Презентация - Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»

Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Конкурс программ внеурочной деятельности
Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»
Учитель русского языка и литературы Лысогорского района Саратовской области Горох Н.Г.

Слайд 2

Условия возникновения и становления педагогического опыта
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – сформировать у него метапредметные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Слайд 3

Противоречия, которые привели к опыту.
Существующее противоречие между требованиями новых стандартов и организацией образовательного процесса актуализирует потребность разработки новых форм  деятельности, формирующей метапредметные результаты.
"Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". (Ян Амос Коменский)

Слайд 4

Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»
интеграция
Воспитание и социализация
«Русский язык» «Литература»
Урочная деятельность внеурочная деятельность

Слайд 5

Актуальность педагогического опыта
Сегодня, в век повсеместной компьютеризации и доступности любой информации и любых текстов, существует серьезная опасность вырастить поколение, не способное к самостоятельному речевому творчеству, что в требованиях стандартов называется коммуникативной компетенцией. К сожалению, основная деятельность школьника сегодня носит словесно-логический характер, даже на уроках гуманитарного цикла мы больше заботимся о развитии логики ребенка, чем о его воображении.
«Фантазия важнее знания» (А. Эйнштейн)

Слайд 6

Цель реализации программы: - высвободить внутренние творческие силы ребенка, его интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал. Задачи: - ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, тем самым пробуждая интерес к чтению художественных произведений и словесному творчеству. - сделать ещё один шаг к умению свободно, непринужденно – и одновременно чрезвычайно ответственно пользоваться словом, его художественными возможностями, его гибкой и музыкальной природой, его потенциалом точного и выразительного эквивалента собственному чувству.

Слайд 7

Теоретическое обоснование педагогического опыта
В развивающем обучении детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Поэтому задача, стоящая сейчас перед нами, не в разработке методики написания сочинений, а в поисках условий организации литературного творчества детей.

Слайд 8

Обоснование выбора механизмов и инструментов формирования метапредметных результатов
Если задача сочинения – развитие личности ребенка, интеграция знаний, представлений, опыта, которые он получает из различных источников, то и методика работы должна строиться на метапредметной основе. Такой характер методики определяется особенностью речевого высказывания, продуктивность которого находится в теснейшей связи с комплексом внутренних факторов: мышлением, чувствами, широтой представлений об окружающем мире.
Содержание данной программы внеурочной деятельности, начало которой - в программах по русскому языку и литературе, согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, Информатике и ИКТ, краеведению, биологии, искусству.

Слайд 9

Технологический аспект опыта
Программа разработана с учётом современных образовательных технологий: Технологии развития критического мышления через чтение и письмо; Технологии творческой мастерской; Технологии группового обучения; Игровых технологий; Личностно ориентированного обучения; Исследовательской и проектной деятельности; ИКТ, которые расширяют круг технических возможностей детей при редактировании и оформлении работ, издательской деятельности.

Слайд 10

Методы проведения занятий
Особенностью методики проведения занятий в кружке является то, что теоретическая часть практически полностью отрабатывается на уроке, а внеурочные аудиторные занятия - это творческие практикумы, выполнение творческих проектов: выпуск тематических стенных газет, альманахов. Внеаудиторные занятия предполагают проведение исследований, работу со справочной литературой, встречи, цель которых – сбор материала: беседы, опросы, интервью.
Титульный лист альбома (проекта) «Подвижники добра». Рисунок Абросимовой Анастасии

Слайд 11


1. Подбираем ассоциативный ряд к тому образу, который создаем. 2. Помним, что метафора – это скрытое сравнение. 3. Характеризуем образ по цвету, вкусу, запаху, внешности, звуку, настроению.
Творческий практикум
«Переносное значение»
Метафора – это отличительный признак гения (Аристотель)
Метафора

Слайд 12

«Стихотворение по метафоре» «Моя мама»
- Какие цветовые ассоциации вызывает у вас слово «мама»? - Какие запахи ассоциируются у вас с этим словом? Каковы Ваши звуковые ассоциации? Если бы ваша мама была деревом, то каким именно и почему? - А если бы была цветком? - С чем ещё из этого огромного мира вы сравнили бы свою маму?
Моя мама – это желтый солнечный зайчик, теплый и ласковый; это нежно-розовая герань на моем окне, которая цветет и радует меня, даже если я забываю её поливать. Моя мама – это вкусный запах ванили, запах любимого всеми воскресенья, запах праздника, запах чистого дома; Моя мама – это то ласковый убаюкивающий звук шуршания падающих листьев, то тревожный гул деревьев в ненастную погоду, то резкий звук сирены, предупреждающий об опасности; Моя мама – это мягкий плед, дающий тепло и нежность, покой и уют, это грустная красивая песня, которая делает нас лучше, это мудрая книга, которую не обязательно читать, чтобы набраться мудрости: нужно просто быть рядом…
Творческий практикум
Воспитательная внеурочная деятельность

