Презентация - Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложенияВторостепенные члены предложения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Второстепенные члены предложения

Слайд 2

Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. Традиционно среди второстепенных членов предложения выделяют определение, дополнение и обстоятельство. Например: Вчера девушка купила новый костюм.

Слайд 3

Определение
- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей? который? Определение подчинено существительному, называющему характеризуемый предмет или явление. В соответствии со способом грамматического выражения и характером связи с определяемым существительным выделяются согласованные и несогласованные определения.

Слайд 4

Согласованные определения
связаны с определяемым словом по типу связи - согласование - и способны уподобляться ему в числе и падеже (в единственном числе - и в роде). Способы выражения определений: 1. Прилагательное в полной форме (веселый); 2. Причастие в полной форме (прочитанный); 3. Местоимение-прилагательное (такой); 4. Числительное: а) порядковое (первый); б) количественное (один).

Слайд 5

Несогласованные определения
- это определения, которые связываются с определяемым словом по способу управления или, реже, примыкания. Такие определения выражаются грамматическими разрядами слов, которые не способны к согласованию. Например: Ваза из хрусталя, макароны по-флотски.

Слайд 6

Способы выражения несогласованных определений
Существительное в косвенном падеже. Например: берег озера. 2. Притяжательные местоимения его, ее, их. Например: его сумка. 3. Прилагательное в форме сравнительной степени. Например: Света выше Егора. 4. Наречие. Например: кофе по-турецки. 5. Инфинитив. Например: желание подумать. 6. Синтаксически неделимое словосочетание. Например: комод из красного дерева.

Слайд 7

Приложение
Особой разновидностью определений является приложение. Приложение - это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже, что и определяемое слово. Определяя предмет, приложение дает ему другое название. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным прилагательным и причастием, а также субстантивированным числительным. Приложения могут иметь самые разные значения.

Слайд 8

Основные значения приложений
Классификационный разряд, к которому принадлежит предмет (лицо): род занятий, профессия, специальность, должность, социальная и национальная принадлежность, возраст, родство и т. д. Например: Девушка-врач, девушка-кассир, девушка-студентка, девушка-грузинка, девушка-спортсменка, девушка-подросток, девушка-племянница. Свойства и качества предмета, его характеристика. Например: Петух-драчун, машина-малютка, завод-гигант, чародейка-зима. Обозначение названия предмета, а также географического наименования (кроме собственных имен лиц). Например: Газета «Труд», пароход «Сибирь», село Покровка, озеро Байкал, город Воронеж.

Слайд 9

Приложения
могут присоединяться к определяемому слову при помощи союзов то есть, или, а также при помощи слов например, по имени, по фамилии, по прозвищу. Например: Я записываю понравившиеся мне афоризмы, то есть краткие изречения. Наш учитель математики, по фамилии Коровин, отличался высоким ростом.

Слайд 10

Дополнение
- это второстепенный член предложения, указывающий на предмет, на который направлено действие или который является результатом действия. Дополнения выражают объектные отношения и отвечают на вопросы косвенных падежей. Разграничиваются дополнения прямые и косвенные. Прямое дополнение - это дополнение, обозначающее объект, на который непосредственно направлено действие.

Слайд 11

Прямое дополнение
Прямые дополнения выражаются существительным или местоимением, которое стоит: в винительном падеже без предлога. Например: Ель рукавом мне тропинку завесила. в родительном падеже при глаголе с отрицанием. Например: На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести. в родительном падеже при выражении «частичного объекта», т. е. для обозначения части целого. Например: Он налил в стакан ландышевых капель и разбавил их кипяченой водой.

Слайд 12

Косвенные дополнения
- это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом. Например: Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне. Дополнение может быть выражено также инфинитивом (объектный инфинитив). Например: Я прошу вас говорить по существу дела.

Слайд 13

Обстоятельство
- это второстепенный член предложения, который обозначает различные обстоятельства проявления действия или признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? почему? и др. Обстоятельства связываются с определяемым словом посредством примыкания и управления и обычно подчиняются глагольному слову. Если обстоятельство связано с главным словом способом управления, то оно может иметь добавочное значение дополнения. Например: Над седой равниной моря ветер тучи собирает. (Где? Над чем?)

Слайд 14

Разряды обстоятельств
1. Образа действия или меры и степени (как? каким образом? насколько? в какой степени?). Например: Ленивые крупные хлопья (как?) бесшумно скользили мимо окна. 2. Места (где? куда? откуда?). Например: (Где?) Внизу, у подножья горы, растет смешанный лес. 3. Времени (когда? как долго? с каких пор?). Например: (Когда?) Сегодня русский язык – один из самых передовых языков мира. 4. Причины (почему? отчего?). Например: Сенокос запоздал (почему?) из-за дождей.

Слайд 15

Разряды обстоятельств
5. Цели (с какой целью? зачем? для чего?). Например: (Для чего?) Для укрепления здоровья занимайтесь гимнастикой. 6. Условия (при каком условии?). Например: При большом желании вы добьетесь лучших результатов. 7. Уступки (несмотря на что? вопреки чему?). Например: В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему необычайно повезло. 8. Сравнения (как?). Например: На том берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры.

Слайд 16

Тестовые задания.
Мы предлагаем Вам проверить полученные знания по теме с помощью тестовых заданий. Мы приготовили для этого несколько вопросов. Ваша задача заключается в том, чтобы после прочтения каждого вопроса Вы нажали на паузу и попробовали самостоятельно выбрать правильный ответ, который мы с Вами разберем сразу же после нажатия на воспроизведение. Желаем успехов!

Слайд 17

1. Каким членом предложения является выделенный жирным шрифтом оборот?
Улыбаясь всем прохожим подряд, Митя шел по улице. а) сказуемым; б) определением; в) дополнением; г) обстоятельством.

Слайд 18

2. В каком случае выделенное слово является согласованным определением?
а) Мне нравится платье из ситца. б) Нас встретил старик с длинной седой бородой. в) Я вглядывался в далекие времена. г) Мечта путешествовать не покидала меня до конца жизни.

Слайд 19

3. В каком случае выделенное слово является несогласованным определением?
а) Дни становились все короче и короче. б) Язык жестов не является одинаковым в разных странах. в) Девочка постарше стояла поодаль от остальных ребят. г) Странная история приключилась со мной в деревне.

Слайд 20

4. В каком случае выделенное слово является приложением?
а) Часов в одиннадцать к ним пришел Егор Петров - сосед, школьный завхоз. б) Поезд мчится, как стрела. в) Дружелюбный пес, по кличке Трезор, бежал за нами до самой станции. г) Книга с разноцветными картинками настолько увлекла меня, что я не заметил прихода взрослых.

Слайд 21

5. В каком случае выделенное слово является дополнением?
а) Мы сели отдохнуть на скамейку у реки. б) Машины шли медленно из-за снегопада. в) Моему брату часто приходится ездить на такси. г) Несмотря на нелетную погоду, самолеты продолжали совершать рейсы.

Слайд 22

6. В каком случае дан правильный вариант характеристики второстепенного члена предложения?
Все воеводы должны были каждое утро после ночлега собираться у него в шатре для совета. а) прямое дополнение; б) обстоятельство цели; в) косвенное дополнение; г) обстоятельство причины.

Слайд 23

7. В каком случае дан правильный вариант характеристики второстепенного члена предложения?
Несмотря на усталость, многие из них уселись на траву около своих шалашей и стали мирно беседовать. а) прямое дополнение; б) обстоятельство уступки; в) косвенное дополнение; г) обстоятельство условия.