Презентация - Ранняя лирика Маяковского

Ранняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика МаяковскогоРанняя лирика Маяковского







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Художественный мир, характер ранней лирики В. Маяковского.

Слайд 2

1. Каковы основные особенности духовного мира поэта, как отражаются они в его творчестве?   2. Почему столь разноречивы и даже полярно противоположны оценки личности и творчества поэта? 3. Чем объяснить, что страстно влюбленный в жизнь, славивший революцию поэт сам поставил «точку пули в своем конце»?

Слайд 3

 «Маяковский — личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду». А. В. Луначарский. Очерки русской литературы  революционного времени, 1923

Слайд 4

«Еще чуть ли не юношей он заявил, что может быть „от мяса бешеный“ и может быть „безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах“.       Таким и остался. На всю жизнь. Быстро возгорающимся, неудержимым в страсти, могущим в моменты особого драматического напряжения совершить неожиданный, даже роковой поступок. И в то же время — деликатным, предупредительным, трогательным и нежным в заботе о других. И — уверенным в себе жизнестроителем. „Маяковский все переживал с гиперболической силой — любовь, ревность, дружбу“. Эта фраза, сказанная Л. Ю. Брик, может служить поводом для размышления. Но это — не болезнь, это свойство натуры». Ал. Михайлов. Маяковский, 1988

Слайд 5

 «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чем не мог дойти до конца и вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение чьим-либо мнением — и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу — и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее братство — а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах ускользающей из-под ног...» Ю. Карабчиевский. Воскресение Маяковского, 1983

Слайд 6

   «Редкий поэт так жгуче, так нервно — до крика, до истерики — реагировал на время, как Маяковский. Он представляется какой-то гигантской наковальней, на которую бросают раскаленные глыбы дней. Как и другие люди его времени, он берет на себя все: от заурядных мелочей быта до глобальных проблем мироустройства. Ничего ведь не было готового, новое только грезилось и намечалось. Надо было дать этому новому победить в собственной душе, а потом уже вести за собою массу. Маяковский открывает несколько фронтов, на которых дает бой старому: публицистика, эстрада, критика, живопись, театр, поэзия, кино, общественно-бытовое поведение и т. д. И на всех фронтах он сражается со всей страстью и яростью, будто на реальном фронте...» В. М. Акаткин. Романтика разрушения, 1998

Слайд 7

«Особенности лирики В.В.Маяковского».
Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии. В центре его поэзии – «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с миром, со Вселенной. С необычайной смелостью поэт вводит слова и выражения грубого, вульгарного стиля – разрушает штампы, стереотипы, границы дозволенного. Речь Маяковского обычно обращена к слушателю, поэтому многие стихотворения по форме представляют собой диалог, беседу. Маяковский создает свою систему тонического и акцентного стиха, в его строке различное количество неударных слогов. Поэт располагает строки «лесенкой». Словотворчество, авторские неологизмы (окказионализмы), необычные метафоры. Маяковский – необычный реформатор в области рифмы.

Слайд 8

«Облако в штанах» (1915)
  «Программной» для своего дореволюционного творчества «вещью» Маяковский считал поэму «Облако в штанах» и, называя ее „катехизисом сегодняшнего искусства“, так определял ее смысл: „долой вашу любовь“, „долой ваше искусство“, „долой ваш строй“, „долой вашу религию“. И это характерно для того периода творчества поэта, страстно отвергавшего современную ему действительность, испытывавшего острое чувство неприкаянности и одиночества в окружавшем его бесчеловечном мире.

Слайд 9

  1. Прочтите первую главу поэмы. Покажите, как драма неразделенной любви отражается в других главах, где «долой!» адресовано другим составляющим действительности.       2. Какую роль играет в поэме богоборческая тема? Какое место занимает в ее разрешении утверждаемая поэтом концепция человека?       3. Как соединяются в образной системе поэмы два плана: возвышенный, торжественный и приземленный, откровенно натуралистический? В чем смысл такого соединения?

Слайд 10

В поэме „Облако в штанах“ средством переключения повествования из одного аспекта в другой служат подчеркнуто острые контрасты образов и чувств. От символического образа возмущенного, „ограбленного“ бога, идущего в окружении архангелов-меченосцев, — к подчеркнуто грубому: „А улица присела и заорала: „Идемте жрать!“, от горького признания („видели, как собака бьющую руку лижет“) — к пророческим строфам о близости революции, от минутного ощущения счастья, бенгальской яркости — к страшному отчаянию, от яростного взрыва („я тебя, пропахшего ладаном, раскрою, отсюда до Аляски“) — к гордому: „Снимите шляпу! Я иду!“ — таков путь поэтической мысли, ее метания... И каждый такой контраст, каждый такой поворот мысли и чувства обнажает еще одну грань души поэта, одинокой в чуждом, враждебном ей мире, но сумевшей вобрать в себя боль и муку, надежды и отчаяние всех, кто так же одинок, как она, и так же страстно хочет верить в грядущее освобождение и возмездие...» Н. Калитин. Крик тысячедневных мук, 1967

Слайд 11

Аналитическая работа (по группам)
Анализ стихотворений 1 группа: «Нате» 2 группа: «Послушайте» 3 группа: «Скрипка и немножко нервно»

Слайд 12

Темы и образы в ранней лирике В. Маяковского
Основной конфликт ранних произведений Ранимость и чуткость поэтической души Лирический герой раннего Маяковского
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Слайд 13

Чем объяснялось в раннем творчестве поэта желание скандальной славы?

Слайд 14

Всем: прочитать произведения, указанные в заданиях Подготовить сообщения: Послереволюционное творчество В. Маяковского в «Окопах сатиры РОСТА» Пьеса «Клоп». Замысел и основная тема. Сюжет и герои. Пьеса «Баня». Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Левый марш» (3 уч-ся) История создания стихотворений «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник» (3 уч-ся) Последняя любовь и последние часы жизни В. Маяковского 7) Выразительное чтение стихотворений «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник» (3 уч-ся)

Слайд 15

Опережающее задание
Выучить наизусть стихотворения С.Есенина: Одно из цикла «Любовь хулигана» «Низкий дом с голубыми ставнями» «Письмо к женщине» или «Собаке Качалова» «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» «Письмо к матери» «Отговорила роща золотая…», или «Не жалею, не зову, не плачу», или «Мы теперь уходим понемногу…»