Слайд 13

Эпитет
Если бы вместо оценок вам давали разноцветные жетоны, какого цвета была бы оценки «5», «4», «3», «2»? А можно ли определить и изобразить настроение цвета? Какого цвета вьюга? Ветер? - А какого цвета музыка, которую вы слышите? - Какого цвета может быть зло? А добро?
Творческий практикум
«Если цвет можно охарактеризовать, то составьте такой рассказ, где вместо обычных прилагательных были бы только прилагательные, обозначающие цвет».
«Определение»

Слайд 14

- Отгадайте старинную русскую загадку: «Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе- свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – жаждущим родник». - Что это за дерево? Конечно, береза. - Попытаемся вместе разобраться, что же это за угодья. А что ещё знаете вы о пользе берёзы? А знаете ли вы, что береза – это единственное дерево с белым стволом? Припомнив наше занятие о тайне цвета, попробуйте предположить, почему?
Творческий практикум с исследованием
«Похвальное слово березе» - Давайте похвалим это чудесное дерево, расскажем о его достоинствах, о трепетном отношении к этому дереву русских людей.
Учебник биологии
интернет
Беседы с бабушками и дедушками
Стихи, сказки, легенды о березке
«Имя прилагательное»
?
?
?
?

Слайд 15

Сказки «Как армяк стал кафтаном», «Как веретено в самопрялку превратилось», «Лапти и сапоги»; Рассказы «Ухватистый ухват или рогатый рогач?» «Иконостас», «Глава семьи – самовар»…
Музейный экспонат рассказывает о себе…
Творческий практикум с исследованием
Рассказ «Пионерский костер» «…Громадная безобразная пирамида дров превращалась в красивую пылающую свечу. Языки пламени сливались в единую струю, рвущуюся в небо, от неё отрывались отдельные кусочки пламени и летели ввысь. И казалось, что звезды на небе зажигались от этих искр. А мы стояли, сидели вокруг и заворожено смотрели на этот концерт пламени, искр, летящих в ночь. И торжественно звучала песня «Взвейтесь кострами, синие ночи». Далеко были слышны звуки песни, а ещё дальше был виден костер. Мне очень нравилось, когда я приходила домой слышать от мамы, что она видела наш костери слышала нашу песню. Хорошая это была традиция, жаль, что она утрачена. Столько лет прошло, а память о красивом жива». Монетов С.
«Устаревшие слова»
Музейная педагогика

Слайд 16

«Летающая рифма», «Отгадка в рифму», «Подскажи рифму», «Угадай стихотворение по рифмам», «Трудная рифма», «Буриме».
Творческий практикум
«Поэтическая мозаика»

Слайд 17

«Тропы-волшебники»
Метафорический эпитет. Игры», «Учимся сравнивать. Игры», «Стихотворение по метафоре».
Я ставлю сущность выше слов, Но верьте мне на слово: Смысл не в буквальном смысле слов, А в превращеньях слова. С.Кирсанов

Слайд 18

Сочиняем сказки
«Сказки наизнанку», «Я начну, а ты продолжи», «Сказка по вопросам», «Бином фантазии», «Необычный персонаж», «Карты Проппа», «Сказочный калейдоскоп».
Игры из сборника Дж. Родари «Грамматика фантазии, или Искусство придумывания историй».

Слайд 19

Стратегия РАФТ
социо-игровое задание Роль Аудитория Форма Тема Стратегия РАФТ
Цель: создание повествования, рассуждения или описания от другого лица

Слайд 20

Планируемые результаты
Личностные результаты: Ученик научится: работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, контактировать с разными людьми, помогать друг другу; проявлять настойчивость в достижении цели; соблюдать правила игры и дисциплину; выражать себя в творческой и игровой деятельности; ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышления. Ученик получит возможность научиться: самостоятельно конструировать свои знания, быть толерантным в процессе межличностного взаимодействия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. Метапредметные результаты Ученик научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы; осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры; координировать свои усилия с усилиями других. Ученик получит возможность научиться: строить красивую, правильную, образную речь в различных стилях и жанрах; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.