Презентация - Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения

Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Технологии работы при подготовке к написанию сжатого изложения
Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА»

Слайд 2

Сжатое изложение
Умение понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме (слушание и письмо). Отбор существенной информации, вычленение основных микротем. Не ставится задача сохранения авторского стиля, НО важно сохранить логическую последовательность, ключевые слова и словосочетания.

Слайд 3

Модель проведения сжатого изложения (спецификация 2012 г.)
№ Работа экзаменатора Действия экзаменуемых Примерное время
1 Поставить аудиозапись первый раз Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста экзаменуемые делают записи в черновике 2,5–3 минуты
2 Дать время на осмысление текста Работают с черновиками 3–4 минуты
3 Поставить аудиозапись второй раз Прослушивают исходный текст. 2,5 – 3 минуты
4 Выключить запись. Сообщить о начале написания изложения и о возможности пользоваться словарем
5 Пишут сжатое изложение

Слайд 4

Выделение в тексте главной информации
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

Слайд 5

Способы сокращения текста
Содержательные
Языковые
Разделение информации на главную и второстепенную Свёртывание информации за счёт обобщения
Замена однородных членов предложения обобщающим словом Замена фрагмента предложения синонимом Замена предложения или его части указат. Местоимением Замена СПП простым Исключение повторов Исключение синонимов Исключение фрагмента предложения Слияние несколько предложений в одно

Слайд 6

Содержательные приёмы компрессии текста
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). Упрощение Правильно – не менее 1 приёма для сжатия всего текста (3 балла)

Слайд 7

Исключение
Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.: Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; с описаниями и рассуждениями. Исключение повторов. Исключение фрагмента предложения. Исключение одного или нескольких синонимов.

Слайд 8

Обобщение
Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары. Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Слайд 9

Упрощение
Разбивка сложного предложения на сокращённые простые; замена сложноподчинённого предложения простым. Перевод диалога или прямой речи в косвенную. Замена фрагмента текста синонимичным выражением. Переформулирование мысли своими словами.

Слайд 10

Примеры сжатия текста
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же чаще возникают грустные картины.

Слайд 11

«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.
«Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.

Слайд 12

В прошлом году со мной приключилась беда. Шёл я по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже некуда: всё лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте. Решил повернуть назад домой. Я шёл по улице, думаю, что не шатаясь, держа у лица окровавленный платок. Хорошо помню этот путь. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь.

Слайд 13

В прошлом году со мной приключилась беда. Я шёл по улице, упал и сильно разбил лицо. Решил повернуть назад домой. Хорошо помню этот путь. Я шёл, держа у лица окровавленный платок. Народу на улице было много, но никто на этом пути не подошёл ко мне, не спросил, что со мной, не нужно ли помочь.
Возможный вариант сжатия

Слайд 14

Варианты заданий к тексту
Выделите опорные слова в предложениях. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его содержание и смысл. Составьте к абзацам текста опорные фразы, которые являлись бы ключами к их пониманию. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста. Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста. Проделайте следующую работу с текстом: а) составьте к нему план; б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом; в) через несколько минут «расшифруйте» написанное, то есть попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращённой записи; г) сравните результат «восстановления» с исходным текстом.

Слайд 15

Прочитайте текст и выделите микротемы (текст 1)
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается. Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. (По материалам периодической печати) (251 слово)

Слайд 16

Проверь себя
1. Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Мечта – это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет верить в лучшее. 4. Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт условия для того, чтобы приблизиться к желаемому, невзирая на возможные препятствия. 5. Стремление к осуществлению мечты наполняет нашу жизнь смыслом на много лет и делает нас добрее и лучше.

Слайд 17

Оцените работу
«Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Люди радуются, добреют, когда добиваются своей цели. Чтобы этого достичь, нужно хорошо просчитать свои действия. Цели могут быть разными. Это поступление в институт, покупка нового мотоцикла, путешествие. А вот мечта – это другое волшебство. Сама мечта не способна исполниться. В мечту люди вкладывают воображение и много радужных мыслей. Мы огорчаемся, когда не можем прямо сейчас отправиться в путешествие. Но эта отсрочка может быть полезной: мы можем выучить язык этой страны, узнать её историю. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что нас наполняет радость. Жизнь становится прекраснее и веселее. И мы становимся лучше». (101 слово)

Слайд 18

Логические ошибки
Цель всегда конкретна. Можно заранее продумать все свои действия, чтобы достичь её. А мечта – это совсем другое дело. Это всегда что-то доброе и прекрасное. Мечта не способна появиться у того, кто не может отличить зло от добра. В мечту люди просто верят. Психологи говорят, что человек сам создаёт себе условия для действия, которые постепенно приближают его к желанию. А вот мечта это совсем другое: волшебное, доброе. Мечта помогает нам поверить в то, что всё в конце будет хорошо. Как не странно мечты сбываются. Человек, мечтая, подсознательно создаёт условия для действий, которые приближают к мечте. Например, человек мечтает поехать в далёкую страну, но прямо сейчас не может этого сделать. Но со временем он всё больше узнаёт о том, что его влечёт. И возможно в будущем его работа будет связана с этой страной. И когда наша мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь смыслом, сделала нас добрее и лучше. Мечтайте! Допустим, человек мечтает посетить далёкую страну. Но в данный момент это невозможно. Он пытается сделать всё, что бы попасть туда. Устраивается на работу, копит деньги, изучает страну. Многие из учёных говорят, что мечты осуществляются. После того как мы достигаем свою цель и осуществляем мечту, наша жизнь становится ярче и наполняется интересными впечатлениями. Мы становимся добрее и лучше.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!