. 2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие - только один. 3. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам. 4. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать - необходимо поощрять даже незначительные успехи. 5. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно детей разделить на группы.

Слайд 12

"Чтение с остановками" Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Слайд 13

Рекомендации по использованию приема "Чтение с остановками" 1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 3. после каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?" 4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным. 5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: "Толстые и тонкие вопросы", составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Слайд 14

«Зигзаг» Члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

Слайд 15

«Верные – неверные утверждения» Использование этого приема основано на умении прогнозировать. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Слайд 16

Различные формы прогнозирования. Прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, Прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта. Прогнозирование по фотографиии т.д.

Слайд 17

Оставьте последнее слово мне. Задача: развитие речи учащихся. Возможность заставить говорить слабого ученика. Стимуляция вдумчивого чтения. Мотивация к чтению. Учащимся предлагается текст, который они должны прочитать. После того как прочитан текст, учитель предлагает учащимся выписать на листочек фразу, которая им более всего запомнилась. Необходимо указать страницу, абзац. На обратной стороне листочка записать комментарий к фразе. Выписывается цитата, которая интересна ученикам. По окончании работы над фразой учитель предлагает одному из учащихся зачитать вслух цитату. Все ее ищут в тексте, читают. Затем каждый комментирует эту фразу, как он ее понимает. В заключение обсуждения слово предоставляется автору, который зачитывает свой комментарий к цитате. Учитель может дать опережающее задание подготовить карточку с комментарием

Слайд 18

Направленное чтение, мышление. Суть приема состоит в том, что каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, то есть выступают в своем роде соавторами писателя. Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпадали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения. По ходу обсуждения предположений на доске составляются колонки предположений. Возможная технологическая карта урока.
Что произойдет. Что произошло на самом деле.
       

Слайд 19

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. Учащимся объявляется тема изучаемого материала и предлагается составить в тетради таблицу с колонками ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ(А). В колонку «знаю» вносят сведения, известные по данной теме (результат обсуждения в паре). В колонку «хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы. Затем учащиеся читают новый текст (ОН заранее распечатан в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные вопросы. После прочтения текста предлагается заполнить колонку «узнал(а)», располагая ответы напротив вопросов «хочу узнать». ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ(А)

Слайд 20

Слайд 21

Пятистишие. (Синквейн). Пятистишие или Синквейн составляется по следующим правилам. 1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным. 2. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными. 3. Третья строка – описание действия в рамках заданной темы тремя словами, обычно глаголами. 4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме. 5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому слову, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы. Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Слайд 22

Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме: Строчка первая: тема (существительное) Строчка вторая: определение (два прилагательных) Строчка третья: действие (три причастия) Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных) Строчка пятая: действие (три причастия) Строчка шестая: определение (два прилагательных) Строчка седьмая: тема (существительное)
Лист дерева – рождение зеленый, яркий светящийся, растущий, цветущий жара, движение, солнце, пища увядающий, желтеющий, падающий коричневый, старый смерть

Слайд 23

Жизнь Любовь Взаимная, прекрасная Крепнущая, возвышающая, волнующая Весна, счастье, гармония, луна Угнетающая, тускнеющая, угасающая Безответная, трагическая Ненависть.
Времена года Весна Светлая, живая Растущая, расцветающая, ждущая Жизнь, тепло, пробуждение, ландыши Холодеющая, темнеющая, умирающая Желтая, сухая Осень

Слайд 24

Прием "Закончи предложение« Его цель - организовать диалог участника с авторитетным мнением. Технология: 1. Выписывается из текста художественного произведения или критической статьи начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора. 2. В случае, если перед нами текст критической статьи, учащиеся знакомятся с текстом, по поводу которого рассуждает автор статьи. Если нет, сразу переходим к пункту №3. 3. Закончить предложение. 4. Познакомиться с версиями других учеников. 5. Познакомиться с авторским вариантом.

Слайд 25

"Дневники и бортовые журналы" Способы визуализации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии, например, дневники и "бортовые журналы". Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Слайд 26

Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Пример.

Слайд 27

Прием “Лови ошибку” Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Слайд 28

Использование методики "Шесть шляп мышления"
«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи

Слайд 29

Спасибо за внимание !